Лоренсо: Моя искренность играла против меня

От договорённости с самим собой зависит, какой будет дорога к поставленной цели. Хорхе Лоренсо лучше всех в MotoGP подходит для иллюстрации выражения «главный твой враг — ты сам». В интервью испанскому GQ пятикратный гранприйный чемпион рассказал, почему у него сложный характер.

Пилоту с Майорки часто не хватало умеренности на трассах. Его агрессия «лечилась» довольно радикальными способами. Например, дисквалификацией на один этап в 2005 году, когда в битве за второе место ГП Японии Лоренсо выбил Алекса де Анджелиса и вылетел сам. Гонщик сделал выводы. После этого он выиграл два титула GP250.

При переходе в MotoGP запустился новый цикл борьбы с самим собой. Выполнив за три первых этапа все сезонные задачи (три поула, три подиума с одной победой), Спартанец опять зашел за грань. Он сломал обе лодыжки на практике ГП Китая, несколько этапов передвигался то в инвалидном кресле, то на костылях.

Новой поворотной точкой стала практика ГП Каталонии. При ударе о землю Лоренсо чуть не свернул шею, этап был пропущен. Пару дней он не помнил, кто такой и чем занимается. Испанец думал, карьера окончена. Когда стало лучше, эти мысли исчезли. Вернувшись в чемпионат на ГП Великобритании, Лоренсо не скрывал страх перед прототипом MotoGP. Открытость была не лучшей политикой:

Помню, в 2008-м я был одним из редких пилотов, признававших, что им страшно ездить на мотоцикле. Когда я пострадал в четырёх-пяти авариях подряд — в последней у меня шея вывихнулась задом наперёд и несколько дней я почти ничего не помнил, — тогда сказал: вот те на, если так продолжать, я убьюсь.

На следующей гонке я прилюдно признал, что мне было страшно. Это по-настоящему шокировало людей, потому что раньше ни один пилот такого не признавал. Вообще, такая искренность играла против меня, потому что заводы не хотят гонщиков, которые боятся гонять. Прилюдное признание не пошло мне на пользу.

Испанец считал себя застенчивым гонщиком, но со стороны этого было не видно. Наоборот, он был высокомерным. У Лоренсо много лет ушло на понимание, что играть на публике другого человека необязательно:

Чтобы скрывать эту застенчивость, я делал наоборот — дерзил, хотел доказать, что я сильнее, чем на самом деле. (…) Но я также усвоил, что в жизни везде есть оттенки. Если ты высокомерен и в какой-то степени обаятелен, к тебе будут благосклонны. Я тогда не понимал этих оттенков, и это приводило к проблемам с прессой.

Проводя параллели между собой и киношными/книжными персонажами, Лоренсо упомянул бунтарей, бросающих вызов обществу. Отец Чичо жесткими методами прививал сыну точный, совершенный пилотаж. Наступил момент, когда общение закончилось. Младший Лоренсо не контактировал со старшим с 2006 по 2013 год. Когда отношения потеплели, Хорхе переосмыслил этот опыт:

Я бы охарактеризовал себя скорее персонажем-бунтарём, как Джеймс Дин, или бунтарём, который не позволяет навязывать себе правила, и в каждый момент делает, что хочет или считает правильным.

(…) В некоторых аспектах у меня была трудная жизнь, мой отец жестко ко мне относился, и в каком-то смысле мой профессионализм всем обязан этой жесткости.

Не всё так плохо или хорошо, как кажется со стороны (…). Я не говорю, что моя семья лучше, чем кажется, или что у Маркеса хуже, чем кажется. Я говорю, что в общем, если не знаешь плюсы и минусы любой семьи, мнение не составишь. Но если выбирать, я предпочту жесткого отца, который научит важным жизненным ценностям, усилиям, дисциплине и честности.

У нас обоих трудные характеры, так что если мы проводим рядом много времени, в итоге всё всегда заканчивается спором, потому что мы вот такие — два человека с очень тяжелыми характерами. В общем, ладим с трудом, но ты всё-таки осознаёшь, что отец всегда хочет лучшего для сына. Не всегда у него получается, иногда он ошибается, но всегда из-за того, что уверен: это сыну на пользу.

Лоренсо провёл одну совместную гонку с Марком Маркесом. Так как на ГП Катара гонщики Repsol Honda были далеки друг от друга (второе место у Маркеса и 13-е у Лоренсо), это был спокойный этап, но в дальнейшем может быть иначе. Как бы ни было, гонщик #99 считает это партнёрство позитивным для команды:

Между мной и Марком могут проскакивать искры. Вообще-то это ведёт к конкуренции, и это нормально. Как несколько дней назад говорил Эспелета, нам с Марком не обязательно дружить. У него свои друзья, у меня свои. И мы соревнуемся в индивидуальном спорте, делим гараж и часть оборудования, и постаремся делиться информацией, чтобы усилить это оборудование.

Но в конце концов, когда мы опускаем визоры, это всё же индивидуальный спорт, и мне хочется побить тех 22-х, которые гоняют со мной, включая моего компаньона.

(…) Но если в общем, 90% того, что может дать союз Лоренсо-Маркес — это позитивные вещи. Это два лучших пилота на решетке. Мундиали последнего десятилетия разыгрывались Лоренсо-Маркесом. Это как свести в одном клубе Роналду и Месси.