Мартинес: Я ушел в 97-м, а Росси до сих пор гоняет!

Хорхе «Аспар» Мартинес пустился по волнам воспоминаний с ТВ-каналом DAZN. В передаче, посвященной 57-летнему основателю своей гранприйной команды Aspar Team, представленной в Moto2 и Moto3, было что вспомнить. За 1982 — 1997 годы, что он гонял в Гран-При, были завоёваны 4 титула: 3 в самом маленьком GP80 и 1 в GP125.

Среди прочего, Аспару запомнилась победа на финале 1992 года. В плотной битве до последнего поворота на южноафриканском кольце Кьялами он одолел 3 пилотов, и завоевал предпоследнюю из 37 побед. Хотя больше испанцу запомнились политические события в ЮАР. В начале 90-х страна стояла на пороге гражданской войны во время борьбы против государственного разделения на белую и чёрную расу:

Та была очень особенной, потому что год был очень трудным. Как раз тогда в Южной Африке шли перемены из-за апартеида. Нам много баек рассказывали, из-за этого было страшновато.

В 80-х чемпионат из-за роста календаря, увеличения сезонной нагрузки лишился давней традиции — участия гонщиков в 2 кубатурах одновременно. Фредди Спенсер в 1985 году стал первым и единственным гонщиком, который в один год выиграл титулы GP500 и GP250, но Мартинес был последним в Гран-При вообще: в 1988-м 80-кубовый и 125-кубовый Derbi сделали его победителем и там, и там.

Кроме того, за испанцем числится последняя двойная победа на уик-энде. 28 августа на финале своего сказочного сезона 1988 в чешском Брно Мартинес оказался триумфатором и в 80-кубовом классе, и 125-кубовом. В наше время спортивный регламент MotoGP запрещает пилотам выходить на старт 2 гонок на том же уик-энде:

За свою спортивную карьеру я столько сделал, что в детстве и не представлял такого. Например, я стал последним пилотом в истории, который проехал 2 гонки в тот же день. И это очень приятно. 88-й стал годом мечты: ездил в 2 категориях, выиграл 2 титула, и не менее 15 Гран-При. Сейчас Маркес этот рекорд у меня не отберёт.

4-кратный чемпион мира относился к гонщикам с отменными квалификационными показателями, и чуть более слабыми гоночными. За 196 стартов Мартинес выиграл 37 заездов и 42 поул-позиции.

Я взял 42 поула, и это очень хорошо. Помню случай с Хорхе Лоренсо, когда он сравнялся со мной в Португалии [в 2010-м]. Я позвонил ему и сказал: «Эй, Хорхе, не знал, что у тебя так много поулов». Хорхе всегда очень прямой [смеётся].

В 96-м Аспар застал начало гранприйной истории Валентино Росси, будущего 9-кратного чемпиона мира. К тому моменту лучшая часть карьеры Мартинеса миновала, хотя он продолжал вставать на поулы и сражаться за подиумы.

На 125-кубовом ГП Чехии 1996 Aprilia Мартинеса была как раз тем мотоциклом, который был обставлен «Априлией» Росси на пути к его первой из 115 побед.

Сегодня 57-летний Мартинес — владелец команды, которая выиграла 4 титула GP125 (последний — в 2011-м с Нико Теролем). 41-летний Росси — гонщик MotoGP с собственной командой в Moto2/Moto3 и пилотской Академией VR46. Несмотря на все достижения, Доктор хочет продлить гоночную карьеру 2021-й. У Мартинеса не укладыается это в голове:

Когда ругают Валентино, очевидно, где-то что-то он делал не так, потому что в жизни все ошибаются. Но я хочу спросить: как это возможно, что я ушел 23 года назад, а Росси, который побил меня еще в Брно-96 в GP125, до сих пор гоняет? Почётно, что 41-летний дядя встаёт лицом к лицу с пилотами вроде Маркеса.

С течением лет слегка теряешь агрессию, желание идти на риск. С финансовой точки зрения он очень хорош, он богат, у него есть команды в Мото3 и Мото2, Академия… Ему больше не нужно рисковать, но Валентино есть Валентино.

Тем временем в Гран-При царствует выпускник испанской мотогоночной школы, как и Мартинес — Марк Маркес. 8-й гранприйный титул, который он завоевал в прошлом сезоне MotoGP, был самым доминирующим в карьере: 12 побед и 12 поул-позиций, 151 балл преимущества и чемпионство за 5 гонок до конца:

Он развивается. В том году было видно, что он не такой агрессивный, и поэтому меньше падал. Он остаётся непобитым, но неизвестно, что будет с байком. Посмотрим, кто сработал лучше всех. На тестах «Ямаха» вроде как была немного впереди. Будет очень интересно… Победит тот, кто допустит меньше ошибок.

На осеннем ГП Валенсии, когда Аспара официально ввели в Зал славы MotoGP, бывший чемпион особенно упомянул фигуру знаменитого Анхеля Ньето. 13-кратный чемпион мира остаётся самым успешным мотогонщиком в истории Испании, и вторым по мировым титулам после 15-кратного Джакомо Агостини.

Успехи Анхеля и побудили Хорхе посвятить жизнь мотогонкам. В 2017 — 2019 годах его команда была переименована в Angel Nieto Team. Это была дань памяти легенде Испании, погибшей 3 августа 2017-го в ДТП на Ибице:

Для меня Дон Анхель Ньето всегда будет учителем, и тем, кто изменил мотоциклизм в Испании. Из-за него мотоциклизм вырос. Я многому у него научился, на мотоцикле он делал много разных «выкрутасов» [смех], потому что он был самым умным и озорным человеком из всех, кого я видел.