Биндер и КТМ — первые победившие «сталинисты» после Стоунера и Ducati

Перечисление всех достижений Брэда Биндера на ГП Чехии — первый подиум, первый быстрейший круг, победа с 3 попытки, первые круги лидирования, первая победа КТМ в королевской категории, первая победа в MotoGP для Южно-Африканской Республики, — не будет полным без упоминания одного технического факта.

В это воскресенье Брэд стал первым за 12 сезонов победителем MotoGP на мотоцикле со стальной трубчатой рамой. Чемпион 2007 и 2011 годов Кейси Стоунер был последним, кто доводил подобный мотоцикл до вершины.

Австралиец побеждал на трубчатом Desmosedici 16 раз, в том числе на финале сезона 2008 в Валенсии — последней гонке перед тем, как Ducati отправила раму такого типа на свалку истории, и перешла на еще более экзотический углеволоконный монокок. До дебюта KTM RC16 в MotoGP на ГП Валенсии 2016 (в руках тест-пилота Мики Каллио) d течение 5 лет все мотоциклы строились вокруг алюминиевых лонжеронных диагональных рам.

Талантливый ездок КТМ прервал серию из 197 гонок MotoGP, где триумф одерживали «алюминиевые» или «карбоновые» мотоциклы. Завод из Маттигхофена опроверг скептицизм тех, кто считал, что эта оригинальность до добра не доведёт. В мотогонках работает принцип «чем проще, тем лучше». В шоссейно-кольцевых этот принцип со сталью сочетается так себе.

Конструкция из сваренных стальных трубок более чем успешна на внедорожных байках КТМ (мотокросс, суперкросс, эндуро, «Дакар»), и хорошо выглядела на 250-кубовых бойцах RC250GP в Мото3 (титулы в 2012, 2013 и 2016 годах).

Чем тяжелее и динамичнее становился байк, чем охотнее двигатель «закручивал» раму во всех направлениях, тем выгоднее рядом с КТМ смотрелись традиционные идеи конкурентов. Проект RC12 так и не выиграл титул Мото2, хотя Биндер с Мигелем Оливейрой добились на нём 14 побед в 2017 — 2019 годах. Все титулы за этот период собрали германские байки Kalex с алюминиевыми лонжеронками (Морбиделли-Баньяйя-А. Маркес).

Что касается проекта в MotoGP, до этого воскресенья RC16 проиграл все 58 гонок, начиная с дебюта в Валенсии-16.

«Стальной» Ducati намного быстрее зарекомендовал себя в премьер-классе. В 2003-м Лорис Капиросси с 1 раза довёл Desmosedici GP3 до подиума (ГП Японии), с 6 раза выиграл (ГП Каталонии). Единственный титул Ducati был взят через 4 года со Стоунером.

С тех пор Desmosedici переводили на углеволоконный монокок, затем на такой же алюминиевый, и наконец, в 2012-м в итальянском мотоцикле поселился нынешний тип рамы — алюминиевая диагоналка, как у Honda, Yamaha и Suzuki.

У обеих марок были похожие проблемы с жесткостью/гибкостью. Так как при сварке трубок невозможно добиться 100% сходства между рамами, поведение одинаковых байков может отличаться даже с одинаковыми настройками. В конце концов, Ducati забросила этот проект.

В КТМ намеревались идти до конца, и не ошиблись. Вечером воскресенья директор KTM Motorsport Пит Байер рассказывал журналистам, что в конце концов материал не важен, если он достаточно изучен:

На счёт трубчатой рамы у нас никаких сомнений. Это не вопрос маркетинга. У нас есть познания, мы научились их производить, и она в 3 раза жестче алюминия, и к тому же легче. Надо понимать, как ею пользоваться.

Алюминий или сталь — это одно и то же: надо давать пилоту ту гибкость, которую он просит для передка или задка. Сейчас у нас есть платформа на будущее. Иначе в MotoGP победить невозможно.

Победа Биндера вошла в историю КТМ под №102 — столько успехов австрийская фабрика одержала во всех классах Гран-При за 16 лет. Кстати, здесь снова всплывает персона Стоунера: на ГП Малайзии 2004 в 125-кубовом классе его триумф стал первым в ШКМГ для производителя внедорожников, который только начинал исследовать мир кольцевых гонок. Разумеется, тот 2-тактный 125FRR тоже был со стальным трубчатым «сердечником».