Шеф-механики MotoGP: кто и с кем в 2020 году

Движение специалистов на рынке шеф-механиков MotoGP примерно соответствует переходам гонщиков от производителя к производителю. В 2019 году рынок гонщиков после бурного 2018-го закрылся, значительных перемен не было. В течение сезона лишь Жоанн Зарко искал новый дом: после ГП Сан-Марино француз покинул Red Bull KTM, провёл 3 гонки в LCR Honda, и после финала сезона приземлился в Avintia Racing. Рынок главных бригадиров ответил тем же: накануне 2020-го там осталось практически всё как и было.

На грядущий сезон MotoGP заявлены 22 пилота 11 команд. 17 спарок гонщик/шеф-механик соответствуют 2019 году. По-прежнему нерушим самый прочный союз MotoGP: Марк Маркес и Санти Эрнандес выиграли 6 титулов за 7 сезонов, теперь идут за новым. Вторая по «древности» спарка также трудится в Honda: Кэл Крачлоу и глава бригады #35 Кристоф «Бифи» Бургиньон готовятся к 6 сезону в LCR Honda. Данило Петруччи ни разу не менял шеф-меха с тех пор, как попал в Ducati. Вместе с Даниеле Романьоли он проработал 4 сезона в Pramac Racing, пока не перешел в официальную Ducati Team.

Второй самый эффективный дуэт MotoGP на 3 года младше первого. Андреа Довициозо и Альберто Гирибуола за 4 совместных сезона трижды становились вице-чемпионами. Оба итальянца почти равны по возрасту (гонщику 33 года, шеф-меху 35), и похожи спокойным характером. Для распада связки нет никаких причин, если только Довициозо не решит покинуть MotoGP.

9 спарок, которые образовались за прошлый сезон, изменений не претерпят. Тогда в MotoGP пришли 4 дебютанта (Фабио Квартараро, Франческо Баньяйя, Жоан Мир, Мигель Оливейра), один гонщик потребовал сменить шеф-механика (Yamaha приставила к Маверику Виньялесу Эстебана Гарсию, соавтора его титула Moto3 2013, вместо Рамона Форкада), двое гонщиков при переходе не смогли забрать из команды своих и получили новых (Хорхе Лоренсо при транзите Ducati/Honda, Франко Морбиделли при транзите Honda/Yamaha), полную встряску провела Aprilia, у одного забрали шеф-меха ради нового коллеги (Такааки Накагами остался без Рамона Орина, приставленного к Лоренсо, и получил Джакомо Гвидотти — брата Франческо, управкомандой Pramac Racing ).

Всего 2 действующих шеф-механика MotoGP сменили гонщиков, причём остались внутри своих марок. Новичок Repsol Honda Алекс Маркес проведёт первый в жизни совместный сезон со старшим братом Марком, и поддержит традицию Honda формировать полностью испанские составы ездоков и и главных бригадиров. Рамон Орин возьмёт шефство над младшим Маркесом, действующим чемпионом Moto2. Предыдущие клиенты 54-летнего испанца — Хорхе Лоренсо, Такааки Накагами, Джек Миллер и Дани Педроса. За 2 десятка лет в Honda он так же работал с чемпионами MotoGP Алексом Кривье и Ники Хэйденом.

Николя Гойон традиционно воспитывает молодёжь в команде Tech 3 Эрве Поншараля. Сейчас француз — шеф-механик Икера Лекуона, дебютанта ГП Валенсии 2019 в Red Bull KTM Tech 3. До этого Николя встречал в MotoGP таких пилотов, как Хафиз Шарин (2018), Йонас Фольгер (2017), Поль Эспаргаро (2014).

Без перемен
Марк Маркес (Honda) Санти Эрнандес (2013 — …)
Кэл Крачлоу (Honda) Кристоф Бургиньон (2015 — …)
Данило Петруччи (Ducati) Даниеле Романьоли (2015 — …)
Андреа Довициозо (Ducati) Альберто Гирибуола (2016 — …)
Поль Эспаргаро (KTM) Пол Треватан (2017 — …)
Алекс Ринс (Suzuki) Хосе Мануэль Касо (2017 — …)
Джек Миллер (Ducati) Кристиан Пупулин (2018 — …)
Тито Рабат (Ducati) Ярно Поластри (2018 — …)
Алейш Эспаргаро (Aprilia) Антонио Хименес (2019 — …)
Андреа Ианноне (Aprilia) Фабрицио Чеккини (2019 — …)
Маверик Виньялес (Yamaha) Эстебан Гарсия (2019 — …)
Такааки Накагами (Honda) Джакомо Гвидотти (2019 — …)
Фабио Квартараро (Yamaha) Диего Губеллини (2019 — …)
Франко Морбиделли (Yamaha) Рамон Форкада (2019 — …)
Франческо Баньяйя (Ducati) Кристиан Габбарини (2019 — …)
Мигель Оливейра (КТМ) Ги Кулон (2019 — …)
Жоан Мир (Suzuki) Франческо Каркеди (2019 — …)
Перестановки
Сейчас Ранее
Икер Лекуона (KTM) Николя Гойон Хафиз Шарин (КТМ)
Алекс Маркес (Honda) Рамон Орин Хорхе Лоренсо (Honda)
Новые/вновь шеф-механики
Сейчас Ранее
Валентино Росси (Yamaha) Давид Муньос Николо Булега (Moto2, 2019)
Жоанн Зарко (Ducati) Марго Ригамонти Андреа Ианноне (MotoGP, 2018)
Брэд Биндер (KTM) Серджио Вербена Штефан Брадль (MotoGP, 2015)

Любопытно, что среди «первоклашек» в 2020 году оказался Валентино Росси. Доктор сделал сброс, решившись на новое начало. Так закончился его союз с Сильвано Гальбусера, просуществовавший с конца 2013-го по конец 2019-го. 63-летний специалист с опытом в MotoGP и WSBK устал от напряженного темпа чемпионата, тогда как Росси зашел в тупик. 9-кратный гранприйный чемпион надеется, что появление 41-летнего Давида Муньоса со свежим взглядом на настройку #46 YZR-M1 устроит ему психологическую встряску накануне 20 сезона MotoGP. Для Муньоса, соавтора титула Франческо Баньяйя в Moto2 (2018), это дебют в MotoGP.

В премьер-класс вернулись 2 специалиста, которые имеют опыт управления бригадой MotoGP. В «Лигу шеф-механиков» возвратился Марко Ригамонти, бригадир Андреа Ианноне в 2013 — 2018 годах в Ducati и Suzuki. В 2019-м связка ликвидировалась, так как при переходе в Aprilia Ианноне не смог взять с собой Ригамонти (Suzuki его сделала техническим координатором команды). 3 года спустя Марко вновь на орбите Ducati. Его клиент в этом году — Жоанн Зарко, команда — Avintia Racing.

Новичок Red Bull KTM Брэд Биндер получил в шеф-механики итальянца Серджио Вербена. В 2015 году Вербена был шефом бригады Штефана Брадля в командe Forward Racing, до этого — там же у Колина Эдвардса и Алекса де Анджелиса. Насколько ценен прежний опыт Вербена — большой вопрос. Итальянец не возглавлял бригаду MotoGP 4 года. За этот срок прототипы превратились в нечто совсем другое — на них стоят шины Michelin вместо Bridgestone, и унверсальная электроника Magneti Marelli, внедрённая в 2016-м. Серджио придётся набирать знания вместе с Брэдом.

Несколько звёздных шеф-механиков в 2019 году ушли в тень, и вероятно, в этом году под свет софитов не вернутся. Рамон Форкада, 3-кратный чемпион MotoGP вместе с Лоренсо, был убран из бригады Виньялеса, чтобы взять шефство над Морбиделли. Франки занял 10 место в том сезоне, последнее среди Yamaha. В отличие от Лоренсо и Виньялеса, перспективы ветерана MotoGP (он пришел в чемпионат 30 лет назад) вернуться к победам с Морбиделли сомнительны.

Кристиану Габбарини тоже нелегко. Ducati поручила ему большую роль — сделать из Баньяйя кандидата в заводскую команду. 2-кратный чемпион MotoGP с Кейси Стоунером и победитель 3 гонок с Лоренсо пока не преуспел. Пекко очень тяжело дебютировал, у него лишь 15 место в зачёте. Тогда у новичка был прошлогодний Ducati 2018, теперь будет актуальный Ducati 2020.

Впрочем, нужно посмотреть, сработает ли «правило второго года Габбарини». Самые успешные клиенты итальянского специалиста на второй сезон совершали прорыв: Стоунер выиграл MotoGP в 2007 году на Ducati после невнятного дебюта с LCR Honda, Лоренсо трижды побеждал на Ducati в 2018-м, хотя за год до этого число побед было нулевым. Джек Миллер добился в 2016-м единственной победы в MotoGP (Ассен) так же на второй год работы с Габбарини в Honda.