Суппо: Меландри был обязательным условием сделки Ducati со Стоунером

Стоунер и Меландри на презентации Ducati Team 2008

За 22 года в МотоГран-При у Ливио Суппо прошла маленькая жизнь. Бывший руководитель команд Ducati Team и Repsol Honda вспомнил 10 любопытных эпизодов в разговоре по Скайпу с журналистом Moto.it Джованни Замани.

Суппо открыл для себя мировые мотогонки в 1996-м, на 3 сезона став директором Benetton MotorBike — совместного мотоциклетного проекта итальянского производителя одежды Benetton (в мире моторов больше всего известного по титулам 1994 и 1995 годов Михаэля Шумахера в Формулы-1) и японской гоночной корпорации Honda HRC.

Первым открытием Суппо стал Марко Меландри. Талантливый итальянец, придя в Benetton Honda, сразу стал крупной фигурой в младшей категории GP125. Под руководством Суппо Меландри стал вице-чемпионом в 1999-м. Правда, главную вершину в своей карьере — титул GP250 в 2002 году, — Марко покорил с Aprilia.

От Honda Суппо ушел к Ducati в 2000-м, чтобы стать её спортивным директором. Многим запомнился дебют 2003 года Ducati в MotoGP. Лорис Капиросси и бывший чемпион WSBK Трой Бэйлисс нередко держались рядом с лидерами, которые собрались в лагере Honda — Валентино Росси, Макс Бьяджи, Сете Жибернау. В зачёте конструкторов Ducati стала второй после Honda.

Когда Ducati выиграла чемпионат 2007 года с Кейси Стоунером и шинами Bridgestone, это также были плоды трудов Суппо. «Благодаря» полному провалу 2004 года Ducati (всего 3 бронзы за сезон) решилась отказаться от доминирующих покрышек Michelin в пользу недавно пришедших, набирающих силу Bridgestone. Добавив к ним Стоунера, на один сезон получилась непобедимая пара.

К сожалению для Капиросси, движущей силы итальянской марки, появление необъяснимо быстрого новичка стало для него началом конца. Та сделка включала и вице-чемпиона MotoGP 2005 Марко Меландри, объяснил Суппо moto.it. В 2007 году Лорис с единственной победой в Японии затерялся в тени Кейси, хотя его уход был и так предрешен. Однако с бывшим гонщиком Ливио, который блистал при нём в GP125, вышло еще хуже: в 2008-м Стоунер стал вице-чемпионом, он — 17-м на таком же мотоцикле.

В 2010-м Суппо в качестве директора по маркетингу вернулся к Honda — марке, у которой начинал в 1996-м. Переманив за собой Стоунера, он оказал ей большую услугу. В 2011-м Honda с ним на борту впервые выиграла MotoGP после титула 2006 года Ники Хэйдена, сам австралиец стал двукратным. За этими движениями стоял Шухеи Накамото — решительный и проницательный вице-президент Honda HRC.

Затем титулы «посыпались» на Суппо как из рога изобилия. В 2013 году итальянца повысили до директора команды. После ухода Стоунера в 2012-м новой звездой Repsol Honda стал Марк Маркес — чемпион 2013, 2014, 2016 и 2017 годов. В конце 2017-го 53-летний Ливио попрощался с MotoGP. Так была подведена черта под 22 сезонами в Гран-При. Он оставил новому директору Альберто Пучу гонщика и команду, которые выиграли и следующие 2 чемпионата.

О приходе Суппо в Ducati:

Я присоединился к Ducati после того, как работал на Benetton в 1996-1998 в GP250, и еще в 1998-м в GP125 с Марко Меландри, и в 1999-м. Ducati попросила меня пойти к ней работать гоночным маркетинговым директором.

О предложении перейти с Bridgestone на Michelin:

После невероятного дебюта в MotoGP в 2003-м — подиум в дебюте, победа на 5 гонке, — мы в 2004-м прикладывали гораздо больше усилий. То были годы, когда Росси выигрывал по 11-12 Гран-При за год, а в Жибернау, который выигрывал пару таких за сезон, видели его антагониста.

Тамада — он даже в чемпионате Японии не выигрывал, — выиграл 2 гонки. Тогда я начал давить на Ducati, чтобы взяли Bridgestone. Благодаря инженерному подходу Ducati мы пришли к пониманию, что Bridgestone росли, и субботним вечером в Валенсии-2004 мы закрыли сделку. Это была рулетка. Я сказал: если этот выбор будет неправильным, меня тут же уволят.

О появлении Стоунера в Ducati:

Первый контакт со Стоунером имел место в 2005-м в Брно, когда он гонял у Чеккинелло в GP250. В то время сильнейшими гонщиками MotoGP были самые опытные, кроме Росси. Мы всё-таки поговорили со Стоунером, но решили положиться на Жибернау. В то время Стоунер — он тогда дебютировал в MotoGP с Чеккинелло, — показывал великий талант, так что мы решили сделать ставку на него.

О том, почему Капиросси покинул Ducati в конце 2007-го:

На 2008-й Phillip Morris [владельцы Marlboro] мягко предлагали взять Марко Меландри, то есть в 2006-м они одобряли Стоунера, если мы берём и Меландри тоже. В Эшториле в 2006-м мы подписали обоих пилотов — Кейси на 2007-й и Марко на 2008-й.

Мысль была такая: посмотреть, как пойдёт 2007-й, затем выбрать между Стоунером и Капиросси. Выступления Кейси явно превосходили, а у Лориса к тому же была налоговая проблема — такая большая, что Капиросси гонял без зарплаты. Мы предлагали Лорису пойти в спутниковую команду [Pramac] c более чем достойными условиями. Мы не пришли к соглашению на 2008-й, и в Лагуна Секе объявили Меландри.

О крахе Меландри в 2008-м:

У Марко были великолепные выступления на «Хонде» в 2005-м и 2006-м. К сожалению, как это произошло с Лоренсо в «Хонде» [в 2019-м], он не сумел приспособиться к Ducati.

Меландри был убеждён, что сможет побить Стоунера, но он осознал, что байк было очень трудно водить, и что Кейси — вундеркинд. В том году Стоунер часто был на поуле, а он последним в 3 секундах. Он со своим менеджером вышел из положения как джентльмен. Мы закрыли договор без экономических проблем.