Кэл Крачлоу: Многие в MotoGP не решаются говорить правду, но я говорю ее всегда

Кэл Крачлоу — один из тех людей из мира MotoGP, которые готовы много рассуждать о разных темах в жизни чемпионата: управляемости мотоциклов, поведении шин, проблемах других гонщиков, и прочем. Англичанин из LCR Honda дал интервью для своего спонсора, Monster Energy, ответив на ряд вопросов о выступлениях в MotoGP и том, что им сопутствует.

У тебя в недавнем интервью был забавный комментарий о том, что ты — «Фернандо Алонсо MotoGP», и похоже, что он не был заготовлен, но ты размышлял о чем-то таком? О том, что твоя дорога в спорте тяготеет к немного извилистой…

Я это абсолютно не готовил. Это была правда, ведь я волновался! Не поймите меня неправильно: это я выбирал места, куда пойти, в те моменты своей карьеры. Чувствую, что останься я в «Ямахе» еще на год, мог бы соревноваться за первую тройку в чемпионате. Останься я в «Дукати» еще на год, я был бы гораздо сильнее, чем был, и очевидно, что байк сильно улучшили. По Алонсо, когда он переходит, все время на следующий год кажется, что его команда или марка стала лучше!

Это почти то же самое, когда я пришел в «Хонду», потому что вещи складывались не так, как складывались в 2012-м, 13-м и 14-м. Этим я говорю не о том, что она откатилась назад, но о том, что остальные шагнули вперед, и сюда входят две марки, с которыми я был. Некоторым людям этот комментарий понравился, а некоторым — нет! Я очень уважаю свою текущую команду и марку, потому что в этом паддоке никто не работает над улучшением своего мотоцикла упорнее, чем «Хонда».

Фернандо тебе не написал, нет?

[улыбается] Может, я не настолько талантлив, как Фернандо, и предполагалось, что это немножко шутка, но в ней есть правда.

Так что — планирование карьеры правда может быть сложной работой? Может ли один неверный поворот оказать большое влияние?

У меня никогда не было настоящего плана своей карьеры. Я за пять лет прошел британский Суперспорт, мировой Суперспорт, британский Супербайк, мировой Супербайк и MotoGP. В этом не было плана абсолютно, я так сделал просто потому, что хотел, и сейчас я такой же. Если есть вариант, и я хочу что-то сделать, то сделаю. Иногда, в одни и те же моменты, я думаю, что это — хорошая идея, а потом думаю, что это было не так! Но я себе сам расстелил постель, и в ней лежу… и вот так — это интересно! Честно: я пришел в гонки наслаждаться собой и тем, чем занимаюсь. Если в какой-то момент вещи мне не понравятся, то я могу их поменять, и я так делал. Мне не хочется «карьерного пути». Зачем мне быть как все? Я хочу заниматься тем, что меня радует.

Людей рядом с тобой это бесит?

Не особо, нет. Рядом со мной группа людей, которая заключает мои сделки, и я не говорю, что Боба [Мура, менеджера] это бесит, но для него это непростая работа, когда я говорю: давай сделаем что-нибудь еще! Уверен, ему нравится такая задача и переговоры. У меня были отличные контракты, фантастические контракты — в MotoGP и в мировом Супербайке тоже. Мы заключали хорошие сделки.

Сейчас мотогонщику нужно быть не просто талантливым на треке — ему вне гонок нужно заниматься разными вещами, привлекать внимание СМИ, и я над этим хорошо поработал, особенно на европейском рынке. Со стороны «Монстер» тоже хорошо, когда можно писать статьи. Уверен, им просто не нужен скучный райдер. Конечно, я, возможно, поступаю не самым логичным образом, но мне нравится мой «путь» и может, в следующие пару лет я обоснуюсь и останусь с командой и заводом. У меня скоро появится малыш, и мне сейчас жить очень комфортно. Приятно, когда можешь немного повыбирать из того, что тебе хочется, и когда не всегда вынуждают.

Что порождает эту харизму — над таким надо работать, думать про это? В конце концов, как ты говоришь, такой путь помогает привлекать прессу и внимание.

Я даю комментарии и для журналистов это как рай, потому что они могут из них что-то брать, но в половине случаев я их никак не обдумываю. Не думаю, что мне нужно приходить на пресс-конференции с хорошими броскими фразами или чем-то таким. В MotoGP я годами был довольно хорош с прессой, а я не самый талантливый райдер на решетке, это абсолютно точно. Выиграю ли я чемпионат мира? Предугадать трудно, но ради этого я всегда буду отдавать 100%. Думаю, что этому паддоку требуется не только это…

Индивидуальность?

Именно. Я — это я, и тут я ничего не менял. Помню, мне несколько лет назад говорили, что я для них заносчивый, но я смотрю на это так: это — обычный я, и я всегда говорю правду. Я не буду про что-то врать, и если мне кажется, что что-то не так, то я это скажу. Вероятно, поэтому я «заносчивый»… но это не так. В MotoGP полно людей, которые не расскажут правду, они сглаживают правду, чтобы не нажить проблем, или чтобы их не нажила команда или завод.

Некоторые вроде Чада Рида говорят, что они в целом уважают то, как гонщики MotoGP высказывают свои мнения.

Если я разбиваю байк, то я — первый, кто поднимает руку и говорит: «Это я разбил…», но если что-то не так, то я тоже буду первым, кто об этом скажет. Некоторым это нравится, некоторым — нет, но все-таки у меня до этого момента была отличная карьера, и я не стану менять себя. Мне нравится в MotoGP, и нравится видеть, как фанаты приходят посмотреть на мотоциклы. Мне кажется, они предпочитают меня таким.

В общем, если бы ты был одним из тех фанатов, то как думаешь — каким бы ты себя увидел?

Эмм… Честно, хотелось бы думать, что я — тот, кто вкладывает время, предпринимает усилия, пускай если дела могут идти тяжело, в том числе для команды. Я всегда отдаю 100%, и до конца. Нам нужно, чтобы были фанаты, потому что мы не стали бы гонять, если бы они не покупали мотоциклы, напитки и все остальное. Нам надо их уважать, и мы уважаем, честно. Большинство гонщиков уважает… Валентино гораздо сложнее, чем кому-либо еще, потому что половину времени он не может пошевелиться.

Я получаю большую поддержку в Европе и Японии, даже в Америке. Думаю, некоторые фанаты видят меня обычным человеком, и может, что для других это не так. Для меня так хорошо. Конечно, иногда мы заняты и не можем каждый раз останавливаться для фото или автографов — у нас тут график тоже есть, и разочаровывает, когда на это не всегда есть время, но я стараюсь останавливаться ради детей, потому что помню, как был таким и тоже ждал.

Сейчас шесть сезонов тут. Вещи от этого сильно изменились? Предположу, что в этом мире ты переходишь от сезона к межсезонью, и может показаться, что время чуть деформируется.

По-моему, не так чтобы очень.

Потому что скачешь туда-сюда…

Ага, и веселишься! Ты видишь тех же людей, в тех же командах, и я могу написать сценарий того, что они будут говорить на пресс-конференции, и о чем спросят журналисты. Я ни на кого не «наезжаю», но люди жалуются на MotoGP — на гонщиков или ответы, которые они слышат, но это потому что они не задают правильных вопросов. Люди чего-то не говорят или не делают, потому что опасаются того человека или того спонсора, да и я признаюсь: когда я был в «Дукати», то сдерживался чуть сильнее.

Мне нравится, что происходит перед следующим годом — тот факт, что Лоренсо переходит, что Росси говорил «у него нет яиц». Вот так и должно быть. Мы соревнуемся против друг друга. В этом паддоке я лажу почти со всеми, особенно с гонщиками, жму руки… но когда мы выходим на трек, это другая история. Гонки есть гонки: когда ставки настолько высоки, я могу понять, почему трое-четверо [лучших] ребят далеки от самих себя вне трека.

Правило ФИМ, введеное в 2016-м, об ограничениях в заявлениях гонщиков и команд про MotoGP, вроде немного лишнее.

Нам все-таки не сказали, о чем говорить. MotoGP — это хороший чемпионат, организовывать эту серию — нелегкая работа. У вас есть семь-восемь заводов, которые на вас кричат, 22 гонщика хотят одно, кто-то еще хочет другое. Тут еще правила напиши, потом шины найди… Мне кажется, Кармело [Эспелета] и «Дорна» делают отличную работу по тому, чтобы сложить все вместе.

В прошлом году случилось то, что случилось [инцидент Росси-Маркес], и с этим особо ничего не поделаешь. Мне кажется, в отношении наших слов правило скорее было о наказаниях. Я — первый из тех, кто не всегда политически корректен, но в этот паддок много вкладывают, и нужно уважать спонсоров, заводы и других гонщиков.

MotoGP берет свое физически? В этом году тебе 31 — это вообще как-то ощущается?

Я бы сказал, что я в форме как никогда, если честно. Я все равно всегда упорно тренируюсь, так что я в форме, но тело болит! Оно у меня так болит пять лет: плечи оперировали, мои колени расхреначены, мои руки устали, на них были операции и они были повреждены. Впрочем, забавно, что ты все равно встаешь из кровати и тренируешься. Мне нравится велосипед. Ты раз за разом возвращаешься к гонкам на мотоцикле. Я не старый, но думаю, что все мотогонщики всегда не до конца в форме. Ты всегда на чем-то ездишь. В MotoGP тело нагружается, и иногда — голова, но я бы его ни на что не променял.

Первый раз мы брали интервью, когда ты в 2009-м выиграл чемпионат мира по Суперспорту, и тебе пришлось тогда немного измениться ментально и физически, чего и следовало ожидать. Что можешь сказать об этой эволюции?

Я всегда в тренировках чуть перебарщивал, и уверен, что на таком же уровне в паддоке нет никого. На мотоцикле у меня никогда ничего не устает — ни верхняя часть тела, ни остальное. Я не самый талантливый, поэтому чувствую, что должен работать жестче. Я — не Лоренсо, который может закрыть визор и стать абсолютной машиной. Уверен: когда он ездит, у него пульс ниже, чем у меня, но спорим, что в тренировках и на велосипеде он и рядом не стоял. Гарантирую.

Я столько всего сделал за годы, и думаю, что поэтому я так уверен, что ради подготовки я работал больше всех. Шоколад я тоже люблю! Я ни за что не пойду в спортзал, я почти никогда ходил. Просто я езжу на мотоцикле, и на велосипеде — это моя большая страсть, и был момент, когда я думал заниматься им [профессионально]. Не по какой-то причине, а чтобы заняться чем-то еще. Возможно, я чуть староват, но в этом году я проведу гонку на хорошем уровне.

Итак, отцовство. Ты собираешься заготовить несколько разных ответов на один и тот же же ряд вопросов о том, как оно отразится на тебе этим летом?

Неее… Я реально воодушевлен, реально. Конечно, свою ментальность надо будет изменить, ведь все говорят, что малыш тебя меняет, и уверен, что так и есть, и я к этому готов. Я мотогонщик, поэтому я эгоистичный, и я знаю, что я такой не в смысле грубого или надменного отношения к кому-то, но если мне захочется [взять и] уйти, то я уйду, если это ускорит меня, или если думаю, что ускорит. Я знаю, что изменюсь, но не в плане своей гоночной психологии. Я буду идти на жерты по-прежнему, но мне надо будет обеспечивать еше одного. Это — тоже то что нужно, в этот момент моей карьеры. Мы оба очень воодушевлены и не можем дождаться августа.

Кэл Крачлоу