Росси: Горжусь, что я — лицо MotoGP

После 30-летнего рубежа Валентино Росси начал задумываться, в какой момент наступит конец гранприйной карьеры. Финал отодвигается всё дальше. В 2019-м Доктор — 40-летняя гоняющая звезда MotoGP с девятью титулами и армией фанатов по всему свету. На трассах Росси выиграл меньше, чем надеялся — спортсмены всегда хотят большего, — но в гонке за популярность его первому месту ничего не угрожает. Организатор серии Dorna Sports тоже не желает отставки знаменитого пилота:

С одной стороны, я ощущаю давление того, что в Мондиале я такой большой, но самое сильное давление, которое я всегда ощущаю — это желание побеждать. Я просто горжусь, что я — лицо MotoGP. Это хорошо. Думаю, я помог моторспорту во всём мире, потому что многие люди из-за меня стали следить за гонками. Это правда положительно.

Если я прекращу, ничего не изменится, MotoGP останется MotoGP. Но я счастлив, что чемпионат будет известнее, чем до меня. Наверное, Эспелета должен мне за это денег [смеётся].

Звёздность ставит рамки. Тёмная сторона славы — свободное время, которое иногда оказывается слишком пустым. Стена между Росси и внешним миром — аспект, который не веселит. К счастью для итальянца, по эту сторону стены с ним друзья и окружение, которое почти не изменилось со школьных лет:

Часто бывает, я думаю о том, как далеко зашел. Бывают дни, когда мне грустно и скучно, потому что приходится осмысливать всю жизнь, даже в Тавулии. Приходится жить другой жизнью, но у меня всё-таки много преимуществ, у меня особенная жизнь. Я хочу гонять на мотоциклах, и если известность — цена, которую надо платить, то ОК.

Повезло, что эти 20 лет у меня всегда получалось жить как можно обычнее. Я остался в Тавулии — это до сих пор маленький городок, — и со мной до сих пор те же старые друзья. 75% были моими друзьями, еще когда мы учились в школе. Мне нравится такой образ жизни, он более настоящий.

Если жизнь здорово меняется, ты становишься богатым и знаменитым, ею еще можно наслаждаться, но это менее нормальная жизнь. Все чем-то отличаются, но я просто вот такой, и ценю, что имею.

Росси в начале очередного цикла MotoGP. Сезон 2019 входит в текущий двухлетний договор с Yamaha. Каждое продление требует обдумывания, хотя решение всегда одинаковое — продолжать, пока есть желание. В следующем году 41-летний Доктор, вероятно, начнёт переговоры о новом соглашении. У него нет детальных планов на ближайшее будущее, но есть примерные — завести семью и перейти в автогонки:

Мне пришлось как следует подумать над этим договором. Это было важное решение. Я не был на 100% уверен, пришлось поволноваться, хотя в конце решение далось легко. Осталось еще много времени, когда снова придётся об этом думать. Я еще не определился, или не решил, чем займусь через два года.

Скорее всего, проведу шесть первых гонок 2019-го, потом следующие шесть… Вот так я обычно работаю. В следующем году, когда надо будет решать, всё сильно будет зависеть от того, какова динамика байка, конкурируем ли мы. Должен сказать, пока я ничего не решил.

Я хочу семью, хотя бы одного ребёнка, а там посмотрим! Думаю, у меня еще есть несколько лет, но не так много — может, два-три. Я хочу гонять и потом, но на автомобилях. Мы уже думали, чем я могу заниматься, и есть интересные идеи, потому что я хочу и дальше быть гонщиком. Не на том же уровне, с теми же усилиями — жизнь на таком уровне очень стрессовая, — но я не хочу прекращать. Я хочу водить автомобили, но скорее трековые, чем раллийные. Гоночный трек — моя естественная среда.

Своя пилотская академия и гоночная команда — гарантия, что двухколёсный мир всегда будет рядом с Росси. Sky Racing VR46 выступает в Moto3 с 2014 года, в 2017-м она пришла в Moto2. Осталось появиться в MotoGP, только сейчас эта ступень не привлекает итальянца:

Мы обговариваем со Sky продление на два-три года. Мы хотим продолжения команды. Это очень хорошая структура, многим людям нравится с нами работать. В каком классе? Кармело [Эспелета] сильно толкает в сторону MotoGP, но не знаю… Мне нравится работать с молодыми гонщиками, так что по-моему, скорее всего, Moto2 или Moto3.

Мотогонщик, ставший автогонщиком, ставший менеджером собственной команды — такое в MotoGP бывало. Четырёхкратный гранприйный чемпион Джон Сёртиз стал триумфатором Формулы-1 в 1964-м, в 1970 — 1978 годах управлял своим проектом, строя машины для Формулы-1, Формулы-2 и Формулы-5000.

15-кратный чемпион Джакомо Агостини в 1979 — 1980 годах гонял в британской Формуле-1, в период 1982 — 1992 управлял проектами Marlboro Yamaha и Cagiva Team Agostini. Хорхе «Аспар» Мартинес выиграл четыре мировых малокубатурных титула, прежде чем в 1992-м основать собственную команду. Проекту пошел 28 год. Росси не знает, будут ли дальнейшие годы походить на Агостини или Мартинеса:

Это хороший вопрос, потому что я думал об этом. Если я перестану быть гонщиком, то буду ездить на гонки. Если я не смогу ездить на мотоцикле, это будет катастрофа. Я не знаю, как в конце концов получится.

За первое десятилетие в MotoGP Доктор выиграл семь титулов, за второе — ни одного. Росси не считает победу 2009 года последним триумфом. Он был вице-чемпионом 2014 — 2016 годов, почти выиграл в 2015-м. Валентино уверен: как пилот он соответствует требованиям титульной битвы. Насчёт Yamaha M1 2019 такого пока не скажешь. После пятого места на ГП Катара он отметил, за год положение едва ли изменилось:

Естественно, основная цель — продолжать упираться ради 10 титула. Знаю, будет очень трудно. Сейчас важно стать сильнее, чем в два предыдущих года, стараться каждый уик-энд попадать на пьедестал и биться за победы в гонках.

Будет трудно получить титул, но это моя цель, как всегда. Если байк так же хорош, как в 2015-м, нет причин, почему это невозможно. Если М1 будет конкурентнее, можем быть сильными.