Gresini Racing отколется от Aprilia и обретёт независимость к 2022 году

Союз команды Фаусто Грезини и заводского проекта Aprilia на пороге последнего сезона. Сегодня Gresini Racing официально заявила, что путешествие, начавшееся в 2015-м, дойдёт до финальной точки по окончании 2021-го. После этого она снова станет независимой, как и было в период 1997 — 2014.

Команда бывшего чемпиона GP125 Грезини — одна из наиболее влиятельных независимых единиц в 2-колёсном Гран-При. Помимо самого MotoGP, его гонщики выступают в Мото2, Мото3 и электрокубке MotoE. Из всех частных коллективов премьер-категории этот — главный долгожитель. С 1997 года он собрал 41 подиум, 14 побед и 3 вице-чемпионства.

Помимо потери заводского статуса, Грезини объявил о подписании нового соглашения с Dorna Sports на следующие 5 лет, по которому команде союзом IRTA снова будет предоставлена чемпионатная ячейка, а она обязуется откатать каждый из этих сезонов.

Gresini Racing — первая команда MotoGP, объявившая о продлении договора на 2022 — 2026 годы. К слову, такой же документ подписан у Red Bull KTM Tech 3, но без официального подтверждения.

Фаусто Грезини:

Счастливы объявить об этом соглашении с IRTA, по которому нас увидят в MotoGP, начиная с 2022 года. Мы больше не будем представлять «Априлию» как заводская команда, то есть продолжим Независимой командой с той же волей и отдачей.

Впереди много работы, и много вещей надо уточнить и сообщить. Очевидно, мы уже работаем над этим огромным проектом, и понемногу будем раскрывать детали. Оставайтесь на связи!

Под «огромным проектом» скорее всего имеется в виду будущий облик Gresini Racing в королевской категории. С кем команда останется после 2021 года — превратится в спутник Aprilia, или пожелав оставить в прошлом напряженные отношения (последнее слово в подборе пилотов всегда оставалось за заводом, что было не по душе Фаусто), перейдет на сторону Suzuki?

То, что из 1 команды скоро получится 2, идеально отвечает замыслу Dorna превратить MotoGP в чемпионат с 12 командами и 24 мотоциклами, где у каждого из 6 заводов будет по одному спутнику. Такового у Aprilia еще нет, у Suzuki тоже.

Эта новость — лишь формальное подтверждение, о чем 2 года говорил председатель Aprilia Racing Массимо Ривола. Фабрика из Ноале давно намеревалась обустроить в MotoGP собственную заводскую команду, и к концу текущего коммерческого соглашения с Dorna Sports (2017 — 2021) это будет сделано. Марка стремится к полному контролю над этой программой, еще немного, и двоевластие закончится.

Пока же Aprilia Racing Team Gresini — это чудаковатая смесь из частной и заводской команды, чему нет аналогов в MotoGP. С 2015 года этот гараж представляет собой собственных механиков Gresini Racing, тогда как инженерно-административная часть (маркетологи, пресс-секретари, двигателист, шассист, и т.д.) состоит как из членов команды Грезини, так из членов Aprilia, в том числе высших управленцев проекта — шефа Ривола и технического директора Романо Альбезиано.

Несмотря на заводской статус команды, в зачёте MotoGP пилоты Алейш Эспаргаро, и тестеры Брэдли Смит с Лоренцо Савадори проходят как независимые. Это объясняется принадлежностью командной ячейки — с этой точки зрения интересы Aprilia в MotoGP представляет именно Грезини, а не завод. В отличие от Honda, Ducati, Yamaha, Suzuki, KTM, Aprilia всё время была в этом «маленьком» недозаводском статусе.

Ни Ноале, ни команда из Фаэнцы не получили от этого сотрудничества сколь-нибудь приемлемых результатов. В 1997 — 2014 годах, пока Грезини был верным клиентом Honda, его пилоты часто мелькали на передовой и в былые годы выигрывали по несколько гонок за сезон. К примеру, Сете Жибернау был вице-чемпионом 2003 — 2004 годов позади Валентино Росси, в 2005-м им стал Марко Меландри, который оставался лучшим частным пилотом MotoGP в 2006-м и 2007-м.

В 2011-м Марко Симончелли посмертно выиграл статус лучшего частного гонщика с 2 подиумами и 2 поул-позициями. Его трагическая гибель на гонке ГП Малайзии стала чёрной страницей в истории Gresini Racing, как и гибель Дайдзиро Като на ГП Японии 2003.

Став клиентом Aprilia на исходе 2014-го, Грезини превратился в тылового обитателя решетки. За 6 сезонов на прототипе RS-GP поездило целых 9 гонщиков (каждый из них был выбран заводом, если не сказать навязан), и никто не сумел дотянуться до призовой зоны. 6 место Андреа Ианноне и несколько поворотов на 1 позиции по ходу ГП Австралии 2019 стали единственным лучем света в этой серой истории. Несколько финишей на 6 позиции было и у Алейша Эспаргаро, выше этого никто не поднимался.

2020-й обернулся для команды очередной полосой препятствий. Помимо сырости конструкции нового байка RS-GP 20, она потеряла Ианноне. Итальянец пропустил весь сезон, пока судился за отмену «допинговой» 1,5-летней дисквалификации. Однако на апелляции 10 ноября спортивно-арбитражный суд CAS увеличил срок до 4 лет и уничтожил мотокарьеру Андреа.

Испытатель Брэдли Смит 11 этапов заменял Ианноне (21 место в чемпионате), на 3 последних вместо него вступил другой испытатель Лоренцо Савадори (25-е). Оба не смогли сравняться с Алейшем Эспаргаро (17-й), который 4 сезона остаётся локомотивом команды.

После предсезонных тестов 2021 года Aprilia будет выбирать между Смитом и Савадори — других вариантов в пару Алейшу Ривола не нашел. Молодежь из Мото2 — это Марко Беццекки, Джо Робертс и даже Фабио да Джанантонио, которого Грезини подписал себе в Мото2, — отвергли предложение самого слабого завода MotoGP дебютировать в следующем сезоне.