Как в 2020 году проходили видео-конференции с гонщиками

Журналисты MotoGP — проводники всех новостей и слухов между паддоком чемпионата и его зрителями, — в этом сезоне оказались «за перегородкой». Одной из мер Dorna Sports по проведению коронавирусного сезона стало создание карантинных пузырей — маленьких групп людей внутри паддока, которые на Гран-При не должны пересекаться с другими группами. У журналистов был свой пузырь — как правило, пресс-зал в здании трека с видом на кольцо.

Хотя новостников чемпионата вернули в паддок ГП Сан-Марино на 5 этапе сезона, ходить туда-сюда, разговаривать с гонщиками, менеджерами или механиками с глазу на глаз, как это и делалось десятилетиями, им не разрешалось. Представителей наиболее известных изданий или блогеров-одиночек пускали на Гран-При при условии, что они будут работать в собственном карантине.

Главным каналом связи между журналистами и гонщиками стали видео-конференции с четверга по воскресенье через компьютерную программу Zoom — она позволяет собирать в одной передаче десятки людей по другую сторону экрана.

Тем временем традиционные пресс-конференции проходили в полупустых актовых залах, где кроме гонщиков были лишь официальные ведущие MotoGP вроде Стива Дэя или Эми Дарган. Журналисты наблюдали за этим из своего «пузыря».

С одной стороны, сбор новостей и комментариев упростился. Каждый журналист получал от Dorna доступ ко всем конференциям, за которыми можно было следить из одного места, а не бегать как обычно от хоспиталити одной команды к другой. Как правило, по вечерам, вернувшись из гаража, гонщик выходил в эфир из своего мотордома, а не не общался вживую в хоспиталити.

С другой, вал пресс-конференций (в одном премьер-классе 22 гонщика 11 команд, не говоря про Мото2 и Мото3) застал врасплох тех, кто привык лично участвовать в таких летучках. В итоге журналисты выкладывали на сайты, например, ответы гонщиков на свои собственные вопросы (Motorsport), либо сосредотачивались на гонщиках своей национальности (испанские AS или Marca). Только правда крупные издания (GPOne, Speedweek) со множеством автором могли себе позволить широкий охват каждый вечер.

Расписание пресс-конференций ГП Португалии

Журналист французского портала paddock-gp.com Марк Серью рассказал, как выглядела эта кухня изнутри. К сожалению или к счастью для французских фанатов MotoGP, пилот Esponsorama Avintia (с 2021-го — Pramac Racing) Жоанн Зарко является, пожалуй, наиболее словоохотливым пилотом на решетке, и перевести его речь в текст за один вечер тяжело. К примеру, полную стенограмму того, что Жоанн наговорил за воскресенье ГП Португалии, paddock-gp.com не опубликовал и через 4 дня после события:

Так как в этом году паддок закрыт для прессы по причинам здравоохранения, у всех команд MotoGP попросили с четверга по воскресенье организовывать ежедневные виртуальные встречи для вопросов-ответов с журналистами.

За день-два до Гран-При либо по э-мейлу, либо по WhatsApp мы получаем коды доступа к летучкам пилотов, которые обычно идут на софтине Zoom. Множество команд, множество кодов доступа, и расписание, которое сведёт с ума даже самых организованных журналистов!

Разумеется, какие-то летучки накладывается, и надо либо выбирать, либо «жонглировать» ими, даже если это означает пропуск начала или концовки конкретной летучки. И то если всё идёт хорошо, то есть если пилот прибыл вовремя, если хорошее соединение с интернетом…

Возьмем для примера французских пилотов Жоанна Зарко и Фабио Квартараро, которые для нас с вами представляют особый интерес. Их летучки часто расписаны с разницей в 10 минут, и Жоанн обычно перед Фабио. Но как мы увидели по этой последней летучке, Жоанн не прочь поговорить, и временами он очень даже говорлив, к нашему величайшему удовольствию. Вот почему некоторые покидают летучку до окончания, а другие пропускают летучку Фабио.

Кроме исключительных событий, где число участником может превысить 30, около 10 журналистов подключаются к отчетам французского пилота «Дукати». Половина из них — иностранцы, другая — франкоговоряющие, включая наших коллег из AFP, l’Équipe, Moto Journal/Moto Revue, Motorsport и La Provence.

Первая часть летучки проходит на английском и начинается с отчета за день, затем иностранные журналисты задают свои вопросы. В случае Жоанна всё, что надо сделать — поднять руку, потому что у него на экране маленькие картинки всех подсоединенных людей.

На других летучках вроде официальных пресс-конференций о себе следует сигнализировать написанным сообщением.

Под бдительным оком пресс-секретаря, который всё записывает, но никогда ничего не цензурит, Жоанн всех журналистов называет по имени, что добавляет скорее трогательного ощущения добрососедства.

Через 10 минут — иногда меньше, иногда больше, — вопросы на английском иссякают, и мы переходим к части на французском, которая обычно предоставляют детали и тонкости, которые труднее облечь в язык Шекспира, или какие-то личные вещи или даже ерунду — единственное, что мы не переводим.

Как на любом заседании, тут бывают говорливые, тихони; те, кто оставляет микрофон включенным и тем самым позволяет собравшимся «наслаждаться» окружающими звуками; те, кто задают вопрос, на который уже ответили; те, кто хочет поговорить друг с другом, пока все ждут появления пилота; те, кто прячется за логотипом или фото; те, кто работают у себя в гостиной, в туалете или в машине, и те, кого нет за монитором, как показывает их камера…

Короче, нормальная встреча журналистов в виртуальном пресс-зале. Это точно не идеал, но хотя бы великолепный эффект присутствия, и это позволяет работать, даже если в воскресенье вечером механики начинают всё разбирать, иногда вынуждая пилота стоять снаружи, со всем тем шумом…

Права «Дорны» на образ обязывают, так что общее правило — никогда не загружать видео этих конференций, даже если некоторые команды разрешают их записывать.

К огорчению постоянных журналистов, которые привыкли к живому присутствию на всех Гран-При, более чем вероятно, что эта формула повторится в следующем году — это даст всем время подготовиться за зимний перерыв.