Предположения о работе таинственного устройства Ducati

Кажется, у конструктора Ducati Corse Луиджи Даллинья подключён безлимит на идеи для MotoGP. Прототип Desmosedici продолжает обрастать устройствами — понятными и не очень, — которые будоражат умы журналистов и вызывают интерес у инженеров конкурирующих заводов. Развитые антикрылья, таинственная «салатница» над задним колесом, параллелограммный маятник — это вчерашние новости.

Во время минувших малазийских тестов внимание гранприйной публики приковывал маленький рычажок (манетка) на верхней траверсе руля Desmosedici GP 19. Есть версия, что это механизм поджимания заднего моноамортизатора. Даллинья не был бы самим собой, если бы каждое необычное устройство объяснялось единственной версией. Когда инженеры не дают внятного объяснения, а пилоты делают вид, что ничего не знают, вакуум заполняется гипотезами. Странная манетка — не исключение.

Версия 1: устройство холшота

Или так называемый Holeshot device, если по-английски. На старте гонку не выиграешь, но выигранный старт облегчит задачу. Понятие холшота (стартового прострела) типично скорее для мотокросса, чем MotoGP. На грунт-байках оно активируется механиком, когда тот кнопочным/рычажным фиксатором зажимает вилку. В короткоходном виде она минимизирует отрыв переднего колеса от земли. Подвеска возвращается к исходному состоянию при первом удобном моменте — опусканию колеса на землю, наезде на кочку, сжатии вилки на торможении.

На Desmosedici стоит другое устройство. Оно расположено посреди руля, далеко от рук.  Пилот вряд ли будет оперировать им на старте. Другое дело — перед ним. Крис Пайк, шеф-механик чемпионатов BSB и WSBK, в Твиттере прокомментировал, как оно работает на кольцевом байке. Система активировалась в момент занятия пилотом места на стартовой решетке. Она поджимала вилку в промежуток между стартом и возвращением колеса на землю, затем сама отключалась.

Вторая часть первой версии: устройство зажимает не переднюю подвеску, а заднюю. Цель та же — удерживать центр тяжести как можно ниже. Механизм другой — более жёсткий моноамортизатор не даёт байку приседать на заднее колесо и предотвращает отрыв переднего. На это намекает провод: от манетки он идёт назад.

Версия 2: управление «салатницей»

Направление провода, естественно, указывает на самую интересную часть в корме Desmosedici — чёрный короб. Блок электроники это или что-то более фантастическое (например, демпфер масс), рычажок может быть причастен к его функционалу. Или одновременное появление рычажка и укрупнение короба — простое совпадение?

Против говорит регламент: если устройство правда изменяет подвеску, оно не должно быть электронным. Время электронно-управляемых подвесок в MotoGP не наступило, хотя в более примитивном WSBK такая эпоха была. Например, Yamaha R1, на которой Бэн Спис выиграл серию в 2009-м, была оснащена такой от фирмы Ohlins.

За неимением внятных комментариев от Ducati издание Speedweek спросило у специалистов КТМ, что это может быть. У австрийской марки богатейший мотокроссовый опыт, о подобных устройствах она хорошо знает. Глава Red Bull KTM Майк Ляйтнер объясняет, почему глупо переносить эту идею на асфальт в таком же виде:

Я знаю, в чём суть этих стартовых устройств — они «утяжеляют» мотоцикл, когда все выстраиваются на линии. Дело просто в том, кто лучше рванёт. Однако, если вилку поджать механическим рычагом на старте ГП, манёвренность гоночной машины осложнится. Например, если вы стартуете с четвёртого ряда и вам сразу приходится уворачиваться от байков впереди, такое стартовое устройство может стать вашим недостатком.

Главный конструктор KTM MotoGP Себастьен Риссе еще в прошлом году заметил этот рычажок на Ducati Джека Миллера. Риссе тоже понимает суть системы, но кое-что остаётся в серой зоне. Манеткой после старта крутить явно некогда. Значит, она должна отключаться другим способом, и без помощи электроники:

На кроссовых байках это обычное дело — поджимать вилку на старте, чтобы понизить центр тяжести. На кроссовых байках это делается механически. Там нужен настоящий зацеп.

Наша стартовая процедура в MotoGP — иной случай. Думаю, «Дукати» поставила что-то такое, что управляется ездоком, потому что согласно регламенту, только ездоку можно механически вмешиваться в шасси. Я рассматривал систему со стороны в прошлом году, когда с ней ездил Джек Миллер. Как и Ляйтнер, я полагаю, аппарат MotoGP «тяжелеет», когда вилка поджата. Зависит от того, как запускается система. И каким-то образом после старта её приходится снова отключать.

В чём плюс? В целом, чем ниже у вас центр тяжести, тем сильнее можно разогнаться и тем выше предел вили. Но нужно еще и выставить правильный ход. Это не три миллиметра, а намного больше.