Лоренсо: Honda слушает Маркеса, как Yamaha и Ducati слушали меня

Лоренсо, Маркес

Журналист портала Moto.it Нико Серегини провёл беседу с Хорхе Лоренсо на мотовыставке EICMA 2019 в Милане. Ветеран гранприйной журналистики помнит Лоренсо стеснительным 15-летним пареньком, который появился в паддоке MotoGP на ГП Испании 2002 года как дебютант класса GP125. 17 лет спустя Лоренсо — 32-летний 5-кратный чемпион мира.

Правда, сейчас Спартанец больше похож на себя 15-летнего, чем на любую другую свою версию. В 2002 году новичок заводской команды Derbi из 14 гонок закончил в очках всего 4. У ездока с Майорки были серьёзные основания опасаться, что с такими результатами 2003 год будет для него последним на Мире. На ГП Бразилии 2003 он впервые победил, доказав команде свою ценность. Карьера была спасена.

В 2019-м новичок Repsol Honda стоял на краю пропасти, как 17 годами ранее. Лоренсо не мог предъявить команде ничего, кроме финишей на 11 — 20 местах и травмы позвоночника на ГП Нидерландов. Она выключила его на 4 гонки. Сильная травма, потеря формы, непонимание прототипа RC213V и страх снова покалечиться обусловили 19 зачётное место накануне финального ГП Валенсии. Как бы ни было, испанец видит в своей карьере намного больше положительного:

Я считаю себя большим везунчиком, потому что живу своей страстью и выиграл гораздо больше, чем представлял, когда начинал. Да, бывали травмы, плохие моменты, но скажем так, в целом, у меня хорошая карьера, я выиграл 5 Мондиале. Ошибки всегда бывают, даже если у вас за плечами 20 лет опыта, как у меня.

В карьере ездока #99 немало поворотных моментов. Довольно медленный, непостоянный гонщик только на 5 гранприйный сезон превратился в готового чемпиона. После титулов GP250 2006 — 2007 годов Лоренсо вступил в новый процесс трансформации. Для класса MotoGP он был слишком неосторожным, безрассудным гонщиком, как в 2005-м, когда дебютировал в GP250. Сезоны 2008 и 2009 стали для Хорхе сезонами обучения на собственных ошибках:

Я начал выигрывать титулы с 2006-го, с Джиджи [Даллинья] в «Априлии», в команде Fortuna Aprilia. В 2007-м я его повторил. За 1,5 года до прихода в MotoGP у меня уже был договор с Yamaha. Она сильно верила в 20-летнего новичка.

У Yamaha был байк, который практически создан под меня. Ну, не под меня, потому что они тогда меня не знали. Байк оказался отличным, я сразу быстро поехал. Поул-позиция в первой гонке, поул-позиция во второй, поул-позиция в третьей. В Португалии на третьей гонке я победил.

Потом приехал в Китай и попал в огромную аварию, самую зрелищную, которую видели за последнее время. Я сломал обе лодыжки, а в гонке был четвёртым. А потом падения-падения-падения, разные осложнения после падений. Самое сильное было в Монмело. Я тогда впервые задумался, что если так рисковать, расстанусь с жизнью. Можно было реально покалечиться.

В общем, это была поворотная точка. Мне правда пришлось начинать с нуля, сильно осторожничать, чего я не делал. В том [2008] году я выиграл всего одну гонку. Хотя я бывал на подиуме, прежней скорости не было.

Зато с 2009-го начал биться за важные результаты с Валентино [Росси]. На следующий год в 2010-м впервые стал чемпионом.

 

За 9 лет в Yamaha Лоренсо 8 раз заканчивал сезон призёром, включая 3 чемпионства. К 2016 году выступления на одном и том же байке приелись. На период 2017 — 2018 Спартанец связал себя с Ducati. В отличие от прошлой команды, Лоренсо на красном мотоцикле так и не стал призёром MotoGP. Но 3 победы в 2018 годы он вспоминает с теплотой:

Я не из тех гонщиков, которые падают чаще всех, но я из тех, которые сильнее всех калечатся. Не знаю, почему так. Наверное, есть причины. Может, не везло. Естественно, было немало гонщиков, которым явно не везло еще больше, но если говорить обо мне, то не везло. Я много раз ломал ключицы, лодыжки.

Скажем так, годы, когда получалось доминировать, немного отличались. В 2010, 2012 и 2015 мне вполне везло, у меня никаких травм не было, получалось быть очень постоянным и быстрым. Я выиграл три Мондиале.

Потом мне это придало стимул попробовать что-то другое — Ducati. Трудный период, но прекрасный, я вспоминаю его с большой любовью. Мы получали большое удовольствие от побед, хотя поздновато. Потому что когда начался этот замечательный момент, эти 2-3 месяца мы были лучшими в мире.

В этот период ни одна из сторон не добилась желаемого. Проект «Лоренсо в Ducati» должен был вернуть титул MotoGP команде, которая выиграла его всего раз — в 2007 году с Кейси Стоунером. Однако гонщик, который обошелся ориентировочно в 20 — 25 миллионов евро, отплатил лишь 3 победами за 2 чемпионата. Лоренсо слишком поздно сумел переключиться с точного, послушного М1 на сверхмощный Desmosedici, чья управляемость была полной противоположностью.

Когда испанец выиграл первую гонку (Муджелло 2018), он уже заключил договор с Repsol Honda. К тому моменту руководство команды дало понять, что его место займёт Данило Петруччи из спутника Pramac. Итальянец ездил быстрее, а обходился намного дешевле. После Муджелло стороны поняли, что зря расставались. Но назад отыграть было невозможно:

Мы живём в мире — в целом, так в жизни вообще и в спорте в частности, — где учитывается настоящее, [текущие] результаты. То есть прошлое слабо учитывается. Учитывается твоя скорость. Если в этот момент тебя бьёт более дешевый гонщик, логично, что команда думает вложиться в гонщика подешевле, но который сейчас делает более-менее то же самое.

Я понимаю позицию «Дукати», когда они говорят, что вложили большие деньги в очень сильного и очень дорогого гонщика. За такими деньгами должны стоят трековые результаты.

В общем, конечно, здесь можно рассуждать 2 путями. Мы положили большие деньги на алтарь побед, а получаем какие-то шестые места, еще и непостоянно. И вместе с тем у нас есть Петруччи, который делает больше, а зарабатывает более-менее в 8-10 раз меньше. Лоренсо редко побеждает на хорошем байке, так что давайте делать замечания Лоренсо, что у нас почти кончилось терпение ним работать.

Как вы знаете, нам не хватило месяца [чтобы продлить договор с Ducati].