Майкл Лаверти о технике езды гонщиков MotoGP и WSBK

Майкл Лаверти, один из трех братьев настоящей гоночной семьи Лаверти — райдер из британского Супербайка, за плечами которого несколько лет в чемпионате MotoGP. В этом году Майкл время от времени ездит на некоторые этапы WSBK, выполняя у своего шурина Чаза Дэвиса функцию гоночного советника (как Лука Кадалора у Валентино Росси или Вилко Зиленберг у Хорхе Лоренсо). Роль такого человека состоит в том, чтобы на гоночном треке перемещаться между поворотами и следить за гонщиками, у которых их прохождение получается лучше всех. На основа таких наблюдений можно увидеть собственные ошибки и подсмотреть полезные вещи у других.

Пару недель назад, по ходу малазийского уик-энда WSBK в Сепанге, портал crash.net расспрашивал Майкла о том, как ездят лучшие пилоты чемпионата. В разговоре англичанин упоминал и первых райдеров MotoGP.

Майкл, вы смотрели со стороны. Какие у вас основные впечатления?

В этом году этой мой третий этап мирового Супербайка. Я был в Арагоне, Ассене, и теперь Сепанг. Когда вы смотрите на «Кавасаки» в сравнении с «Дукати» или «Ямахами», то общий тренд там точно есть.

«Дукати» двухцилиндровые, и «Ямахи» со своим порядком зажигания [биг-бэнг] работают примерно так же. В общем, этот тип байков больше под скорость в поворотах, у них нет стиля Kawasaki «прицелился-и-выстрелил». У «Хонды» на выезде из поворотов чуть меньше мощности, чем у нового «Кавасаки», так что она тоже немного более плавная.

В плане индивидуальных стилей езды Том Сайкс, возможно, дальше всех от остальных: он тормозит действительно глубоко, у него наименьшая скорость в повороте, разгоняется он потом реально жестко. Если вы засечете его 100 метров до поворота и 100 метров после, то будет то же самое, что у других, или быстрее, но у него получается совсем по-другому. Как мы увидели по первой гонке, у него это правда эффективно.

[Его напарник] Джонни Рей ездит более шаблонно: тормозит поздно, но держит чуть больше скорости в середине поворота, а потом старается разогнаться на боковине шины, больше Тома.

Перед тем, как дать газу, Том держит максимальный угол наклона более короткий промежуток времени, чтобы закончить поворот?

Это забавно, это вещь, которую я часто подмечаю у «Кавасаки»: они очень хорошо поворачивают без большого угла наклона. То есть, например, когда вы смотрите на Чаза [Дэвиса] и «Дукати», то он передней шиной держит большую скорость и большой угол, чтобы байк на такой скорости поворачивал, тогда как «Кавасаки» не нужна наклонять так далеко, чтобы проехать ту же самую дугу в повороте. Возможно, разница — 15-20 градусов. Она огромная!

Вы особенно это замечаете, когда дождь, как в Ассене, или на мокром треке. Я точно не знаю, из-за того ли это, что они для руления больше используют задок мотоцикла, но со стороны похоже, что у них, может, сзади больше веса, и поэтому они как бы цепляются им за поворот.

У «Дукати» и большинства других мотоциклов обычные дуги в повороте, когда они грузят перед и рулят передней шиной. «Кавасаки» на вид очень нейтральный: в середине поворота оба колеса загружены, но он все равно поворачивает. Забавно на такое смотреть. Похоже, что в определенные моменты это их сила, но в этом может быть и слабость. В этом году это новый мотоцикл, так что они учатся дальше. Я бы точно сказал, что это, возможно, самое заметное различие по сравнению со всеми остальными байками.

Чаз Дэвис (WSBK, 2016)

Если смотреть просто на торможение, то кого бы вы назвали сильнейшим?

Я бы сказал, что сильнейший — это Чаз, а следующим был бы Том Сайкс. Только эти двое [тормозят] заметно дальше, все остальные попадают в одинаковые точки торможения. Чаз тормозит очень поздно и держит много поворотной скорости, поэтому он наклоняется на большей скорости входа, в то время как Том тормозит поздно и потом реально останавливается, до более медленной скорости в середине поворота. Два очень разных способа, но они оба «бросают якорь» в самый последний возможный момент.

Джонни стабильно сильно тормозит, но он не перетормаживает себя очень часто. Он очень мягкий гонщик, если смотреть на трек со стороны.

В торможении многое связано с электроникой — так же, как с настройкой. В мировом Супербайке все получили электронику и автоперегазовку на переключениях вниз, так что вы слышите, как сбрасываются передачи и при этом удерживается траектория.

Выставление ноги — вы так делаете? В мировом Супербайке кто так делает и в чем выгода?

Это не так распространено, как в MotoGP, но все равно есть, наверное, 10-11 человек, которые делают это в Супербайке на постоянной основе. В MotoGP шины и шасси более жесткие — это значит, что там можно тормозить чуть попозже, потому что мотоцикл стоит более стабильно, и тогда у выставленной ноги есть больше эффекта.

Лично я так делаю, но только в левых, в правых — нет, потому что мне нравится держать свою ногу на заднем тормозе. Я использую выставленную ногу для балансирования мотоцикла и подстраивания траектории, пока мотоцикл все еще вертикален. Простое снятие ноги подстраивает вес и сдвигает вас на несколько дюймов в сторону.

Иногда это также и экстренная «кнопка»: всегда, когда вы чуть слишком глубоко [в повороте], вы просто выставляете ногу, или может даже касаетесь ногой трассы. Вывешивание вашей ноги также увеличивает сопротивление воздуха, помогает вам тормозить, как будто это воздушный тормоз.

В общем, на это есть разные причины, и это — инструмент, который доступен райдерам. Я знаю, что некоторым пуристам это не нравится, и некоторые вроде Хорхе Лоренсо так никогда не делают, но Хорхе не тормозит поздно. Он тормозит рано, он суперплавный, и заходит в поворот на нереальной скорости. Полагаю, это скорее для позднотормозящих, или ребят, которые теряют точность в зоне торможения.

Джонатан Рей (WSBK, 2016)

Перейдем к середине поворота. Вы отметили технику Сайкса. В этой области из лучших райдеров он самый медленный?

Конечно. Забавно такое говорить о чемпионе мира, но в средней части поворота он — самый медленный парень. Но, как я сказал, у него очень высокая скорость входа и выхода. В общем, на это есть причина: он ездит в таком старт-стоповом стиле и у него это правда работает.

В поворотах побыстрее не так явно, что Том замедляется, потому что ему приходится держать скорость, но он все равно очень жестко разгоняется на выходе. В большинстве поворотов Том едет буквой V. У остальных ребят дуги плавнее, они чуть больше «проплывают» поворот.

Когда я в Арагоне и Ассене видел уверенного Чаза, то сказал бы, что его середина поворота всего несколько миль в час уступает Джонни. Какие-то другие, вроде Ники [Хэйдена], более шаблонные: он не целится и стреляет, он не полагается на суперскорость в повороте — он делает всего понемногу, чуть-чуть как Валентино Росси. Росси все делает на очень высоком уровне. Я всегда наблюдал за Валентино, мне было любопытно, как лучший в мире — или один из лучших всех времен, — это делает.

Видел здесь Валентино в прошлом году на предсезонке. У него нет какой-то одной особенной области, по которой вы бы сказали, что он делает что-то невероятно быстро. Вы наблюдаете за Хорхе и видите, как он наклоняется в повороте на суперскорости и грузит оба колеса вместе. Маркес заходит очень быстро, сильно тормозит, и забрасывает мотоцикл. На вид это очень безрассудно, бесконтрольно… и быстро.

Валентино выглядит просто плавным. Тормозит он поздно, но не суперпоздно. Он быстро поворачивает, но не супербыстро. Просто он все делает на очень-очень высоком уровне, и складывает все вместе. Думаю, вот поэтому Валентино настолько хорош — на таких разных мотоциклах, в такой долгий период времени.

Всегда интересно смотреть, как ездят по треку разные гонщики. Шины и шасси обсуславливают разные стили езды в WSBK и MotoGP, но вообще по уровню езды нет огромной разницы.

Том Сайкс (WSBK, 2016)
Что насчет добавления газа и выхода из поворота?

В этом большую роль играет электроника. «Кавасаки» контролирует два цилиндра независимо от двух других, так что при первом добавлении газа он звучит почти почти как двухцилиндровый — очень мягко. В дождь и всегда, когда вы слушаете Джонатана и Тома на боковине шины, он звучит очень мирно, как швейная машинка! Удивительно слышать такую мягкость на низах от рядной «четверки», которая при открытии — настоящая электростанция.

На треке со стороны мне слышно, что BMW пытается на своем байке это чуть-чуть имитировать. Пока не настолько плавно, как у «Кавасаки», но прогресс идет гонку за гонкой. На пятничной практике [Маркус] Райтебергер был в этом очень силен, звук на низах был гораздо более мирным — так гораздо удобнее.

«Дукати» — забавный зверь, потому что двухцилиндровый, так что если они уменьшат мощность, «отрезая» один цилиндр, это будет очень агрессивное отрезание. Из-за этого они не используют так много электроники, и полагаются на свое шасси и лучшую передачу мощности двигателя. У них хороший разгон и скорость, но у них это иначе, чем у «Кавасаки», у которого можно играть с большим числом цилиндров и делать это как раз электроникой.

Высший приоритет — ехать на той толстой части шины и передавать на трек 200 сил и больше. Все дело в том, чтобы не заходить на боковину шины, потому что когда у вас 50-60 градусов наклона, вы не можете нагружать шину хоть какой-то мощностью.

Быстрейшие парни — это те, которые могут цепляться той последней частью наклона и выпрямляться как можно раньше. Такое можно увидеть. И опять же, первая тройка — Чаз, Том и Джонни, — это те, кто так делает на более постоянной основе. Все остальные парни стараются доработать до этого уровня, но им чуть-чуть не хватает, совсем чуть-чуть. Иногда это трудно увидеть, потому что в поворотах подлиннее они все на вид довольно быстрые. Похоже, что выход оттуда, где покруче — это то, где вы реально можете увидеть различия.

Майкл, это правда интересно, спасибо.

Пожалуйста.

Росси и Маркес