Как изменились прототипы MotoGP 2021 на катарской репетиции

Сюжет официальных тестов MotoGP в Катаре 5 -7 и 10 — 12 марта можно представить в комедийном ключе. И боевые ездоки, и тест-пилоты наверняка ощущали себя персонажем, который открывает шкаф и на него вываливается куча коробок, и погребает под собой.

Всё, что заводы придумали и изготовили со своими поставщиками за паузу между прошлым сезоном и грядущим, валилось на ездоков нескончаемым потоком: новые обтекатели и хвосты, двигатели (только Aprilia и КТМ), маятники, несколько версий рам, множество электронных стратегий для топливных карт, перетасованная шинная линейка Michelin, и прочее. Не говоря о деталях 2020 года, которым перед омологацией на ГП Катара решили дать еще шанс.

Всё это добро Honda, Yamaha, Ducati, Suzuki, Aprilia и КТМ свезли на Лосаил без шанса перепровериться на треке с другими чертами — с этой точки зрения прибитый коронавирусом 6-дневный тест в Малайзии был бы более чем замечателен. Вместо этого — самая короткая официальная предсезонка в 4-тактной эре MotoGP.

За 6-дневную программу — отсюда можно убрать первый проверочный день для новичков и тест-пилотов заодно с последним, когда на Лосаил налетела жаркая пыльная буря, — ездоки до сантиметра освежили в памяти конфигурацию 5,4-километрового кольца с 16 поворотами, и скоро добавят к этому 2 Гран-При на том же месте.

Затем чемпионат вернется в Европу к ГП Португалии 18 апреля, так что на малоизученном Портимане ждём результатов, которые у кого-то вполне могут встать вверх ногами. Например, у тех, для кого прошлогодний финал стал пыткой: вся Suzuki, Yamaha кроме Франко Морбиделли, Ducati кроме Джека Миллера, и не только.

Заводы распределили новинки на оба тестовых блока. Большие «железные» обновления вроде новых шасси Yamaha и Suzuki, или даже опытного мотора Suzuki для сезона 2022, ушли на пробу сразу, тогда как различные аэропакеты выходили в свет то на одном тесте, то на другом. К примеру, так поступила Yamaha: её более широкий обтекатель дебютировал во второй части у Росси и Морбиделли.

Что-то из новинок будет омологировано на сезон в четверг перед ГП Катара, что-то отправится на доработку. По «замороженному» регламенту Ducati, Honda, Yamaha и Suzuki обязаны откатать чемпионат с двигателями-2020, Aprilia вольна дорабатывать свой без ограничений, КТМ еще может выбрать между версией-2020 и более надежной версией-2021.

Ducati

  • Обтекатель с воздуховодами в нижней части, направленными к асфальту;
  • Добавлена передняя холшотка к заднему регулятору просвета;
  • Более стройный хвост (седло/подрамник) с коробом «салатница» третьего поколения, с предполагаемым демпфером масс/гасителем колебаний внутри, официально — с блоком электроники.

В отличие от Honda, KTM или Yamaha, болонская фабрика вместо довольно сдержанных опытов над размерами/формой текущих антикрыльев опять смело продвинула вперед мотоциклетную аэродинамику.

Теперь вся передняя кромка аэропакета Desmosedici работает с воздухом. Верхний и средний ярус антикрыльев остался прежним, сохраняя прижимную силу. Теперь с ними заодно идущие книзу воздуховоды сразу за передним колесом.

«Дрэгстер» Миллера с двойной холшоткой, припав к земле, прыгает вперед не хуже Формулы-1 или пушки раллийной Группы Б

Новинкой, которую первым обкатал тестер Микеле Пирро, вполне доволен и Джек Миллер. Воздуховоды не повышают, но и не понижают максимальную скорость Ducati, хотя новым рекордсменом MotoGP на тестах всё-таки стал Жоанн Зарко с обтекателем от прежнего Desmo GP 20 (357,6 км/ч).

Предположительно, добавление создает эффект присоски под днищем, или граунд-эффект — за счет перенаправления воздушных потоков под брюхо мотоциклу он сильнее припадает к асфальту в поворотах. Миллер действительно отметил это изменение, как и Баньяйя, сказав, что «байк легче заваливать в повороты».

В целом, Ducati просто сделала более обтекаемый мотоцикл, отложив «железные» обновления двигателя и шасси на 2022 год. О новом обтекателе рассказывал обозреватель Motorsport Magazine Мэт Оксли.

Оксли: Невиданный обтекатель Ducati заигрывает с граунд-эффектом?

Honda

  • 3 шасси: версия 2020/1, версия 2020/2 с углеволоконными вставками, новое для 2021-го;
  • Опытный 1-ярусный аэропакет версии «тест в Мизано-2020», новый 2-ярусный аэропакет с очень широкими антикрыльями «тест в Хересе-2020»;
  • Добавлена передняя холшотка к задней

Новая холшотка сделала из RC213V «полноприседающий» байк, как и Desmosedici, GSX-RR, RS-GP 21 и RC16. В прошлом сезоне Honda воспроизвела идею Ducati, научив байк на стартах поджимать заднюю подвеску ради снижения центра тяжести, теперь добавлена мотокроссовая технология с поджимом вилки.

Накагами и Брадль как самые ценные ездоки Honda, пока нет Марка Маркеса, работали в том числе с новой, более податливой рамой — первой с 2013 года, на которую травмированный в июле Муравей не оказал никакого влияния. Накагами склоняется начать сезон на ней благодаря большему запасу на торможении, хотя не успел подобрать базовую настройку.

Так же Honda вытащила из запасников 2 обтекателя нестандартной версии, которые можно было увидеть ранее в 2020 году на тестах — одноярусный а ля Yamaha, и более радикальный с увеличенной площадью крыльев. Эта работа так же легла на Накагами и Брадля.

Стандартная «бабочка» двухъярусного аэропакета-2020 у Поля Эспаргаро

Поль Эспаргаро , Honda

Загнутые книзу одноярусные крылья у Брадля, напоминающие Yamaha

Одно из самых радикальных аэрорешений этих тестов, ранее протестированное той осенью в Хересе: широкие двухгранные крылья верхнего яруса с боковыми «понтонами» под ними

Эспаргаро готовит свой «дрэгстер» с двойной холшоткой к старту с пит-лейна: рывком тела бросает сначала вилку, затем заднюю подвеску

Yamaha

  • 3 рамы для сравнения: 2019, 2020 и 2021, включая новый углеволоконный маятник
  • Переднее крыло «кабриолет», совмещенное с углеволоконными аэронакладками на вилку

У Иваты на Лосаиле было самое большое представительство вместе с Ducati, притом что боевых гонщиков меньше. Разбираться с горкой новых запчастей квартету помогала японская тест-бригада с Кэлом Крачлоу, Катсуюки Накасауга и Кёта Нозане.

Хотя Yamaha по собственным словам проделала за зиму очень крупную работу над М1, в Катаре эти мотоциклы внешне почти не отличались от прошлогодних. Аэропакет в районе антикрыльев остался почти нетронутым, основное внимание было на шасси: нужно было совместить «замороженный» двигатель-2020 с шасси с архитектурой в духе М1 2019, как сейчас у Морбиделли.

Воспринятое поначалу с опаской, шасси-2021 получило тёплый отклик от Росси, Виньялеса, Квартараро благодаря большей устойчивости на не самом хватком асфальте Лосаила. Хотя до полного сходства с М1 2019 не дошло. Возможно, Франко ничего не потеряет, оставаясь на старом, зато детально изученном М1.

Самые заметные внешние отличия новинок — это более «щекастый» обтекатель с расширением по бокам от воздухозаборника, над каналами-выемками. И Росси, и Морбиделли отметили повышение максимальной скорости. Скорее всего, благодаря отведению потоков воздуха от рук на руле — это должно снизить сопротивление их довольно крупных тел.

Вице-чемпион Морбиделли на своем старом М1 2019/2020 годов получил наибольшую выгоду от этой мелочевки. Его мотоцикл перестал валяться на дне протоколов максимальных скоростей — на Лосаиле он показал 341,9 км/ч против 343,9 у Росси и Виньялеса, и аномальных 347,2 у Квартараро. Однако до рекордных 357,6 Жоанна Зарко Морбиделли еще добрых 15,7 км/ч!

Так же Yamaha предложила заводским пилотам на пробу переднее крыло «кабриолет», где верхушка колеса открыта всем ветрам. Новая деталь удлинённой расширенной формы лучше охлаждает колесо, и вероятно, тоже повышает максимальную скорость за счет пониженного сопротивления.

Выгодно ли это на Лосаиле, не совсем понятно — на этом текучем кольце всего 2-3 участка жесткого замедления. В то же время более широкая плоскость крыла может активнее бороться с задиранием передка на разгонах.

Охлаждение и аэродинамика в одном лице: с этим крылом сверху шина получает дополнительный обдув, при этом боковые нахлесты скрывают от потока перья вилки, отдельно стоящие крышки с прорезями направляют воздух на тормозные диски

«Щекастый» обтекатель, одинаково подходящий М1 2021 Росси и М1 2019/2020 Морбиделли. Расширения по бокам лучше скрывают руки от потока воздуха

Догадаться о том, что это шасси-2021 с геометрией, вдохновленной версией-2019, можно по отверстию в боковых лонжеронах. У М1 2020 такого нет.

Эволюционный углеволоконный маятник М1. Над ним — «дырявое» заднее крыло, впервые испытанное в Брно-2017. Лосаил — трек #6 в MotoGP по уровню нагрева задней шины из-за затяжного левого виража в середине круга. Чем меньше накрыта покрышка, тем лучше.