Редман: Маркес и Хэйлвуд — лучшие в истории Гран-При

Подарки самому себе — логичная идея в спорте, ведь соперники ничего дарить не собираются. Еще лучше, если это подарки на круглые даты. В 2019 году Honda успешно справляет 60-летие в мотогонках Гран-При. 3 июня 1959 года Honda стала первым в истории производителем из Японии, который заявился на знаменитые мотогонки Isle of Man TT, а 20 октября 2019-го на японском этапе MotoGP она выиграла 25 конструкторский титул Гран-При.

Пилот Repsol Honda Марк Маркес победил на собственном «хондовском» кольце Twin Ring Motegi, будучи 6-кратным чемпионом MotoGP и 6-кратным чемпионом Honda. Муравей карабкается по лестнице достижений не только внутри Гран-При, но и внутри Honda. Он превзошел австралийца Мика Дуэна, заработавшего для Honda 5 титулов в премьер-классе (1994 — 1998), и сравнялся с уроженцем Великобритании Джимом Редманом.

Как и Маркес, Редман — 6-кратный чемпион Honda. В сезоне 1962 он выиграл для японской марки титулы GP250 и GP350, повторил это в 1963-м, и за следующие 2 сезона добыл еще 2 титула GP350. Джим стал первым гонщиком Honda, победившем в 500-кубовой категории (ГП Германии 1966). Увы, его карьера очень скоро закончилась: через 1,5 месяца на дождливом ГП Бельгии на быстром и очень опасном Спа-Франкоршаме он упал с ведущей позиции и сломал запястье.

В тот год Редман выступал вместе с Майком Хэйлвудом, другим многократным чемпионом Гран-При. Вместе они принесли Honda первый кубок конструкторов в королевском классе. 88-летний Редман был в Японии на минувшем этапе, и после нового титула сфотографировался вместе с бригадой Маркеса, восседая на 500-кубовом прототипе RC181 1966 года — том самом, который оборвал его карьеру. В беседе с изданием Marca Джим, отвечая на вопрос, кого можно назвать лучшим в 71-летней истории чемпионата, назвал только двоих:

На ум приходят 2 человека: Марк Маркес и Майк Хэйлвуд. Майк — единственный, о ком ты знал, что он пойдёт до конца, но ты не знал, что он собирается сделать, пока он этого не делал. Про Джакомо [Агостини] или Фила [Рида] ты знал, будет тяжело, но с Майком было иначе. Как-то раз он знал, что не сможет чисто меня пройти в последнем повороте, но он рискнул и задел меня. Он знал: либо он упадёт на землю, либо попадёт в поворот.

Только Марк может такое сделать ради победы. Маркес забавный. Мне стоило бы его ненавидеть, потому что он уже сравнялся со мной по числу титулов на «Хонде», но он настолько приятный паренёк, что его нельзя ненавидеть. В общем, я ему сказал: «Хотелось бы тебя ненавидеть, но ты мне нравишься; если кто и побьёт меня, пусть это будет кто-то вроде тебя». Я в восторге. Он станет лучше, я буду лишь 2-м.

Первому 6-кратному чемпиону Honda нравится, как Маркес смотрится в седле. В режиме атаки его RC213V трясёт, заносит и ставит боком. Такую манеру езду в 60-х было невозможно представить. Редман не видит параллелей между своим вождением и Маркесом:

Первое: он «скачет» на мотоцикле, я просто ездил. Больше всего меня впечатляет, что это самый уверенный парень, которого я видел, и это связано с его способностями. Как-то раз он мне сказал: «Это простая игра. Если ты первым открываешь газ и последним тормозишь, ты выигрываешь. Всё просто». Да уж, «всего-то» надо быть первым и последним.

Редман и Хэйлвуд — единственные в истории, кто выиграл за этап 3 заезда. Редман прославился этим невероятным достижением на ГП Нидерландов в 1964 году. Родезиец (сегодня африканская страна Родезия называется Зимбабве) приехал в Ассен на гонки GP125, GP250 и GP350, и выиграл все. Через 3 года Хэйлвуд смог повторить это в том же месте, но на ступень выше: в Ассене-67 англичанин выиграл GP250, GP350 и GP500. Оба гонщика соперничали на трассах, но когда гонки заканчивались, их отношения менялись на противоположные:

Майк был восхитительным парнем, мы были большими друзьями. Однажды приехал Энцо Феррари пообедать с нами. Я сказал: «Энцо, вы 3 часа ехали на машине, чтобы приехать на пляж и пообедать с нами. Зачем? Мы моложе вас, да и мы уже могли уехать». Он сказал: «Джим, автогонки — это мой бизнес, мотогонки — моя страсть. Чтобы побыть с Майком и тобой, я бы проехал гораздо больше 3 часов».

И потом он спросил меня: «Майк — №1 в MV Agusta, а ты в Honda. Почему вы вместе ездите отдыхать? Вы должны бороться». А Майк сказал: «Мы это делаем каждое воскресенье». Мы жестко боролись друг с другом, но не всегда именно так, иногда честнее, потому что если гонщик был в повороте, не хотелось, чтобы он разбился, и возможно, убился, так что все предпочитали пропускать.

Например, за мою карьеру в хороший год на Острове [Мэн на гонках Isle of Man TT] погибали двое, а в плохой — шестеро. То есть в среднем ты до гонки знал, что четверо оттуда не уедут. В общем, хорошо, что сегодня в гонках никто не погибает. Ну, я помню Симончелли [в 2011-м], но это было очень странное происшествие.

Хэйлвуд и Редман (Ассен, 1966)

При нынешнем уровне безопасности на трассах и качестве медицины гонщики выступают намного дольше, число карьерозавершающих травм сильно уменьшилось. Редман провёл в Гран-При 7 сезонов с 1959-го по 1966-й. В свои годы он и представить не мог кого-то вроде Валентино Росси, чья мировая карьера началась в 1996-м и будет продолжаться в 2020-м:

Да, поразительно смотреть, как Валентино гоняет больше 20 лет. Да, мы, попивая пиво, говорили, что если дожили до 30, то мы долго, хорошо пожили.

Валентино хотел бы 10 [титулов]. Я помню, когда-то он хотел 12. Вот к чему он присматривался, но сейчас он хочет лишь еще 1. Но будет трудно. Но Вале возвращался, восстанавливался. То есть ты не знаешь, на что способен. Любой может вернуться. Ну, я — нет [улыбается].

В 2019 году Маркес — уже 8-кратный чемпион Гран-При. Еще 1 титул, и он сравняется с Росси. Редман уверен, испанец обойдёт итальянца по этому достижению, это лишь вопрос времени:

У него еще несколько лет, чтобы дальше выигрывать, пока не устанет. Но думаю, ему нравится, что всё в его руках. Он отдаёт всего себя, ведь у него сказочный пилотаж. Он фантастический, в нём есть больше, чем в остальных. И прежде всего, он улучшается и может дальше улучшаться.

Верхнюю планку по титулам Гран-При всё еще удерживает Джакомо Агостини. В 1966-м Аго выиграл чемпионат GP500, и продолжал выигрывать до 1975-го, совмещая премьер-класс со среднекубатурным GP350. За 10 лет Джакомо выиграл 15 титулов. 8-кратный Маркес хоть и не занят в 2 чемпионатах одновременно, может догнать легендарного Джакомо, считает Редман:

Это возможно. Почему нет? Особенно ему.