Механик Росси назвал 10 самых значимых эпизодов карьеры #46 в MotoGP

2004: излечение Yamaha. Компания из Иваты не выигрывала GP500 с 1992 года. На излёте 500-кубовой эры из YZR500 получился побеждающий мотоцикл: в 2000-м марка завоевала кубок конструкторов, в 2001-м Макс Бьяджи стал вице-чемпионом. К встрече эры MotoGP Yamaha была готова меньше Honda. Бьяджи стал вице-чемпионом 2002 года на новом YZR-M1, но на следующий год без него лучшим результатом Yamaha стало 7 место Карлоса Чека. Команде Росси предстояло много работы. В итоге, труды принесли ему титул 2004 года:

У нас были правда большие проблемы, и несколько мы пригвоздили сразу же на первых тестах в Сепанге.

Передняя шина всё время блокировалась. Ездоки иногда блокируют перед, и когда они замечают, отпускают тормоз. Но Валентино блокировал передок и задок «Ямахи», и чувствовал, что чем сильнее выжимает тормоз, тем сильнее открывается двигатель. То есть он играл с дросселем и тормозом, и думал: «Всё не так. Что тут происходит!?».

Вот как работают системы торможения двигателем: когда заднее колесо блокируется, двигатель старается остановить эту блокировку, открывая дроссель и наращивая обороты, чтобы байк не заходил юзом в поворот. Но у «Ямахи» двигатель открывался, когда блокировалось переднее колесо! Вот тогда мы и осознали, почему так много ребят «Ямахи» разбивались, теряя перед: ездок делал обратное тому, что надо было, и снова падал на лицо.

Другую большую проблему мы нашли, когда Валентино сказал: «Я не могу заправлять байк в поворот, у меня правда болит внутренняя часть колена, потому что заставляю его поворачивать». Всё указывало на завышение байка, так что мы завысили байк на 15 мм — огромная разница, — и всех просто вынесло!

Это всё изменило: байк лучше поворачивал, а перед перестал так часто блокироваться, потому что центр тяжести был слишком низко. Так что когда мы завысили, на тормоза стало больше переходить, то есть перед немного вдавливался в асфальт, а не просто давил на сам байк.

За 2004-й мы сделали много улучшений в байке, а Валентино, наверное, ездил как никогда хорошо.

Проигрыш чемпионата в 2006-м. После 5 чемпионств подряд Росси пережил первый неудачный год. Развитие шасси М1 пошло в неверном направлении, байк страдал от ненадёжности. После 5 первых гонок 2006-го Доктор был на 8 чемпионатном месте в 43 баллах от Ники Хэйдена из Repsol Honda. Он успел обогнать американца и прибыл лидером зачёта на финал в Валенсии. В той гонке Росси допустил аварию и закончил 13-м, корона досталась Хэйдену:

В 2006-м мы затруднялись. У нас была правда скверная болтанка [чаттер]. [Старший инженер Yamaha Motor Racing] Масао Фурусава подкинул несколько способов поправить её, но ничего не работало, так что в Ле-Мане мы вернулись на шасси-2005. Валентино немедленно здорово поехал, и вёл гонку на целые мили. Затем сломался двигатель.

На предыдущей гонке у нас ушла передняя шина. Валентино заехал во время гонки и сказал, начались какие-то вибрации, так что мы поменяли заднюю. Когда он покинул питы, мы увидели огромную дыру в передней шине, которую закрывал брызговик. Мы подумали: нет!

Через несколько гонок на Лагуне у нас сломался [топливный] шланг. Но даже если бы трубка не сломалась, мы не думали, что закончим гонку, потому что погода была правда-правда жаркой, и когда топлива стало правда мало, в насосе пошла кавитация.

Когда мы проиграли чемпионат в Валенсии, не могу припомнить, что б у меня было расстройство или депрессия. Я никогда не думаю о чемпионате, я думаю только о дне. Мы знали, что были достаточно хороши для победы, так что просто подумали: мы выиграем в следующий раз.

Годом позже Росси проиграл еще один чемпионат, теперь пилоту Ducati Marlboro Кейси Стоунеру. А так же отдал 2 позицию Дани Педросе из Repsol Honda. В 2008-м итальянец продолжил оттуда, где остановился в 2005-м — снова выиграл MotoGP. Бриггс называет ГП США на Лагуна Секе поворотным моментом битвы Стоунера и Росси. Итальянец остановил австралийца после 3 побед подряд, и впервые выиграл гонку на холмистом калифорнийском треке. Успех имел важное значение:

В 2007-м нас побили. Мы даже не стали вторыми. Но я ненавижу приходить вторым, потому что второе место — это когда у тебя почти получилось, но когда ты третий-четвёртый, ты знаешь — тебя побили.

На Лагуна Секе в 2008-м Кейси пинал по нашим задницам на каждой отдельной сессии, так что и мозговать не надо: он собирается выиграть гонку. В общем, ДБ и Валентино составили план. ДБ сказал, что единственный способ его остановить — это если ты впереди. Не дай ему даже круга провести перед тобой, потому что если он его проедет, ты его уже ни разу не увидишь. Так что тебе просто надо торчать перед ним, торчать перед ним, торчать перед ним, чтобы он не смог и круга себе собрать.

Та штука в Штопоре была просто еще одной дикой попыткой остановить победы Кейси. Я уверен, Валентино думал: «Если я дам ему тут пройти и не появлюсь перед ним, он выиграет».

Лагуна была психологической точкой того чемпионата. Валентино обычно черпает мотивацию в гараже, как большинство ездоков. Команде очень трудно «накачать» ездока. Обычно наоборот. Если ездок счастлив, это преумножает, а если он подавлен, обычно вокруг него не получается сплотиться.

Лоренсо и Росси (Каталония, 2009)

В 2009-м новым большим соперником Росси стал его сосед по гаражу FIAT Yamaha — Хорхе Лоренсо. После Лагуны-2008 Каталония-2009 стала новым «посланием» Доктора, насколько серьёзно его желание выиграть чемпионат. Пара Yamaha шла наравне до самого финиша, преимущество переходило от одного к другому и обратно. Последнее слово осталось за итальянцем: в последнем правом вираже он поднырнул под испанца и перекрыл его траекторию выхода. Это было верное решение, Лоренсо отстал всего на 0,095 секунды:

Наличие конкурентного напарника всегда делает тебя быстрее. В то время мы ощущали, что угроза от Хорхе правда настоящая, и вероятно, мы спрашивали: пик Валентино позади? После выигрыша той гонки мы знали, он еще может.

Хорхе был архиврагом. В той точке он был «Бьяджи». Валентино проехал потрясающую гонку, а тот манёвр в последнем повороте был просчитан. Он принял решение перейти на пониженную передачу, чтобы можно было пройти Хорхе изнутри. Там обычно не переключаются вниз, потому что это повредит скорости на прямой, но на последнем круге это было хорошо, чтобы пройти Хорхе изнутри, и первым добраться до финишной черты.