Слухи: Автомотодром Брно могут разровнять под жилищную застройку

Один из самых красивых треков MotoGP, пропитанный настоящим духом старой школы, может исчезнуть с лица Земли. Видимо, не далек тот день, когда на месте чешского Автомотодрома Брно появятся частные жилые дома. О невеселой перспективе пишет швейцарский Speedweek.

5,4-километровое кольцо, скрытое в густом лесу Южной Моравии, в очень плохой форме как физически, так и финансово. В этом году ГП Чехии впервые с 1992 года выпал из календаря MotoGP. Всему виной качество асфальта: терпение Dorna Sports лопнуло после неоднократных просьб обновить покрытие, не тронутое аж с 2008 года, и кое-где расширить асфальтовые зоны съезда.

За эти 12 лет мировых, национальных, клубных гонок и другой активности асфальт Брно потерял держак, зато обрел уйму ям и кочек, на что пилоты MotoGP в 2020 году как никогда громко жаловались. На кольце уложен тот же асфальт, на котором в августе 2008-го Валентино Росси выиграл гонку по пути к 6 титулу MotoGP! За этот период треки вроде Хереса, Мизано, Сильверстоуна и Барселоны-Каталуньи полностью обновились, и даже не по разу.

Увы, у полугосударственной-полумуниципальной компании Spolek GP (учредители — администрация города Брно, региона Южная Моравия и правительство Чешской Республики), организатора ГП Чехии, не нашлось примерно 3,7 миллиона евро на строительные работы. Нет таких денег и у владельца трека Карела Абрахама-старшего — бизнесмена, чей сын Карел до 2020 года гонял в MotoGP.

Нападение коронавируса больно ударило по гордости гоночной Чехии. Факт, что Гран-При 2020 года прошел без зрителей (то есть без выручки от билетов), вонзил топор прямо в голову переговорам Spolek GP и Dorna о новом соглашении 2021 — 2023 годов. Компания заявила, что не потянет новую ежегодную выплату в 6 миллионов евро, и вышла из них. Пределом Spolek GP были 4,5 — 5 миллионов, 9,7 миллионов вместе с переукладкой ради гонки-2021 оказались чересчур.

Здесь для фанатов мотогонок из Чехии, соседних стран, да и России тоже наступил самый грустный момент. Когда управляющий директор трека Ивана Ульманова в начале февраля заявила, что «большую часть активного сезона вдобавок к традиционным компаниям Автомотодром Брно будет фокусироваться на торговой аренде гоночного трека ради клубов и агенств», это означало, что сооружение не тянет не только MotoGP, но и вообще международные соревнования.

Видимо, в ближайшее время ни у Spolek GP, ни у Абрахама-старшего — он владеет треком с 2005 года, — не появятся средства на обновление асфальта и привоз больших соревнований. Трудно на это рассчитывать, пока экономика страны в тисках высасывающего соки коронавируса.

В заявлении Ульмановой не назывался срок исчезновения Брно с карты мирового спорта. Приходится допускать, что эта трасса 1987 года постройки, которой предшествовал другой 18-километровый трек 1950-го на дорогах общего пользования, на последнем издыхании.

Карел Абрахам может задуматься о том, чтобы продать здоровенный участок на 128 гектарах. В конце концов, правда прибыльным это дело так и не стало.

Много раз в 4-тактную эру MotoGP именно этап в Чехии был самым посещаемым. За 3 дня в хорошие годы через главные ворота проходило по 200 — 240 тысяч человек, в том числе благодаря тому, что зрители активно раскупали билеты не только на гонку, но и на пятницу и субботу, пока шли тренировки и квалификации.

Но даже с такой горой проданных билетов ГП Чехии недалеко уходил от уровня самоокупаемости. Когда посещаемость падала ниже 200 000, сначала сам Абрахам, а затем Spolek GP начинали уходить в минус. В последние годы чех сдавал трек в аренду компании за 30 миллионов чешских крон (1,137 миллиона евро) на каждый Гран-При, и оставался не доволен.

Почему никто не смог заработать на мегапопулярном этапе MotoGP, не понятно. Автомотодром Брно словно застыл в 2008 году, и когда настал момент определяться с будущим, оказалось, никто не готов в него вкладываться по мировым стандартам. Очевидно, если бы асфальт был переуложен до кризисного 2020-го (эти просьбы Dorna повторяла не один год), жизнеспособность ГП Чехии не вызывала бы таких вопросов.

Трек попробует выжить за счет маленьких событий типа соревнований по дрифту, Весеннего мотоциклетного приза Брно или этапа Ferrari Challenge.

Всё это — лишь заплатки на дырявом кафтане сложного сооружения, занимающего 128 гектар земли. В Speedweek просочилась информация, что Абрахам как главный акционер управляющей компании AMD (78,24% акций) подумывает о продаже строительной компании, возводящей жилые дома. Раз в MotoGP нет пилотов из Чехии, нет и большого смысла биться за Гран-При.

Всё на этой территории принадлежит AMD — трек, и трибуны, и здание боксов с контрольной башней, и медцентр. Стоит только прийти на землю застройщикам, легко представить снос всего лишнего. Тогда от автодрома останутся одни воспоминания.

Хотя Ульманова и Абрахам не стали давать комментариев на эту тему, неудивительно, если что-то подобное хотя бы рассматривается. Согласно другим слухам, в 2016-м у Абрахама была предыдущая попытка продать трек — в тот раз автомобильной компании Skoda из империи Volkswagen (видимо, в качестве тест-полигона). Тогда эти сплетни тоже остались без комментариев.