Зиленберг о руководящей роли в Petronas Yamaha SRT

Голландец Вилко Зиленберг встал в ряд руководителей команд MotoGP. У бывшего гоночного аналитика Хорхе Лоренсо (2010 — 2016) и Маверика Виньялеса (2017 — 2018) в управлении Petronas Yamaha SRT — вершина гранприйной программы малазийского автодрома Сепанг. Пилоты — лучший дебютант 2018 года Франко Морбиделли и дебютант 2019-го Фабио Квартараро.

Общаясь с обозревателем MotoGP Мануэлем Печино, Зиленберг отметил, что команде повезло с рождением. Если бы не уход Tech 3 Эрве Поншараля к КТМ, если бы не выход Angel Nieto Team Хорхе Мартинеса из MotoGP, проект мог остаться проектом. И так как стартовые условия оказались достойными, Petronas Yamaha SRT намерена сразу побиться за титул первой независимой команды. Сейчас этот титул у Alma Pramac Racing, спутника Ducati.

Частичный распад бригады Виньялеса тоже подыграл. Так внутри Yamaha освободился человек с большим опытом, которому можно довериться. Спустя декаду в MotoGP Вилко вернулся в руководящее кресло. В 2008-2009 годах он руководил проектом Yamaha World Supersport Team. В 2009-м нынешний пилот Castrol LCR Honda Кэл Крачлоу стал с ней чемпионом. Это единственный мировой титул британца.

Правда, Зиленберг считает вызов новым. Размеры команд в мировом Суперспорте и MotoGP всё-таки несоизмеримы:

Ну, мне не впервой управлять командой. Когда я прекратил ездить, — семь-восемь лет как, — у меня была собственная команда. В 2009-м мы стали чемпионами мира с Кэлом Крачлоу и «Ямахой», а с 2010-го я работал с Хорхе как его менеджер, но еще и наставник по езде. И в том году мы тоже стали чемпионами мира. В общем да, я бы сказал, опыт у меня есть.

Разница, новизна в том, что сейчас работа — это строительство новой команды, потому что когда в 2008-м я вошел в команду World Supersport, команда уже существовала. В ту пору у нас был хороший бюджет и хорошая поддержка «Ямахи». Экономический упадок, который произошел в следующем году, вынудил «Ямаху» остановить поддержку Суперспорта.

Со мной связался Лин Джарвис и спросил, не интересно ли мне работать с Хорхе как его менеджер, так что я вступил в эту роль. У Валентино менеджером был Давиде Бривио, а я в той же команде был менеджером у Хорхе.

Но сейчас вам приходится управлять целой командой, не только одной частью или одним ездоком.

Я бы сказал, это новый вызов, так как мы начали с нуля. Это довольно уникально, потому что обычно в MotoGP нечего заполнять, так как нет места. Как вы знаете, Aspar завязал с MotoGP, у Marc VDS тоже были свои проблемы, так что у нас появился шанс перенять эту роль.

«Дорна» хотела одну лишнюю команду, «Петронас» уже был в чемпионате с SIC Racing Team, и его заинтересовала возможность завести команду в MotoGP… Yamaha было интересно завести спутниковую команду, потому что Tech 3 уходила… В общем, многое сошлось. Это весьма исключительно.

Со мной связались в Муджелло, было ли мне интересно, был ли я свободен для этого. В общем, спустя девять лет в «Ямахе», выиграв три титула и до сих пор получая большое удовольствие, я знал, что мог применить свой опыт в свежей команде, потому что я много чего знал, я хорошо знал «Ямаху»…

В той команде, в заводской Yamaha, ты только ради выигрышей, выигрышей, выигрышей и выигрышей. У неё во всех областях многоопытные люди, поэтому никто не спрашивает твоего мнения, потому что все знают, что делать. И у неё свои собственные корпоративные правила. Всё происходит весьма методично… Я пробыл там 25 лет.

То есть вы без колебаний усложнили себе жизнь…

Приходится быть гибким. Известно, что когда начинаешь что-то новое, платишь за это энергией, конечно, но что-то строить, вести группу людей к определённой цели — это очень интересно.

У меня есть опыт MotoGP, у меня есть связи с «Ямахой», так что мне захотелось составить руководство того, что говорить команде. Мы хотим быть лучшей спутниковой командой, но еще мы хотим поработать над нашим образом. Мы хотим быть профессионалами, мы хотим быть честными, но мы хотим быть очень открытыми с вами, с прессой. Это важный момент, который очень трудно создать в заводской команде, потому что везде сплошные ограничения. Осознание этого даёт много возможностей.

Кто выбирал ездоков Team Petronas?

Это была небольшая комбинация, потому что в конце концов известно, что итоговую черту подводит команда, но само собой, идут как бы по сценарию. В нашей команде все были убеждены, что одним из ездоков должен быть Франко. Этот человек был на подъёме, он был чемпионом мира в Мото2. К тому же нам приходилось решать в августе, когда было не так много вариантов.

Морбиделли предложила Yamaha?

Нет. В Морбиделли никто не сомневался. Мы знали, Франко быстр, Франко очень точен, и надо сказать, даже при наличии очень чёткой идеи на его счет нас удивила манера его общения, особенно в плане поведения байка. На мой взгляд, он — копия Валентино, когда объясняется.

Имя Педросы неделями связывалось с проектом Team Petronas…

Само собой, его имя обсуждали, но буду честен: это скорее «Дорна» желала, чтобы Дани дали продолжить. На мой взгляд, я был немного сдержан, потому что видел Дани в прошлом году. Не имею ничего против Дани. Более того, я его оцень ценю как человека, но в прошлом сезоне ему не хватало какой-то мотивации. Думаю, это всем было ясно.

В общем, по этой причине я сомневался… Я оказался прав. Я с ним ни разу не говорил, но он решил уйти на пенсию еще до того, как нам выпал шанс дальше пройти по этой дороге. На мой взгляд, я правильно сомневался.

Что ж, мы видели, что его ключица ломкая как хрусталь. Я просто представляю, если б такое произошло с ним как с райдером-ориентиром в новом проекте типа вашего.

Я думаю, проблема существовала уже в прошлом году. Думаю, Дани почуял, что с телом что-то не так. Я не знаю, когда он сломал ключицу, но думаю, она была слабой весь прошлый сезон.