Оксли: Даллинья в бешенстве из-за потери Фриджерио

Сколь глубок был «сон» гранприйного проекта Yamaha в последние годы, столь активно его пробуждение. Yamaha и Honda не одно десятилетие были главными соперниками друг друга в MotoGP, но не теперь: с наступлением эры универсальной электроники Magneti Marelli и моношин Michelin в 2016-м её место в дуэли постепенно заняла Ducati.

Валентино Росси и Хорхе Лоренсо стали призёрами 2016 года вместе с чемпионом Марком Маркесом. В 2017-м это сделал новичок команды Маверик Виньялес, в 2018-м свою бронзу снова получил Росси. Не исключено, в 2019-м на итоговом подиуме тоже будет гонщик Yamaha, но сейчас его там нет. После ГП Арагона ведущим «камертоном» является Виньялес, и он в зачёте лишь 5-й. Верхняя группа мотоциклов выглядит так: Honda (Маркес), Ducati (Довициозо), Suzuki (Ринс), Ducati (Петруччи) и Yamaha (Виньялес). В любом случае, с 2015 года «камертоны» не претендовали на титул. Мириться с этим они больше не могут.

В 2019-м внутри гоночного подразделения продолжается процесс, запущенный в 2018-м. Бывший конструктор прототипа М1 Кудзи Ция покинул должность через месяцы после того, как на ГП Австрии извинился перед Росси и Виньялесом за неподобающую динамику мотоцикла. Тем временем у команды появилась европейская тест-бригада по образу Ducati и Honda, укомплектованная бывшим ездоком MotoGP Йонасом Фольгером. Итальянская база команды под Монцей усиливается новыми специалистами по электронике. Такой же процесс проходит у неё на японской родине, в Ивате.

Перед ГП Арагона появилась объявление (пока официально не подтверждённое) о скором снятии с должности Коичи Тсудзи — самого президента Yamaha Motor Racing. Тсудзи-сан — первая фигура в иерархии всего проекта Yamaha MotoGP, так что ответность за 1 победу в 2018 году и 1 победу в 2019-м (обе на счету Виньялеса) лежит и на нём. Управляющий директор Yamaha Motor Racing Лин Джарвис — самый высокий руководитель, не попавший под «чистку».

Yamaha действует агрессивно не только внутри себя, в MotoGP тоже. В 2020-м она уведёт из Ducati Марко Фриджерио — инженера по электронике. Как замечает обозреватель Мэт Оксли в колонке для Motorsport Magazine, директор Ducati Corse Луиджи Даллинья пришел в ярость, когда узнал об этом.

Фриджерио — не просто инженер Джека Миллера в бригаде спутника Pramac Racing. Фриджерио — ценный кадр в заводском штабе Ducati, ценный солдат в этой «войне мозгов». Благодаря и ему тоже Миллер с 3 подиумами сражается за статус лучшего независимого гонщика 2019 года.

Марко Фриджерио в красной футболке за спиной Джека Миллера

Говорят, знания — сила. В MotoGP это еще управляемость, торможение, тяга, жизнь шин и всё остальное.

Когда вы садитесь посмотреть гонку MotoGP, вы правда становитесь свидетелем, как сотни и сотни лучших мозгов мотоциклизма работают на полной скорости. Обычно лучшие мозги выигрывают, потому что они строят лучшие байки, наилучшим образом настраивают байки и наилучшим образом ездят на байках. То есть на деле это скорее гонка мозгов, чем мотоциклов.

Гонщики попадают в заголовки, когда уходят от одного завода к другому, но есть менее известный конфликт между лучшими командами и заводами, ведущими борьбу на пит-аллее за лучшие мозги этого дела.

Последнюю победу в этой войне выиграла «Ямаха». Фабрика из Иваты в последние сезоны так страшно мучилась, что наняла инженера-электронщика Ducati Марко Фриджерио, чтобы со следующего сезона шуршал нулями и единицами в Monster Yamaha.

Электроника была крупнейшей проблемой Yamaha по ходу нескольких убогих последних сезонов, так может ли приход Фриджерио наконец вернуть Валентино Росси и Маверика Виньялеса на передовую пелотона? Вполне возможно.

Фриджерио давно был в «Дукати» и ныне работает инженером-электронщиком Джека Миллера. За прошлое десятилетие (или где-то так) Фригерио побывал у завода в командах World Superbike и MotoGP, то есть нет ничего такого, чего он не знает в железе и софте Magneti Marelli. Когда набор Magneti Marelli стал обязательным в MotoGP в 2016-м, некоторые заводы живо выманили персонал Marneti Marelli на свои работы. В конце концов, кто лучше людей, спроектировавших и построивших её, знает путь в лабиринте программ «Марелли»?

В этой войне первые выстрелы сделала Ducati, спровоцировав введение единого софта. Это не удивляет, потому что 2 компании десятилетиями работали вместе, не меньше, потому что её штаб-квартира в Болонье и рядом с Миланом.

Многие итальянские инженеры-электронщики MotoGP и Формулы-1 учатся в одних и тех же университетах, так что многие инженеры знакомы друг с другом и поддерживают контакты, продвигаясь по карьере.