Что коронавирус сотворит с договорами пилотов MotoGP?

Обозреватель MotoGP Мануэль Печино задался вопросом — сколько приблизительно потеряют гонщики, когда закончится этот непонятный сезон? Коронавирус COVID-19 подвёл чемпионат к пропасти, в которую он никогда не заглядывал. В 20-этапном календаре отменена 1 гонка и отложены еще 8. В худшем случае число сорванных гонок дойдёт до 100%.

Даже не заглядывая в договоры гонщиков, можно уверенно сказать: инструкций на случай краха чемпионата там нет. Оговорки на случай форс-мажора придётся трактовать иначе, ведь уже сейчас под угрозой треть сезона, не говоря о половине или полной отмене.

Сколько же заработают атлеты MotoGP за 2020 год? Вероятно, выплаты заводским гонщикам не изменятся до тех пор, пока число этапов официально не снизится ниже 13 — это минимальное число для предоставления MotoGP статусу чемпионата мира. Правда, в этой странной ситуации FIM сохранит статус хоть при 10 гонках, хоть меньше, что обещано президент федерации Хорхе Вьегас.

В любом случае будет планка, ниже которой гонщики ощутят, как худеют их кошельки. Сильное замедление мировой экономики отразится и на продажах мотоциклов, и на размерах спонсорских бюджетов MotoGP. Рано или поздно под урезания могут попасть договоры гонщиков. В этом деликатном вопросе не избежать жесткого вопроса — за что им платить, если нет гонок?

Однако не все доходы привязаны к числу Гран-При, подчёркивает Печино. Марк и Алекс Маркесы, Андреа Довициозо или Брэд Биндер останутся атлетами австрийской Red Bull в любом случае, как Валентино Росси, Маверик Виньялес или Кэл Крачлоу останутся в американской семье Monster Energy. Если эти гонщики не забросят соцсети, эту часть доходов они сохранят.

Гонщики без заводских контрактов наверняка потеряют больше, ведь в зоне риска в первую очередь частные команды Гран-При. Это больше касается Moto2 и Moto3, где спонсоры исчезали и нарушали обязательства даже в благополучные годы.

Что касается премьер-категории, из 22 пилотов только Тито Рабат не имеет контракта с заводом. Остальные 21, включая его напарника по Avintia Racing Жоанна Зарко, находятся на зарплате у мотопроизводителей:

Разберём положение с подписанными договорами. Если чемпионат возобновит деятельность очень поздно, могут быть 3 положения: 1 — он пройдёт в уменьшенном формате, 13 гонок — минимум для сезона, чтобы считаться Чемпионатом мира; 2 — на каждом событии будут проводиться двойные гонки, как в WSBK, или 3 — ГП сосредоточат на последних месяцах года, с гонками на каждых выходных, пока не завершат все запланированные гонки, или почти все.

Если завершится почти весь чемпионат, не важно как, договоры будут исполнены на 100%, без сомнения. Ездоки получат полное вознаграждение.

Если состоится половина чемпионата, логично применть тот же критерий, как когда ездок отсутствует больше определённого числа гонок из-за увечья или других обстоятельств. Эта оговорка переменчива, но её используют, применяя к 3-4 ГП в зависимости от договора.

Расчёт прост. Доход, указанный в договоре, поделён на число ГП, за вычетом количества неоспариваемых гонок. Если чемпионат остановлен «форс-мажором», применяется принцип «если нет гонок, активности не было, и таким образом нет выплат».

 

Здравый смысл за гранью юридических устоев

Предыдущего подхода придерживаются при юридических ограничениях, но во взятом случае мы больше верим в применение «сострадательных» решений. Насколько нам понятно из обсуждений с разными управкомандами, если чемпионат начнётся, ни один завод не будет зарезать вознаграждение, указанное в договоре.

Если сезон 2020 в итоге отменят, вероятно, «жертвы» поделят. Другими словами, ни наниматель — завод, — не выплатит 100% по договору, ни работник — ездок, — не получит 100%. Надо учитывать, что отношения обеих сторон в большинстве случаев продолжатся. Другими словами, ни одной стороне не интересно ставить свои интересы выше чужих.

Тот же принцип рациональности должен быть применён ездоками к своим личным спонсорам. Крупные компании, такие как присутствующие в MotoGP мотопроизводители, обладают финансовыми мышцами, чтобы выдержать тот упадок, который сейчас всех опустошает.

Но у спонсоров поменьше положение сильно отличается. У производителей шлемов, экипа, и других предметов бизнес замер. Особенно это относится к итальянским компаниям. Их фабрики закрыты, их конвейеры остановлены, никто ничего не покупает. В этом случае ездоки должны быть щедрыми и вести переговоры со здравым смыслом, оставив в стороне выгодоприобретательство. Опять же, надо держаться здравого смысла.

Очевидно, всё это затрагивает договоры заводских ездоков, потому что у тех, кто числится в частных структурах, всё гораздо сложнее. Когда доходит до оплаты счетов, частные команды в целом зависят от поступлений своих спонсоров. И тут следует применить то, что мы говорили про личных спонсоров официальных ездоков, но в этом случае команда — второй фактор в уравнении. Если упадок причинил гигантский ущерб компаниям, ожидаемо, что первыми рухнут ресурсы, выделенные на маркетинг.

 

Оплата за динамику и права на образ

Договоры ездоков с заводами в общем-то одинаковые. Бывают разные оговорки, но на 90% они точно такие же. Только «Хонда» прописывает договоры иначе. Договоры «Хонды» недвусмысленно отделяют вознаграждение за права на образ от спортивной деятельности.

Это значит, к примеру, что при текущем положении гарантированы 30% независимо от проведения гонок. Допустим, Honda продолжит использовать братьев Маркесов для продвижения бренда и изделий компании.

Мощные спонсоры вроде Red Bull или Monster, чего от них можно ждать? В этом случае необходимо отделять их спонсорства от тех, которыми они поддерживают райдеров. Red Bull и Monster Energy связаны с Honda и Yamaha соответно. Договорённости об использовании прав на образ райдеров задеты не будут, есть Чемпионат мира или нет.

Договоры с заводами отличаются, и привязаны к проводимым гонкам и прилюдной видимости спонсорства. Если эти транснационалки применяют «регламенты», когда доходит до подытоживания сезона, это ожидаемо.

Наконец, есть малые спонсоры, среди которых в некоторых случаях можно найти 1-страничные договооры, а в других — 16-страничные. Типа спонсорства разнятся. Спонсоры очков, например, в общем смотрят на образ элитного атлета и его соцсети.

В случае вроде нашего спонсоры наращивают видимость своих спонсорств лишней деятельностью в Инстаграме и других соцсетях. За последние недели это привело к нескольким абсурдным записям в соцсетях…

Весь MotoGP, включая вознаграждение, маркетинг и спонсорство, зависит от развития пандемии.