Суми: Yamaha никогда не била максимальной скоростью

Провести сезон MotoGP с 2 победами — слабая заявка на битву за титул в следующем. Маверик Виньялес принёс Yamaha оба триумфа в 2019 году — капля в море 19-этапного сезона.

Впрочем, если не брать 12 побед Honda, каждая из которых относится на счёт чемпиона Марка Маркеса, среди других конкурентов Yamaha смотрелась хорошо, ведь Ducati выиграла 3 гонки, Suzuki — 2, KTM и Aprilia не выиграли ничего. На финальном ГП Валенсии Monster Energy Yamaha MotoGP обошла Ducati Team, став второй лучшей командой 2019 года после Repsol Honda.

Yamaha всё еще далека от положения триумфального 2015-м: вместе с Хорхе Лоренсо и Валентино Росси «камертоны» заполучили Тройную корону MotoGP, 11 раз победили. Лидер проекта Yamaha MotoGP Такахиро Суми представляет, как сделать так, чтобы золотые деньки вернулись. Его назначение на пост в конце 2018-го стало одним из ключевых пунктов перестройки гоночного отдела. Сменив Кудзи Ция — руководителя, при котором Yamaha поставила рекордные для себя 25 гонок без побед, — бывший старший конструктор шасси М1 Суми начал выводить команду на путь оздоровления.

В разговоре с Motorsport Суми-сан объяснил, что цель на 2020 год — предоставить своим гонщикам более бойцовский М1. В предыдущей кампании к Yamaha вернулись коронные черты — исключительные устойчивость и скорость в поворотах. Однако они работали только на пустой трассе, что подтвердилось 3 поул-позициями Виньялеса и 6 поул-позициями новичка MotoGP Фабио Квартараро. Эти гонщики доказали, что М1 2019 — очень хороший квалификационный байк, но относительно Honda и Ducati его гоночная скорость стала ненамного выше, чем в 2018-м и 2017-м.

Единственные успехи Yamaha были связаны с побегами, которые Маверик успешно устраивал в Ассене (отрыв 4,8 секунды) и Сепанге (3). Когда это не удавалось, победы срывались. Так происходило, к примеру, на ГП Сан-Марино, когда лидер Квартараро проиграл дуэль на последнем круге Маркесу, и на ГП Австралии, когда такая же преследующая тактика принесла пилоту Honda победу над Виньялесом. Гонщик Yamaha убежал, но не далеко. Из попытки обогнать Маркеса, который нанёс удар на прямике перед последним кругом, за 3 поворота до флага ничего не вышло, Маверик разбился.

«Камертонам» до сих пор слишком неудобно, когда в гонке начинаются прямики. Мощные Honda и Ducati играючи разделывались с Yamaha, и показывали то же время круга, несмотря на меньшую скорость в виражах. Команда Суми работает над тем, чтобы в 2020-м двигатель М1 таким образом не сводил в ноль преимущество шасси:

Выигрыш гонки побегом вперёд — единственный способ это делать, но если идеальная траектория занята ездоком впереди, невозможно показать скорость. Другими словами, ездокам трудно биться. Вот чего нам еще не хватает.

Надо работать, чтобы вернуть нам силу в гонках. Мы над этим работаем. Само собой, двигатель — большое место [для прогресса].

Побить соперников максимальной скоростью? Такого у «Ямахи» раньше не было. Я думаю, философия производителя проявляется в том, как он старается получить больше скорости — либо наращиванием лошадиных сил, либо улучшением общего равновесия пакета.

Досконально знающий шасси М1 Суми видел, что качество его работы отличается в лучшую сторону от того, что делали двигателисты. Зимой 2019-го новый лидер Yamaha MotoGP чётко сформировал задачу инженерам: не нужно переделывать шасси — нужно переделать двигатель.

Из этой области исходило много проблем: М1 был инертным на торможении (особенно у поздно тормозящего Виньялеса) и грубоватым на разгоне. Когда заезд пересекал экватор и шины начинали уходить, байк не был похож на самого себя — слишком длинный тормозной путь и пробуксовки портили время круга, убивали поворотную скорость. Модификация 2019-го от подобного почти не страдала:

2017 и 2018 были трудными сезонами, у нас шла пора затруднительных побед, и мы внедряли много обновлений, которые не приводили к результатам.

Было много проблем, так что зимой мы попробовали оглядеться и распознать, где мы ушли не туда, чтобы встать на более определённый путь.

У нас нет двигателя, чтобы сравниться с «Дукати». Вот почему я применил философию «давайте сделаем байк, которому нет равных на 100 метрах по любую сторону от каждого поворота». И вместо изменения рамы мы разработали двигатель, чтобы улучшить повороты.

Так как трудно одновременно получить динамику на верхних и средних оборотах, модель 2019-го целилась в улучшение области между поворачиванием и разгоном.