П. Эспаргаро: То, что Дирекция делает с желтыми флагами — это бардак
Применение желтых флагов в текущем сезоне MotoGP — источник постоянного напряжения по обе стороны «закона». Гонщиков раздражает непоследовательность Гоночной дирекции при обнулении кругов, которые были пройдены под желтыми флагами (трековые маршалы выбрасывают их у места падения), а дирекцию — регулярные нападки гонщиков за это.
Последний ГП Теруэля опять стал полем битвы судей и ездоков. К примеру, несколько минут после завершения субботней К-2 в MotoGP творилась неразбериха с протоколом. Виновником тому стал Жоанн Зарко: в предпоследнем левом вираже Арагона он упал на завершающих секундах сессии. Пилоты, которые мчались следом, улучшили свои времена в зоне желтых флагов.
Одним из таких был пилот Red Bull КТМ Поль Эспаргаро, вдобавок к Алексу Маркесу, Кэлу Крачлоу, Жоану Миру и Мигелю Оливейре. У Поличчио сначала отобрали, затем вернули 9 место после того, как вычеркнули 7-е.
У Дирекции ушло несколько минут на просмотр видео, чтобы соориентироваться по пилоту КТМ. Между маршалами и судейской комнатой всегда идёт задержка: когда упавший байк и пилот удалены с места аварии, сначала убираются желтые флаги, затем об этом поступает сообщение в судейскую и на приборную панель мотоцикла.
Лучший круг Эспаргаро был обнулён, когда Дирекции посчитала, что пилот гнал с полным дросселем в месте падения Зарко. Чуть позже ему вернули обнуленный круг, а потом опять забрали.
В субботу Поля достала работа Дирекции. На последних Гран-При ситуация с удалением и перезачётом кругов повторялась не единожды:
Мы не знаем, как работает гоночная дирекция. Она отбирает круги лишь для того, чтобы их вернуть, и это бардак. Когда я закончил сессию, был 9-м, потом перешел на 7-е, потом получил документ, и вернулся на 9-е.
Если правило применять ко всем одинаково, тогда хорошо, но проблема в том, что этого нет. Как можно отменять круг, а потом его возвращать? Раз там желтый флаг, зачем возвращать?
На прошлом уик-энде я не смог закончить свой круг, потому что кто-то в последнем повороте передо мной почти встал, и я чуть не разбился. Там было всё сверхъясно, и с ним ничего не произошло.
И потом, в Чешской Республике у меня отобрали круг, когда желтый флаг был так далеко, что я не мог его увидеть.
Если ко всем применять правило так, как ко мне, если его одинаково применять ко всем, тогда это справедливо. Но если не применять его к каждому, тогда беда. Невозможно решить, когда его применять.
Поль сослался на спорный случай с ГП Чехии. В той квалификации он остался с 6 временем, а его лучшая попытка на свежей резине — пилот считал, мог показать 2 время, — была обнулена Дирекцией. В левом 9 повороте незадолго до него разбился Кэл Крачлоу. Когда Эспаргаро проезжал тот поворот, маршалы махали желтыми флагами с правой слепой стороны. Он их не заметил.
В Арагоне на К-2 Алекс Маркес сначала остался без 10 времени, потом снова его получил. Гонщик Repsol Honda не стал замедляться, потому что так же просмотрел желтые флаги. Однако его наблюдение подтвердила Дирекция — к тому моменту зона аварии Зарко была расчищена, флаги были убраны, газ можно было не закрывать:
У гонщиков MotoGP налажен хороший контакт с гоночной дирекцией. Я попросил их точно сказать, где был желтый флаг, потому что ехал за Лекуона и наверное не увидел.
Но мне сказали, возникло недопонимание между маршалами и гоночной дирекцией. Те выбросили желтые флаги, но когда маршалы убрали их обратно, они не сообщили дирекции «В этом месте желтых флагов нет».
По этой причине они потом проверили видео и там не было желтых флагов. Вот такое правило. Когда маршалы уже не рискуют [очистив зону аварии], они реально быстро опускают желтые флаги. Так что мне вернули круг, потому что там не было желтых флагов.
В пятницу на то же самое жаловался Джек Миллер из Pramac Racing. На СП-2 Дирекция вернула ему круг, который в течение получаса считался обнулённым из-за желтого флага. Судьям пришлось внимательно перепроверять автоматическую систему, сравнивая её с видеозаписью. Миллер получил круг обратно, но всё же здорово разозлился.
Правило желтых флагов — двоякое требование. С одной стороны, оно направлено на безопасность, заставляя гонщиков сбавлять скорость в месте аварии их коллеги. С другой, его трудно соблюдать и гонщикам, и Дирекции. Особенно это касается последних минут квалификации: в эту пору идёт самая горячая охота за кругом, и сверхсосредоточенные пилоты не успевают смотреть по сторонам.
«Желтое» правило усложнилось в начале текущего сезона. На квалификации ГП Испании Алекс Ринс упал с байка почти в том же месте, где уже валялся Миллер. Для пилота Suzuki желтые флаги оказались неожиданностью, он был на горячем круге и просто не успел погасить скорость в повороте. В гравийной ловушке Ринс чуть не сбил пилота Ducati, он отвёл байк в сторону, упал, и здорово покалечил правое плечо (перелом с вывихом).
Тогда правило желтого флага ужесточили. До ГП Испании оно было весьма либеральным: если в аварийном секторе ездок не показывал улучшения относительно предыдущего круга, сектор не обнулялся, его время круга засчитывалось.
Таким образом, если пилот собирал 3 красных сектора, а аварийный проехал на 0,001 секунды медленее, время не трогали. Если аварийный сектор был быстрее на 0,001 и больше, убирался весь круг — это так называемое «правило двойного желтого флага».
С ГП Андалусии «двойной желтый» ввели вместо «одиночного». С тех пор Дирекция убирает любой круг, если он частично был пройден под желтыми флагами. Быстрее он был или медленнее, потеряло всякое значение.
Как только судьи стали рубить круги направо и налево, в полный рост встала проблема видимости флагов. Так как у мотогонщиков в шлемах сильно ограничен обзор, часто они не замечают, что творится за ограждениями трека, размахивает ли там кто-то флагом или нет. Особенно хитро получается в поворотах, когда пилот висит с одной стороны байка, а флагами машут с другой.
Кроме того, когда гонщик получает на приборную доску сообщение об удалённом круге, это мешает поехать на еще один быстрый круг. Такая ситуация возникает на последнем секторе — если его медленно проехать, начало следующего автоматически испортится. Особенно обидно будет потом, если Дирекция сообщит, что обнулила сектор/круг по ошибке.
Ездок LCR Honda Кэл Крачлоу поддерживает точку зрения, что желтые флаги превратились в «дурацкое» правило из-за автоматической системы фиксации. Если на тренировке можно смириться с испорченным кругом, то в самый разгар квалификации чья-то авария может испортить всю сессию:
Аварию байка мы видели, а желтые флаги — нет. Но мы их никогда не видим, потому что едем там 350 км/ч. Флагов мы не видели, время нам обрубили. По-моему, они пошли в гоночную дирекцию, но я так и не пошел. Я всё равно остался практически на той же позиции.
Слишком далеко. Всё, что мы увидели — аварию байка и пыль перед нами в течение где-то 5 секунд. Сейчас могу поспорить, у них ушло больше 5 секунд, чтобы выбросить желтый флаг, то есть мы оказались правы, кажется. Но правило дурацкое. Мы гоняем на мотоциклах и можем разбиться, так что до какой-то степени я согласен с правилами.
Но все хотят зрелища. Если на каждом круге будет по аварии, зрелища нет. Ни нам, ни им не просто. На самом деле, когда ты подъезжаешь к последнему повороту, ты не будешь прикрывать, и можешь разбиться. Я вчера чуть не разбился как раз после аварии Зарко.