Маркес о титулах, «обязательных» авариях и сложностях Лоренсо

Гонка за титулом MotoGP 2019 завершилась в Таиланде, чемпионом в 6 раз стал Марк Маркес из Repsol Honda. За 7 сезонов в премьер-классе испанская ракета воплотила все сценарии, как можно выиграть чемпионат — пораньше или попозже, против звёздного соперника или того, на кого в межсезонье никто не ставил.

В воскресенье на Чанге-Бурираме гонщик Honda поставил личный рекорд. Ни разу в гранприйной карьере, которая началась в 2008-м, он не становился чемпионом за 4 этапа заранее. У Маркеса ушло 4 сезона, чтобы воплотить сценарий, который он сочинил для 2014-го. В том году победитель 13 гонок собирался закрыть вопрос на домашнем ГП Арагона, чтобы без давления начать осеннее тихоокеанское турне MotoGP. Не вышло: падение в Мизано и неудачный заплыв на сликах по дождливому Арагону отложили титул до Японии. До финала оставалось 3 гонки.

Муравей трижды становился чемпионом в самом конце: сначала в 2010-м в битве за GP125 против Нико Тероля, затем в 2013-м, когда снял корону MotoGP с Хорхе Лоренсо, и в 2017-м, выдержав натиск сильно похорошевшего Андреа Довициозо. Рассказывая изданию AS накануне ГП Таиланда об эмоциях, которые дарили эти успехи, Маркес заметил, все были разными.

Самый первый титул Гран-При не принёс особого удовлетворения, так как в паддоке и прессе больше говорили о прорыве Муравья с последнего места на первое на предпоследнем ГП Португалии, чем о титуле в Валенсии. Самое эмоциональное чемпионство — дебютное в MotoGP. На него Маркес не рассчитывал. К другим титулам, включая новый, он был готов:

Я пытался сделать так в 2014-м — получить шанс на титул к Арагону. И пошло не так, потому что я упал в Мизано, и потом в Арагоне упал еще раз. Всегда лучше за 5 гонок до конца сезона, чем за 4, и 3, и 2… Но это иначе переживаешь, потому что переживания не такие насыщенные.

Выигрыш чемпионата в Валенсии на последней гонке — это не то же самое, как выигрыш на каком-то другом кольце. Первый ба-бах другой, потом следующие дни такие же, но в тот первый ба-бах больше адреналина.

Самым эмоциональным был первый в MotoGP, потому что самый неожиданный. От того, который 2010-го, я почти не ощутил адреналина, потому что не оценил, как прошел чемпионат. Я не знал, как оценивать, потому что он был первым. Выиграл его, и что?

С другой стороны, я знал [как оценить] 2013-й, потому что с 2011-го усвоил, что побеждая, также можно сильно покалечиться. Это тогда у меня была травма зрения. Затем я выиграл Мото2 в 2012-м, но в 2013-м пришел первый в MotoGP, и он был самым неожиданным и самым адреналиновым.

2017-й я тоже закрыл в Валенсии, с мифическим отловом. Та гонка казалась простой, а в конце концов стала сложной.

#93 почуял аромат новой победы после ГП Германии, который он выиграл 10 раз подряд, начиная с 2010-го в GP125. Соперник №1 Андреа Довициозо не попал на подиум и отдалился на 58 очков. Тогда Маркес обгонял его более чем на 2 победы (25 + 25):

[Начал осознавать] когда у меня было реально удобное преимущество после германской гонки. Тогда я ушел на каникулы, зная, что если удастся хорошо справиться, я его возьму… Но надо справиться. Когда больше 50 очков, у тебя уже два джокера, и надо очень-очень плохо справиться, чтобы потерять их, но это мотоциклизм, и всё больше и больше гонок подряд. В одной можно покалечиться, и за раз пропустить 2. В этом фактор риска.

Из 6 титулов MotoGP 4 были добыты или рано, или очень-очень рано, как в этом году. Маркес согласен, это плохо сказывается на интриге, но напоминает, ему не всегда так просто, как кажется со стороны:

Конечно, до меня доходит, что я отбираю эмоции, как и то что я один побеждаю на байке, или что байк сделан под меня. Направление байка задаётся гонщиком, который ведёт Мундиаль, но важно, что у нас в «Хонде» одинаковые комментарии у всех гонщиков, которые водят тот же байк.

А то что скучно… Покажите им также дуэли, которые я проиграл. Если б это была прогулка, я бы ни одной дуэли не проиграл, потому что держался бы на расстоянии, а в конце сбавлял. Но если проигрываешь дуэли и падаешь, значит, ты не на прогулке.

Конечно, мне не скучно. Это правда, от гонок типа Аргентины или Арагона меньше удовольствия, чем от гонок типа Австрии, Сильверстоуна или Мизано. Даже если проигрывашь, гонка проходит быстрее. Когда время летит быстро, ты наслаждаешься гонкой. В Арагоне, например, моя гонка тянулась вечность. Она шла, шла. Вопрос стоял в том, как проезжать круги без падения и сохранять концентрацию.