П. Эспаргаро: Зарко хотел лёгкости на КТМ, а так не получится

Пока ни один гонщик КТМ не показал себя в MotoGP убедительнее, чем Поль Эспаргаро. 28-летний испанец с титулом Moto2 за плечами с 2017-го каждый год показывал, что быстрее любого, кто ездит на таком же байке. Дебютный для завода из Маттигхофена сезон 2017 Эспаргаро закончил на 17 месте против 21 места Брэдли Смита. Через год испанец стал 14-м, британец — 18-м.

Тест-пилот Мика Каллио, который за 3 года 12 раз выводил RC16 на старт, лишь раз утёр нос лидеру Red Bull KTM: на ГП Испании 2018 финн выиграл у коллеги 10 место и финишировал в 1,5 секундах впереди. Пришедшие в 2019-м вместе с командой Red Bull KTM Tech 3 Мигель Оливейра и Хафиз Шарин тоже не смогли затмить мастерство Поля по укрощению австрийского «быка» с двигателем V4, в котором кроется около 280 л.с. — примерно столько же, сколько у самых быстрых Ducati и Honda.

Однако напарником, на фоне которого Поличчио смотрелся убедительнее всего, оказался самый успешный гонщик, который когда-либо перекидывал ногу через RC16. В 2019 году череда финишей от 10 места и ниже роднила результаты Жоанна Зарко — 2-кратного чемпиона Moto2, 6-кратного призёра MotoGP, — с результатами Брэдли Смита, однако за свою карьеру англичанин и не поднимался на те высоты Гран-При, где бывал француз. Главные достижения Брэдли — вице-чемпионство GP125 в 2009-м и вице-чемпионство электрокубка MotoE в 2019-м.

Поль считает, корнем проблем с неудавшимся транзитом между кроткой Yamaha и агрессивным КТМ стал подход Зарко. Он слишком много усилий тратил на то, чтобы приспособить настройки и поведение байка к шаблону Yamaha. Такой комментарий испанец дал на выходных Speedweek, которые он провёл в Австрии на горнолыжном курорте Кицбюэль на мероприятии Red Bull:

Жоанн хотел быть очень быстрым на КТМ, чтоб было очень просто, как у него раньше на «Ямахе». Но с КТМ такое не сработает. На этот байк нужно время, надо к нему привыкнуть и приспособиться, надо узнать байк и его пределы.

С первых кругов на осенних тестах 2018 года в Валенсии Жоанн ощутил огромную разницу на входе в повороты — критической области для его доверия мотоциклу. КТМ не желал делать того же, что делала Yamaha — рано тормозить и мёртвой хваткой держаться за траекторию, поддерживая поворотную скорость. Вместо этого байк на торможении гулял по всей трассе до самого апекса поворота. Зарко пытался это исправить настройками и стилем пилотажа, не желая мириться и работать с тем, что есть.

На зимних тестах 2019-го в Малайзии злоключения новичка КТМ продолжились. Однако Зарко показал крепкую хватку, которая приносила ему победы Мото2 и подиумы MotoGP, и показал 17 лучшее время против 18-го у Поля. Эспаргаро поясняет, что коллега оказался быстрее только через 5 дней тестов. Правило долгого привыкания к КТМ действительно работало. И всё же на Гран-При Жоанну часто не хватало терпения, чтобы проходить такой долгий путь раз за разом.

То, что у него еще есть скорость, Зарко показал в мокрой квалификации ГП Чехии: 3 место на решетке в 2,6 секундах от поула Марка Маркеса и в 0,07 секунды от Джека Миллера на 2 позиции. На следующий день в сухом заезде француза отбросило туда, где он провёл весь сезон — 14 место и 30,5 секунд отставания.

Понимая, что второго такого сезона быть не должно, Жоанн отказался от второй половины договора с КТМ, и приблизительно от 1,8 миллиона евро, которые полагались ему за 2020-й. Напарник сдался, сказал Поль:

Надо поближе присмотреться к его тестам в Малайзии. Это были 5-дневные тесты, потому что мы там 2 дня ездили как раз перед тестами [командного союза] IRTA. На первый и второй день Жоанн был очень плох. На третий лучше не стало. На четвёртый слегка набрал. На пятый он был очень шустрым.

Если потом посмотреть на год в целом, обычно в первый день он очень медленно начинал. С другой стороны, на некоторых треках он был довольно быстрым, да и в нескольких гонках, включая Мизано. Я думаю, он сильно напирал на всё, чтобы было легко. Но в MotoGP успех не в вашей власти. Надо оказывать сопротивление, бороться.

Зарко продолжал бороться с непослушным мотоциклом и проигрывал в скорости Эспаргаро, так что его влияние на развитие КТМ было минимальным. Новые детали, которые марка пробовала и на тестах, и на Гран-При, жертвуя подбором настроек к гонке ради будущего, в первую очередь ставились на мотоцикл испанца. Затем, если того желал Зарко, обновления на пробу получал и он. Таким образом, по-настоящему заводской гонщик в Red Bull KTM был только один. Жоанн не был готов к роли тестера. Такую работу в Yamaha Tech 3 в 2017 — 2018 годах ему выполнять не приходилось:

Да, разработки — часть проекта KTM MotoGP. Все инженеры постоянно работают над новыми компонентами — инженеры-электронщики, инженеры-шассисты, инженеры-механики. Мы, ездоки, включая новых ездоков, которые к нам приходят, должны знать, что надо идти на жертвы, и на Гран-При тоже тестироваться.

Нам не так легко, как молодым ездокам, которые приходят, например, в Petronas и у них там проверенный материал. Нашему байку всего 3 года. Это значит, нам надо трудиться больше, чем конкурентам, если мы хотим когда-нибудь выйти наверх. В какой-то момент новые ездоки будут приходить в КТМ, и всё у них будет очень просто, но сейчас не тот случай.


ИТ рекрутинг