Лоренсо вспоминает битву с Росси в Каталонии-2009

Росси и Лоренцо (2009)

Каталонская гонка 2009 года в категории MotoGP — безусловная классика мотогонок. Заезд на кольце Барселона-Каталунья подарил битву напарников по FIAT Yamaha — дерзкого новичка Хорхе Лоренсо с действующим чемпионом Валентино Росси. Неясность царила до последнего правого поворота, в котором Росси поднырнул под Лоренсо, захватил 1 место, и домчал до красивой победы.

К 2009 году противостояние Доктора и Спартанца начало вытеснять с трасс и медиапространства предыдуший большой спор Росси и Кейси Стоунера. Хотя великолепное трио MotoGP после того ГП Каталонии держалось на одном уровне — по 106 очков у каждого. Дальнейшие событие покажут сражение за титул только  между Валентино и Хорхе, тогда как Кейси потеряет шансы из-за временного выбывания по состоянию здоровья.

Для обоих ездоков Yamaha побить напарника было делом №1. Ни тот, ни другой не могли выйти вперёд на каталонской гонке. 25-круговой заезд прошел в постоянном обмене позициями. До финального поворота казалось, что Лоренсо в шаге от победы. Росси не собирался этого допустить.

Набрав хороший ход из предпоследнего правого, #46 Yamaha выскочила из-за кормы #99 Yamaha, заняв внутреннюю траекторию перед предстартовым правым. Лоренсо оставил довольно много места, не став закрывать пространство в такой ответсвенный момент.

Росси пожертвовал выходом, так как поздно затормозил и потерял ход, но это уже не имело значения. Лоренсо не смог использовать преимущество идеальной траектории, так как ему загородили дорогу. Доктор обыграл Спартанца на 0,095 секунды. Механик бригады #46 Алекс Бриггс рассказывал, что его пилот применил интересный способ: сбросил передачу, чтобы помочь торможению двигателем. Обычно в том повороте этого не требуется.

Об этом эпизоде Лоренсо вспоминал в разговоре с журналистом канала BT Sport Гэвином Эмметом. Рассуждая, почему он проиграл такую эффектную гонку, испанец назвал различия в стилях езды. Обгоны в последнем повороте были визитной карточкой Росси, и тот не стал исключением. В то же время Лоренсо не сделал ничего, чтобы обезопаситься. Он предпочёл самую быструю траекторию, но даже лучшая траектория превращается в ничто, если не защищена.

Лоренсо и Росси (Каталония, 2009)

За 2008 — 2016 годы в Yamaha испанец так и не укрепил своё слабое место — мягкое торможение. Он стал мастером поздних замедлений в дальнейшем, когда выступал в Ducati в 2017 — 2018 годах. Широкий поворотный стиль позволил добиться 3 титулов MotoGP, и приводил к поражениям вроде того, что увидел мир 14 июня 2009 года:

Часть меня не ждала того манёвра, другая ждала. Я тогда был слишком упрямым, чтобы захлопывать калитку. Я держался траектории, которая у меня была всю гонку. Если помните, то же самое произошло 2 годами ранее, у Стоунера в 2007-м.

Он знал, что может провести такой манёвр, потому что раньше уже так делал. Он повторил его, а я проиграл. В то время мне было 22, не было сегодняшнего опыта, а Валентино было почти 30.

Давайте признаем, он всегда тормозил лучше меня. Даже в обычной обстановке он тормозит позже меня. В «Дукати» я наконец-то понял, как очень поздно тормозить, но тогда в «Ямахе» он тормозил гораздо сильнее меня, и пользовался этим преимуществом.

Я был сильнее в поворотах, чем на торможениях. У него эта способность была сильнее развита, и он этим пользовался.

Что если бы я первым заехал в поворот? Этого никак не узнать, но может, я бы избежал обгона и победил.

Лоренсо выиграл первый титул MotoGP в 2010 году с третьей попытки. Возможно, это получилось бы раньше, если б не подводил собственный темперамент. Чемпион GP250 2006 и 2007 годов уверовал в собственную неуязвимость, когда пришел в MotoGP.

После 3 этапов 2008 году на счету Хорхе было лидерство в зачёте, 1 победа, 2 подиума и 3 поул-позиции. Всё стало рушиться, когда ему казалось, что такого никогда не случится. Призовая статистика перестала расти, стала расти аварийная. Испанец попадал в зрелищные аварии, теряя уверенность и в себе, и в мотоцикле.

На ГП Каталонии, за год до битвы с Росси, Лоренсо пережил первое большое падение. Из-за него он чуть не бросил гонки. Ударившись головой об асфальт в низовке, он потерял сознание. Кувыркаясь в гравии, новичок Yamaha чуть не сломал себе шею. Со временем страх прошел, но сезон 2008 был загублен:

Когда я пришел из GP250 в MotoGP, я был очень непочтительным и на трассе, и вне её. Я хотел всего и сразу, и думал, что это возможно. Мысленно я не ставил себе пределов.

Когда я начинал в MotoGP в 2008-м, я был на «Мишлен». Первые 3-4 гонки были неимоверными, я был очень естественным на байке, так что я не ставил себе пределов по скорости, по таланту. В первой гонке я взял поул, повторил это на второй и третьей. Я 3 раза подряд попал на подиум, и выиграл в третьей гонке.

Лоренсо и Росси написали историю самого горячего противостояния напарников современного MotoGP. Yamaha выиграла 4 титула MotoGP с итальянцем и 3 с испанцем. Это была разумная плата за их постоянно вспыхивающие конфликты на трассе. Кто бы ни выигрывал в этом дуэте, всегда выигрывала Yamaha. Для публики марка их мотоциклов имела второстепенное значение:

В то время я, наверное, казался немного высокомерным, потому что говорил, что у меня не было кумира, я не восхвалял Валентино. Ясно, он это не очень хорошо воспринял, как и его фанаты, да и публика в целом не привыкла слышать комментарии типа таких, но я так думал.