М. Маркес: 2 недели назад даже не мог поднять стакан воды

Круглогодичная выставка Марка Маркеса и брата Алекса — она находится на первом этаже Музея Серверы в их родном городе в нескольких шагах от фан-клуба #93, — пополнилась необычными экспонатами. К гоночным мотоциклам, наградам, элементам экипировки братьев, обладающих 10 гранприйными титулами на двоих, добавились… картины.

Марк-художник уже начал творить. В новом видео Repsol показано, как испанец намалевал свои первые 8 картин (по числу титулов Гран-При): в студии он сел за руль новой Honda Fireblade, и буксуя в ванне с краской, «разрисовал» брызгами 8 пустых полотен в красно-сине-оранжевые цвета. Все они ко 2 февраля разойдутся по фанатским коллекциям через аукцион.

Хотя выставке внутри выставки 22 января была уделена специальная пресс-конференция, 6-кратный чемпион MotoGP больше общался с журналистами на другую тему. Испанец находится посреди реабилитационного процесса после операции на правом плече в ноябре, и этот процесс далёк от простого.

В эту зиму Муравей переживает почти то же самое, что год назад. Нудные недели щадящей терапии превращаются в месяцы, что совсем не похоже на обычные каникулы гонщика MotoGP. Правое плечо после серии аварий в течение сезона было не настолько скверным, как левое в 2018-м, вывихи которого пошли один за другим, но Маркес по настоянию врачей всё же лёг на операционный стол с профилактической целью, дабы укрепить плечо к новому сезону.

Правое, как и левое не так давно, требует по 4 часа ежедневных упражнений. С операции, которую в конце ноября проводили в Университетской больнице Барселоны Dexeus-Quiron хирург Ксавье Мир и Виктор и Тереса Марле из Каталонского института травматологии и спортивной медицины, минуло почти 3 месяца. Лишь пару недель назад Марк стал чувствовать эффект от терапии. Плечо начало оживать. Не исключено, при операции хирурги случайно нанесли повреждения, которые замедлили выздоровление гонщика:

Восстановление было не более насыщенным, чем прошлогоднее. Оно не такое болезненное, но более трудное. [Врачи] меня предупреждали, что когда [на операции] открывают плечо, там много нервов и мышц, и что они могли что-нибудь задеть, что могло отразиться на подвижности некоторых мышц, очень важных для плеча. Над ними мы и работаем.

Еще 2 недели назад у меня была нулевая сила [в правой руке], и я даже не мог поднять стакан воды, но прошло несколько дней, и нерв стал отзываться, и стал чуть лучше.

Утром я по 2 часа провожу реабилитацию, и еще 2 днём. У меня на тело уходит почти целый день. Я стараюсь улучшаться, но всегда держу в уме факт, что первая гонка в Катаре — вот к какому крайсроку надо успеть.

По прогнозу доктора Мира, к тестам в Малайзии 7 — 9 февраля у Маркеса еще не будет 100-процентной формы. Тесты в Катаре 22 — 24 февраля выглядят более реалистичным сроком восстановления. В любом случае, к старту сезона 8 марта в Катаре испанец должен быть полностью готов. Лишь недавно он смог поверить, что прогноз правдоподобен.

Год назад я восстановил физформу как раз к тестам, и в этом году будет почти так же. За последние 2 недели мы шагнули вперёд, но до Рейеса [праздника «Дня трёх королей-волхвов» 6 января] оптимизма у меня совсем не было.

Первая встреча в 2020 году с машиной уже состоялась. Однако она не была 2-колёсной. Возвращать ездовую форму Марк начал с покатушек на карте 16 января. Правда, с одной здоровой рукой сессия получилась не такой весёлой, как могла бы. Но несколько заносов под тягой испанец спровоцировать сумел.

Числа прошлого сезона MotoGP совсем не говорят, что Марк начинал год с одной здоровой рукой. Рекордные для чемпионата 420 очков и 18 подиумов, не говоря о 12 победах, стали подарком испанца самому себе за упорство и возмещением за ужасно скучную зиму 2018-2019 годов. Новую кампанию 26-летний чемпион Repsol Honda начинает примерно с тем же довеском. Новое чемпионство — обязательная часть программы:

Трудно сказать [чего ждать], потому что сначала у нас предсезонка, но уверен, из-за плеча я ничего не потеряю. Может, на первых 3-4 гонках придётся снова контролировать нагрузку на тренировках [как в 2019-м], но я буду пробовать разные вещи, чтобы подготовить мотоцикл к битве за еще один титул. Надеюсь, что получится поднажать с первой гонки.

Может показаться, что последний титул был лёгким, а это не так. Нельзя снижать ни насыщенность, ни усилия. Соперники учтут прошлый год, опять шагнуn вперёд и всё усложнят.

Накануне сезона 2019 Маркес остался единственным ориентиром Honda. Кэл Крачлоу пропустил осенние тесты 2018-го с разбитой вдребезги лодыжкой после кошмарной аварии на ГП Австралии, Хорхе Лоренсо на тренировке в январе сломал ладьевидную кость в запястье и сам себе осложнил знакомство с малоизученной Honda RC213V. На межсезонных тестах Муравей фактически сам собрал прототип для 2019 года, советоваться ему было не с кем.

На этот раз положение изменилось не сильно. Крачлоу в строю и полезен для инженеров Honda как еще источник ценных отзывов, однако англичанин не выиграл ни одной гонки в 2019-м, и потерял возможность влиять на развитие байка, которое задавалось Маркесом. Новичок Repsol Honda Алекс Маркес провёл на RC213V всего 2 осенних теста. У младшего брата Марка свои задачи. Старший снова за главного в Honda:

Год назад Хорхе травмировался на предсезонке, и на меня легло бремя подготовки [байка]. Думаю, этот год будет похожим. Мой напарник — Алекс, и он новичок. В плане замысла мотоцикла у него нельзя просить чего-то особого, потому что ему еще надо понять его, как это было с Лоренсо.

Кровное родство Маркесы оставят за пределами Гран-При. На гонках Марк будет воспринимать Алекса так, как воспринимал в Repsol Honda Хорхе Лоренсо и Дани Педросу — для него это главный конкурент. За пределами треков их братские отношения должны остаться прежними:

Раз я хочу, чтобы мечты сбывались, я иду на жертвы и расставляю приоритеты. Мне пришлось отменить каникулы и поставить приоритет плечу — это лучший способ продолжать биться за титулы.

На этот раз [мой соперник] это мой брат, год назад это был 5-кратный чемпион мира. Это еще один вызов. Он пришел как чемпион Мото2, как новичок с большим желанием. Он мой брат, но моя мотивация и ментальность прежние. Он — мой первый соперник.

В приоритете битва за титул. Соперников может быть много, на разных марках. Будоражит? Да, но мне не следует волноваться за другую часть гаража. Вне треков мы будем тренироваться, как всегда, помогать друг другу улучшаться, повышать уровень.