Холшотка КТМ дебютировала в Ле-Мане

С появлением у КТМ собственного устройства занижения подвески на ГП Франции — 9 этапе сезона, — завершился еще один технологический цикл MotoGP. Отныне у всех 6 производителей есть своя холшотка. На прототипах RC16 по команде ездока перед стартом можно «сбросить» задок байка, аналогично Ducati, Yamaha и Honda. На байках Aprilia и Suzuki та же процедура проводится с передней подвеской.

Австрийский производитель в течение 2 лет плёлся последним в новой гонке за эффективный разгон и борьбу с вили. Веяние началось с пилота Pramac Ducati Джека Миллера, который впервые испытал холшотку/понижайку/устройство старта на ГП Японии 2018-го. В 2019-м свою версию внедрила Aprilia, в 2020-м к итальянцам на этом поле присоединились Yamaha, Suzuki и Honda.

В пятницу в Ле-Мане ездоки КТМ испытывали последнее изобретение инженеров из Маттигхофена. Пока речь о «холшотке 1.0» — системе, которая годится только для старта. Замок задней подвески, аналогично Ducati, Yamaha и Honda, отключается при торможении в первом повороте. Понижайки Ducati и Yamaha умеют больше — ими можно пользоваться по несколько раз за круг, повторяя стартовую процедуру на выходе перед любым более-менее длинным прямиком.

Испытатель КТМ Дани Педроса дал системе зелёный свет на тесте MotoGP в Португалии перед ГП Франции. Механическая система с приводом от кнопки на руле требует настройки и привыкания, она не обязательно будет использована в ближайшей гонке.

Пилот Red Bull KTM Поль Эспаргаро пока опасается устраивать понижайке боевой дебют. Вместо выигрыша позиций на гранприйном «чоппере» в ходовом первом повороте Ле-Мана (для этой системы надёжнее, если первое замедление будет жестким ради перераспределения веса) он с непривычки может их проиграть:

По-моему, мы были единственными, кто ею не пользовался, и вот, здесь нам её поставили. Дани испытывал её в Портимане и было ОК, но нам нужно больше данных, больше стартов. Утром мы сделали всего один старт, и днём один. Один был помокру, другой посуху.

Нам нужно больше данных, больше опыта с ней, но на вид ОК. Мы пока не знаем [использовать ли в гонке]. Надо сделать больше стартов, и реально убедиться, что она работает, и не повлияет на первый поворот, который очень быстр. Мы не хотим проблем.

Коллега испанца Брэд Биндер так же проверил холшотку на мокрой СП-1, но до пробы на сухой СП-2 не дошло — в конце сессии южноафриканец разбил байк:

Я утром провёл старт. Мы планировали её опробовать днём, но не дотянули до конца, так что я не получил настоящего шанса её опробовать. Но да, по ощущениям штука довольно крутая, пока что хорошая. То есть нам просто надо еще время, чтобы её распробовать, посмотреть, как всё работает.

Деликатная часть процесса настройки старт-устройства — расчёт нужного сжатия передней вилки и разгрузки заднего моноамортизатора. Снятие замка с задней подвески, возвращение исходного дорожного просвета на торможении должно происходить предсказуемо. Пока система выглядит «дефектной», как выразился Мигель Оливейра из Red Bull KTM Tech 3:

Мы пробуем холшот-устройство, пытаемся с фабрикой понять, что с ним делать. Не так-то просто сделать холшот-устройство, потому что нам нужно занижать байк на старте. Оно кажется каким-то дефектным. Но в то же время нам нужно вернуться в то же положение, когда затормозим.

В общем, пока мы его не достроили. Ле-Ман — довольно специфичный трек, пусть даже до первого поворота большое расстояние. У нас очень быстрый правый вираж, где мы особенно не тормозим. Конечно же, если байк вовремя не вернётся в то же положение, для нас это немного опасно.

Вопрос не в его динамике, но нам нужно тонко его настроить, чтобы можно было пользоваться без каких-то проблем.