Эспелета: Без гонок 4 500 человек в MotoGP останутся без дохода

Волна сорванных Гран-При, которая накрыла MotoGP — один из самых отрицательных эпизодов за всю 74-летнюю жизнь, признался глава Dorna Sports Кармело Эспелета изданию AS.

Вал санитарно-ограничительных мер по всему миру против коронавируса COVID-19 — правительственные запреты на массовые сборища, отмены авиарейсов, режим карантина, — делает проведение MotoGP и других соревнований просто невозможным. Март еще не успел дойти до середины, а уже сорвана гонка MotoGP в Катаре, пересены с весны на осень этапы в Таиланде, США и Аргентине. Перенесены с единственной надеждой, что осенью никакой пандемии уже не будет.

Коронавирус сковал всю Италию — жизненно важный орган MotoGP. Сверхкарантин, введённый на 11 марта — 3 апреля, ограничивает людей сразу, как только они выходят за порог собственного дома. Запрещены поездки по стране без особого разрешения, закрыты бары и рестораны, школы, сокращён рабочий день, строго не рекомендуется сближаться на улицах с другими людьми, и так далее. Без итальянцев MotoGP проводить не станут:

В одном MotoGP итальянцев 400, поэтому будем откладывать даты, если необходимо. Что если не откладывать? Отступать? Прямо сейчас итальянцы из MotoE тестируются в Хересе, и ничего не случилось.

Мундиалю быть, отложим что угодно, и если необходимо, поедем в тёплые места и будем гонять зимой. Сейчас у нас худший момент этого упадка, но наступит день, когда положение улучшится. В какой-то момент проблема будет не в том, что мотоциклизм и другой спорт остановится, а в том, чего бы поесть.

В это воскресенье в Австралии будет гонка Ф-1 [13 марта из-за коронавируса её все же отменили] — там приняты меры, — а потом в Бахрейне за закрытыми дверьми. Мы не хотим гонять без зрителей, но если надо, то будем.

В Катаре, думаю, не было бы никаких проблем, если б мы приехали на 2 дня раньше.

Череда переносов Гран-При вряд ли остановится. Но отменять весь сезон Эспелета не собирается. На кону не только благополучие MotoGP, но и вообще вопрос выживания. Если в течение года 4,5 тысячи человек, устраивающих чемпионат, будут сидеть без работы, чемпионат может этого не пережить:

Команды MotoGP, как и Ф-1, живут гонками. Легче всего было бы прекратить до следующего года, но тогда 4 500 человек паддока лишатся дохода. Всем 3 классам заплатят за ГП Катара, хоть MotoGP там даже не гонял. И за Остин, и за Таиланд тоже, потому что гонки пройдут в другие даты.

Мне платят только за гонки, и пока могу, я буду их проводить. Я делал это всю жизнь. То что сейчас происходит — это самая мрачная вещь, которую я переживал, за исключением смертей гонщиков, само собой.

В общем, мы планируем растянуть чемпионат до декабря, если необходимо. Это исключительная мера для исключительной ситуации, пока нам не скажут, что нет, мы должны остановиться.

Новости о вирусе полностью вытеснили спортивные новости из MotoGP. Действующий чемпион Марк Маркес за 7 лет проиграл всего 1 чемпионат, и 2020-м может добавить еще титул. В прошлом сезоне пилот Repsol Honda закрыл вопрос с чемпионством за 5 этапов до конца. Такого доминирования MotoGP не видел с 2005 года, когда то же провернул Валентино Росси.

За последние годы чемпионат стал предсказуем. Это не на пользу интриге, хотя можно смотреть и с другой стороны, считает Эспелета:

Марк проиграет? Откуда мне знать. В прошлом году никто не ставил на Фабио Квартараро, а он был очень хорош.

В любом случае, для меня лучшие времена в любом спорте — это когда есть доминатор, которого все хотят победить. В велоспорте, к примеру, так было с [5-кратным победителем «Тур де Франс»] Индурайном. И я не думаю, что победы Маркеса в такой манере — это плохо. Если выиграл гонку у Маркеса, это была историческая гонка, потому что он очень хорош и очень быстро ездит.

Когда 1 марта у коронавируса появилась первая жертва в MotoGP — сорванный заезд премьер-класса на ГП Катара, — пилот Aprilia Gresini Алейш Эспаргаро едко отреагировал на это в Инстаграме. Прилетев в Катар и узнав, что шоу отменяется, он назвал это «детской шуткой». Позднее Эспелета объяснил Алейшу, что к шуткам это не имело никакого отношения:

Мы с Алейшем ладим, но вот то, в соцсетях… Он бы мог поговорить со своим шефом и выяснить, потому что я со многими разговаривал, не только с ним. В пятницу и субботу перед отменой [гонки в Катаре] я наговорил 27 часов по телефону.

Однажды Эспелета назвал Валентино Росси «главным активом всего MotoGP». Его широкая популярность — бонус не только для премьер-класса, но и для команд Мото2 и Мото3, когда дело доходит до разговора со спонсорами.

В 2020-м 41-летний Росси проведёт 20 сезон в MotoGP. Если по итогам первой половины сезона Доктор будет удовлетворён своей динамикой и сможет биться за подиумы, вероятно, он останется еще на год-два. Нет смысла гадать о моменте завершения его карьеры, сказал шеф Dorna:

У Валентино необыкновенные заслуги. Меня не разочаровывают его последние результаты, да и Лоренсо тоже. Росси в его возрасте берёт подиумы и поулы. Ладно, пусть он не выигрывает, но посмотрите на [3-кратного победителя «Дакара»] Сайнса, который в 57 продолжает выигрывать, и так быстро гоняет на машине, что может объехать даже Петеранселя.

Тут не вопрос возраста. Это Марк очень жестко на всех давит. На тестах в Сепанге все заводы уложились в 0,8 секунды, так что есть сильное равенство, одинаковость. Росси — парень, который будет продолжать гонять, пока ему это нравится. Сколько? Ни я, ни Росси себя не спрашиваем, в каком возрасте мы собираемся на пенсию.

Очевидно [я благодарен за вклад Росси в MotoGP]. Он привёл многих людей в мотоциклизм, которые останутся, когда он уйдёт. Вдобавок, когда наступит день и он решит прекратить гонять, он будет и дальше присутствовать в чемпионате. Вот почему у него команды и своя академия.

В момент разговора с AS в Хересе 10 — 12 марта шли тесты электрокубка MotoE. Для этой серии на мономотоциклах Energica Ego Corsa наступает сезон №2. Эспелета не исключает, что когда-нибудь и MotoGP перейдёт с бензина на электричество, но точно не завтра и не послезавтра.

Электрокубок, который делит уик-энды с MotoGP, греется в лучах славы большого чемпионата, и это правильно, в отличие от Формулы-1 и Формулы-Е, которые словно противопоставляют себя друг другу, объяснил Эспелета:

MotoE близок к Moto3 [по скорости]. По-моему, это ошибка, что автомобили [Формулы-Е] гоняют отдельно от Ф-1. Мы сильнее [чем МотоЕ], но не даём им плестись за спиной — вот что важно. Я бы мог устроить электрический MotoGP, но не хочу. Я это сделаю, когда промышленность будет к этому готова. Потому что сейчас она не готова.

В общем, сейчас у нас 18 «Энерджик» на решетке, а другим заводам вход закрыт. Мы не делаем вид, что сейсчас они могут достигнуть уровня Мундиаля. Они и дальше будут Кубком.