Оксли: Даллинья в бешенстве из-за потери Фриджерио

Следующей в гонке по наёму персонала «Магнети» была Honda, потому что по ходу первого сезона единой электроники HRC осознала, что ей нужны итальянские электронные волшебники, чтобы понять итальянское программирование.

Несколькими годами ранее Шухеи Накамото принял бразды проекта Honda MotoGP. Он нанял Кейси Стоунера из Ducati и 3 высших техников-электронщиков из Yamaha. И то, и то превратилось в богатство Honda.

У «Ямахи» был иной подход к новому миру единого софта MotoGP. Посвятив собственных техников раскрытию тайн софта «Магнети», компания просвещала собственное электронное подразделение. В конце концов, это первичная цель идти гонять — обучать персонал, — но после нескольких сезонов падения результатов во мрак Yamaha осознала: чтобы получать результаты, надо обязательно сменить философию.

Во-первых, команда Yamaha MotoGP наняла Микеле Гадда — инженера-электронщика, который работал в супербайковских командах Yamaha, Ducati и BMW. В то же время Yamaha наконец-то наняла молодого инженера «Марелли». Без сомнения, вклад этих мозгов, плюс вклад свеженанятых японских инженеров-электронщиков помог общему улучшению «Ямахи» последних месяцев.

Предположительно, Yamaha надеется, Фриджерио поможет заводу вернуться на уровень успеха, которым он наслаждался до эры единой электроники. По ходу последних 4 лет заводской электроники — 2012, 2013, 2014 и 2015, — Yamaha выиграла 30 гонок MotoGP. С тех пор за 3 и 3/4 сезона Yamaha выиграла лишь 12 гонок. Большинство этого «грехопадения» из-за недостаточного понимания систем Magneti Marelli.

Главный управленец Ducati Corse Джиджи Даллинья в бешенстве из-за дезертирства Фриджерио. Но ему следует помнить, что не так давно он ушел из «Априлии» присоединиться к «Дукати».

Само собой, вещи такого рода идут с рассвета гонок Гран-При. По ходу 1950-х доминирующим заводом была «Джилера», чей двигатель — рядную четвёрку 500 GP, — спроектировали молодые итальянские инженеры Пьеро Ремор и Карло Джанини, которых финансировали фантастически именитые итальянские аристократы — принцы Ланчелотти и Роспильози. Замечательно, что исходная рядная четвёрка Ремор/Джанини, спроектированная в 1920-х, остаётся базовым чертежом сегодняшних байков MotoGP — Yamaha YZR-M1 и Suzuki GSX-RR.

Однако, Gilera Ремора скверно управлялась. После яростных гвалтов со своими гонщиками он оставил фабрику Джузеппе Джилеры в Аркоре под Миланом и забрал свои чертежи в предместья Галларате, где начал работать на графа Доминико Агусту. Поразительно похожие четвёрки MV Agusta Ремора выиграли 8 титулов GP500 подряд с 1958-го по 1965-й.

Поле битвы Ducati и Yamaha — не только гоночный трек

А война гранприйных мозгов продолжалась… В 1961-м «Сузуки» отчаялась превратить свои непослушные ранние 2-тактные гранприйные байки в победителей, так что она переманила восточно-германского гонщика Эрнста Дегнера через Железный занавес обещаниями западного богатства.

Дегнер забрал с собой чертежи и запчасти MZ Вальтера Каадена, и прямо на следующий год Suzuki выиграла свой первый мировой титул. Более чем десятилетие спустя в титульном RG500 Барри Шина использовали ту же контрабандную технологию комуняк.

Немногим позже великий покойный австралийский инженер Уоррен Уиллинг покинул Yamaha (с благословения владельца команды «Короля» Кенни Робертса), чтобы присоединиться к Suzuki, где он по сути превратил RGV500 в Yamaha YZR500, которая довезла Кенни Робертса-младшего до титула GP500 в 2000-м.

Известнее всего, как в 2004-м Джереми Берджесс ушел из HRC и присоединился к «Ямахе» со своим гонщиком Валентино Росси. Всего через несколько дней тестов ДБ исправил серьёзные проблемы с управляемостью Yamaha YZR-M1, так что Росси смог выиграть первую гонку сезона и взять титул.

Из-за связи с гонщиком-суперзвездой MotoGP ДБ стал первым инженером-суперзвездой. Но несмотря на его незаменимый вклад в успех Росси, ему платили только крошечную долю жалованья его гонщика. Довольно справедливо. Всё же гонщик в MotoGP — намного более крупная часть динамического уравнения.

В машинах Формулы-1 положение иное — там динамика машины бесспорно важнее таланта водителя. Вот почему водители — не единственные, кто прибывает на гонки в частных джетах. Инженер Red Bull F1 Эдриан Ньюи зарабатывает где-то 8 миллионов фунтов в год, что не сильно меньше совмещенных зарплат двух его водителей.

Никто не знает, сколько Фриджерио будет зарабатывать в Yamaha, но точно больше, чем зарабатывает в Ducati. В следующем сезоне это будет завораживающе — наблюдать влияние его умственных способностей на результаты Росси, Виньялеса, Фабио Квартараро и Франко Морбиделли.