Фредди Спенсер о старых проблемах Сильверстоуна

Дождевая ситуация в это воскресенье завела британский Гран-При в тупик. Трасса Сильверстоун была слишком опасной, что показали субботние аварии на практике №4 и травма Тито Рабата. Помня о печальном опыте испанца и сильном аквапланировании, гоночная Дирекция по решению пилотов отменила все гонки.

Экс-чемпион Гран-При Фредди Спенсер сравнил ситуацию с прошлым. Сильверстоун пронес в 2018 год те же проблемы, которые у него были в 80-х. Ни затопление асфальта, ни ухабистость не являются новостями. Американец припомнил дождевой ГП 1985 года. В том сезоне он участвовал в сериях GP250 и GP500. Четвертое место в младшей категории принесло ему титул, также он выиграл старший заезд и скоро выиграет еще титул. Начиная заезд GP500, Спенсер сильно сомневался, что доберется до финиша.

Как и в эти выходные, худшим местом трека был конец Hangar Straight и вход в поворот Stowe. Каждый раз пилотам приходилось переплывать скорее озеро, чем лужу. Прототипы MotoGP мощнее и тяжелее 500-кубовых предшественников, риски аквапланирования увеличились. Обновление трассы в этом феврале подняло только зацеп асфальта, кочки и ямы остались. Вдобавок, ухудшился дренаж.

На Сильверстоуне есть много вещей, которые можно было исправить более 30 лет назад. Как указывает Спенсер, причины этого не делать были простыми: экономия денег и времени, нежелание решать проблемы. Травма пилота MotoGP и срыв Гран-При должны придать решающий толчок:

Моя история с дождем на Сильверстоуне, я бы сказал, правда дошла до такого [сложного] момента в 1985-м. В тот день дождь так сильно лил, что это были просто вероломные условия. Сегодня в тех условиях точно не стали бы гонять, они были вроде тех, которые были в воскресенье. На прямике Ангар — сейчас он начинается с Чепел, — дождь был такой силы, что он попадал в мой шлем сбоку. Я вообще-то запрокидывал шлем, потому что дождь попадал внутрь.

А другой проблемой были лужи, что всегда было проблемой Сильверстоуна. Знаете, за последние 10-15 лет высказалось так много ездоков — британские ездоки и другие, гоняющие в BSB, гоняющие там в мировом Супербайке, — что я возвращаюсь на 35 лет назад, на 33, и эта проблема всегда была. Конечно, возникает мысль, можно было затронуть что-то такое.

В тот день в гонке 250 мне нужно было закончить четвертым, чтобы выиграть мировой чемпионат 250, чтобы в тот день закруглиться с этим. У меня была не очень хорошая гонка, потому что я правда мысленно настроился на финиш четвертым, и там у меня и получилось финишировать, как оказалось. Но я помню, по ходу той гонки в 250 я уже думал об одной вещи. Следующей шла гонка в 500, так что я как бы мультизадачно разбирал места, которые были практически неездовыми в 250. Я представить не мог, что будет в 500.

В общем, надо было пройти через гонку 250, у нас началась гонка в 500. И я помню, на первом круге выхожу на прямик Ангар, и что там будет… И меня так беспокоили лужи в конце прямика Ангар на входе в Стоу, или поворот 7, как его иногда называют, и смогу ли я там выжить за следующие 20 с чем-то кругов.

В субботу именно там у них были аварии, которые выбили стольких райдеров, и к сожалению, это отправило Тито Рабата в больницу с такими суровыми переломами в его ноге. И в общем, ты думаешь, эта проблема была столько лет, о ней столько говорили. Тогда почему эта проблема и сегодня? Что ж, давайте об этом поговорим.

По-моему, очевидно, это зависит от организаторов и людей, которые переуложили трек. Чтобы это затрагивать, нужно знать историю трека и кое-какие проблемы, которые бывали. Единственный способ правда избежать того, что произошло в воскресенье — сделать исправление на уровне земли. Как это исправить? Ну, знаете, уклон трека; знаете, покрытие, чтобы отводило воду; очевидно, кочки, которые были проблемой, когда мы с [Уэйном] Гарднером были на событии World GP Legends месяц назад или около того на [фестивале] Silverstone Classic. И там была проблема: я помню, ездил там на «Файрблейде», и было так, что я реально не мог приспособить подвеску, чтобы добиться устойчивости. В общем, представил себе, каково это на байке MotoGP.

В общем, кочки, уклон, покрытие — те вещи, которые придется исправлять людям, которые, как я говорил, отвечали за переукладку трека, и в конечном счете, организаторам. По каким причинам не исправляли? Ну, очевидно, это просто факт осведомленности о юридической экспертизе, уделении времени, приложении усилий, начиная с людей, которые за этим смотрят, убеждаются, что на это точно обратили внимание. Я могу им рассказать, как мы страдали от этого 30 лет назад, в конце прямика Ангар.

Другой проблемой могут быть деньги, просто чисто деньги, и попытки делать как можно дешевле. И я это понимаю, особенно в сегодняшнем мире, когда гоночным трекам проблемно зарабатывать деньги. Стоимость организации событий, управление треком, сохранение трека открытым — с этим приходиться считаться. В общем, многое учитывается, но эти проблемы нужно затрагивать, чтобы убедиться, что не случится катастрофы вроде этого воскресенья.