Шеф Tech 3 вспоминает годы с Довициозо, Списом, Зарко, Фольгером

Оливье Жак - чемпион GP250 (2000)

Талантливому гонщику MotoGP, которому не нашлось место в заводской команде, было тяжело пройти мимо французской команды Tech 3. В серии статей к её 30-летию основатель Эрве Поншараль затрагивает свои знаковые открытия. Последняя запись посвящена пилотам, которые Поншаралю — по совместительству он председатель командного союза IRTA, — запомнились талантом.

Первой звездой «ТекТруа» из Борм-ле-Мимоза (французский Прованс) стал Оливье Жак. С ним команда, чей путь начался в 1990 году в классе GP250, наконец стала чемпионкой. 2000-й сложился как во сне: Жак выиграл титул GP250, вице-чемпионом стал его напарник Шинья Накано. Прототип YZR250 стал последним чемпионом в гранприйной истории Yamaha не из премьер-класса, и её последним 2-тактным чемпионом.

10 лет спустя Поншараля в восторг привёл и Бэна Спис. В 2010-м американец пришел в MotoGP как чемпион WSBK (с первой попытки) и трижды чемпион домашнего AMA Superbike. Для супербайкера, который поздно (в 24) пересел на супержесткие и требовательные прототипы, он был очень хорош. В том сезоне Спис был лучшим новичком сезона, первым среди независимых пилотов.

Единственный сезон Андреа Довициозо с Tech 3 тоже запомнился Поншаралю. В 2012-м будущий 3-кратный вице-чемпион MotoGP так же стал первым независимым пилотом. С 6 подиумами за сезон он еще является рекордсменом Tech 3 по этому показателю.

Фолгер и Зарко продлены на 2018 год

Через 17 лет после титула Жака в GP250 команда Поншараля заполучила нового сильного француза. Дважды чемпион Мото2 Жоанн Зарко выиграл независимый зачёт и в 2017-м, и в 2018-м. Нередко он был так быстр, что заводским пилотам Валентино Росси и Маверику Виньялесу рядом с ним было неудобно.

Увы, опыт Йонаса Фольгера в Tech 3 — это радость пополам с большой печалью. В 2017-м немец дебютировал вместе с Зарко. Казалось, эти пилоты не будут ровней друг другу (2 титула Мото2 против 3 побед Мото2). И Tech 3, и все остальные ошиблись. Великолепным 2 местом на ГП Германии Йонас показал, что сидеть в тени Зарко не собирается.

К сожалению, этот талант больше не сиял. Позже в 2017-м у Фольгера выявили синдрома Жильбера — обострённую хроническую усталость. Организм гонщика #94 не выдержал ритма и требований самого престижного кольцевого моточемпионата. В нём немец не провёл и целого сезона. Его досрочный уход стал тяжелой утратой в Tech 3, Германия осталась без обещающего представителя в MotoGP.

Через команду Поншараля прошло столько перспективных пилотов, что из рассказа о них вышла бы книга. Для 63-летнего француза эти воспоминания бесценны:

В эре GP250 выделялся Оливье Жак, и он был быстр с первого дня. Его называли «Жак-Аттак», и конечно же, это один из особенных ездоков нашей истории. Он провёл с нами 9 сезонов, мы выиграли чемпионат и у нас отличные воспоминания, еще мы разделили много хороших моментов, много и хорошо смеялись.

Ясно, что становление француской команды чемпионом мира с французским ездоком во многом помогло росту MotoGP во Франции.

Думаю, мне бы еще хотелось поговорить про Андреа Довициозо, хотя он пробыл с нами всего год, в 2012-м. Он шел из заводской команды Repsol Honda, и пришел к нам с очень смиренным отношением.

Но этого ездока я бы назвал поистине цельным ездоком. В смысле, он очень быстрый, он может выстроить гоночную стратегию, но еще он очень чувствительный и умный, чтобы понимать техническую сторону, как настраивать байк.

Крачлоу и Довициозо - пилоты Yamaha Tech 3 (MotoGP 2012)

Он всё понимает, и наверное, это самый цельный ездок, с которым мы работали. У него есть талант, плюс смышлённость, плюс скромность, плюс работает без остановок. Он был примером, и еще хорошим другом. Хотя у него уже было большое имя, он всегда всем нам был словно другом, помогал нам, всегда вежливо. Исконно приятный парень.

Но в плане таланта я бы еще хотел поговорить про Бэна Списа, потому что когда он пришел в MotoGP в свой новичковый сезон, выиграв Superbike World Championship… Иногда ездокам трудно переключаться с Супербайка на MotoGP, и то, что он делал на байке, просто невероятно.

У нас с ним были подиумы, поул-позиции, особенно в Индианаполисе. Очень часто он заканчивал на подиуме и был вторым, сверхблизко к победителю, как в Инди [в 3,5 секунды от Дани Педросы]. Тоже неимоверный талант.

Бэн Спис - пилот Yamaha Tech 3 (MotoGP 2010)

А совсем недавно — по-моему, в 2017-м, — был поразительный сезон, потому что двое наших ребят, Жоанн Зарко и Йонас Фольгер, пришли из Мото2, и по ходу зимних тестов, как только они запрыгнули на байк MotoGP, хотя у них не было никакого опыта, нам было видно, что они такие быстрые, такие талантливые.

Зимой мы думали: ОК, это лишь зимние тесты, может, в гонках будет другая история. Но затем Жоанн вёл первую гонку в Катаре, пока не разбился. Затем поул-позиция в новичковый сезон, подиум в новичковый сезон. Очень-очень близок к выигрышу гонок.

Еще я не хочу забывать про Йонаса, потому что он был очень близок к Жоанну. Само собой, я никогда не забуду гонку Йонаса на Заксенринге. Он закончил вторым, бился с Марком Маркесом до конца на кольце, где Yamaha обычно выступает не очень. Для меня это великолепные эмоции.

Я был так доволен, что дал ему возможность показать свой талант, и само собой, Жоанну в 2017 — 2018 тоже. Мы не ожидали, что эти двое ребят будут так выступать. И потом, ощущения еще слаще, когда никто не ждёт от вас результатов вроде таких. Два новичка появились из ниоткуда.

Мы бились за гнездо лучшего новичка, честь лучшей независимой команды. Мы выиграли эти вызовы и чемпионаты. Разделить это с молодыми ребятами, когда этого правда не планировали, потому что ты уже обгоняешь план — это неимоверный момент, и это мне больше всего нравится в гонках. Вот такие великолепные эмоции я переживал.