Статистика: поулы и победы на Гран-При Испании

Испанский Гран-При в MotoGP — второй по продолжительности пребывания в календаре после нидерландского. Логично, учитывая климат страны и горячую любовь местного населения к мотоциклам.

Чемпионат был учрежден FIM в 1949 году, и испанские гонки не покидают его с 1951 года, хотя у этапов в старшем классе идет своя собственная история: «пятисотки» приезжали в Испанию далеко не каждый год. С 1951-го по 1968-й заезды проходили на городской барселонской трассе Монтжуик. Кольцо было примечательно своим расположением: дорога шла вдоль домов и парковой зоны. Оно было быстрым и опасным, с очень высокой средней скоростью. После 1968-го Монтжуик стал каждый год меняться с «настоящим» испанским треком, Харамой. Так продолжалось следующие восемь лет, пока этап 76-го не стал последним для Монтжуика. Барселона принимала еще и Формулу-1, где пилоты имели больше влияния на организаторов. После 1975 года на проблемы с безопасностью уже нельзя было закрывать глаза, и этот трек потерял оба мировых чемпионата. (Мировые гонки вернулись в Барселону, когда в начале 90-х было построено кольцо Барселона-Каталунья).

Харама принимала испанский Гран-При до 1988 года, успев всего один раз поменяться местами в календаре с новым кольцом — Хересом (1987), который с 1989 года застолбил за собой право на Гран-При Испании. При этом любопытно, что в 88-м Харама все-таки не заменила Херес, так как трек в Андалусии стал площадкой для другого Гран-При под названием Expo 92. Херес дважды открывал сезон чемпионата в 2005 и 2006 годах, а в остальные годы играл свою современную роль — открывал европейскую часть сезона после выездных этапов в Японии, Малайзии, Австралии и т.д.

Что касается испанской истории собственно премьер-класса Гран-При, то она своеобразная: дело в том, что и на Монтжуик, и в Хараму очень часто не приезжали команды из определенных кубатур, в разные годы «прогульщики» чередовались — это было еще в те времена, когда кубатур было не три, как сегодня, а сразу пять (включая GP50 и GP350). «Пятисотки» ездили в Испанию в 1951 — 1955 годах, затем в 1968 — 1973 годах, потом вернулись в 1978-м и еще раз пропустили этап в 1981-м.

Рейни и Шванц (Херес, 1989)

В первую «сессию» все победы распределили пилоты на итальянской технике: Gilera, MV Agusta, Moto Guzzi. Когда поездки в Испанию возобновились, уже шла эпоха Джакомо Агостини, но итальянец победил там всего два раза (на Монтжуике и в Хараме), после чего в Испанию на этапы GP500 (они стояли в конце сезона, когда титулы уже были в кармане у Джакомо) больше не ездил. Таким образом, этот Гран-При был единственным местом, где на победу мог рассчитывать гонщик, который не носил фамилию Агостини. Это внесло некоторое разнообразие в жизнь частников: в 71-м победил Дейв Симмондс на Kawasaki, в 72-м — Час Мортимер на Yamaha. Остальные четыре победы достались MV Agusta.

Когда испанский перерыв 1974 — 1977 годов подошел к концу, в «пятисотках» вновь произошла смена эпохи — началось господство американцев, а немного позднее — и австралийцев. Кенни Робертс быстро нашел с Харамой общий язык: он выиграл три гонки подряд в 1979 — 1982 годах и за шесть приездов на этот трек (1978 — 1983, в 1981-м этапа не было) поставил также шесть лучших времен круга. Хорошо себя чувствовали в Испании и австралийцы Мик Дуэн и Уэйн Гарднер, на которых приходится четыре и три победы соответственно. Гарднер также выиграл самый первый Гран-При в Хересе 1987 года, а последний Гран-При Испании в Хараме 1988-го отвоевал третий австралиец, Кевин Маги. Все эти триумфы разделили пилоты Honda и Yamaha.

По иронии судьбы, в этот американо-австралийский век в Испании не вписался трехкратный чемпион из США Уэйн Рейни — он так и не доехал до победы в Хересе, несмотря на то, что в 1989 и 1991 годах стоял на поуле. Впрочем, если выйти за пределы именно этапов под испанской «вывеской», то у Рейни все-таки были победы в этой стране, причем три раза подряд: в Хараме в 91-м (Гран-При Европы) и в Каталонии (тоже Гран-При Европы) в 1992 и 1993 годах.

Кривье и Пуч (Херес, 1995)

Пилоты из США и Австралии вместе взятые не проиграли ни одного заезда между 1978 — 1994 годами, но ничто не длится вечно, и в середине 90-х Испания вновь начала смотреть на то, как меняются времена. На этот подошла очередь самих испанцев: Альберто Пуч добился в 1995-м золота на сателлитной NSR500, а через год уже лоб в лоб столкнулись напарники Repsol Honda Алекс Кривье и Мик Дуэн. Столкнулись не в буквальном смысле: битва шла до последнего круга, который осложнился тем, что на трек выбежали люди приветствовать своего героя… не поняв, что заезд еще идет! Кривье попытался отвоевать первую позицию в последнем повороте, но перебрал с газом и упал. Испанец смог достойно отыграться, победив в 1997, 1998 и 1999 годах.

Младший Кенни Робертс приехал первым на этапе 2000 года, и это был последний раз, когда в Хересе победил пилот не из Европы. Новым королем Хереса стал Валентино Росси, который выиграл шесть гонок в 2001 — 2009 годах. У Мика Дуэна — ближайшего преследователя — поменьше: четыре. В то же время, наиболее успешным квалифайером Гран-При Испании в том году стал Хорхе Лоренсо; следом за его пятью поулами идут результаты Валентино Росси и Мика Дуэна (по четыре). Сюда можно и включить Эдди Лоусона с четырьмя поулами, один из которых был взят в Хересе в 1988 году в рамках Гран-При Expo 92.

Что касается разнообразия марок-победительниц, то в период совместного «правления» Honda и Yamaha, который начался в 78-м, расклад следующий: четыре золота у Suzuki (1978, 1993, 2000) с учетом так называемого Гран-При FIM в Хараме (1993) и одно у Ducati (2006). Итальянской марке в Хересе всегда было немного трудно. Единственную победу ей принес Лорис Капиросси в 2006 году, а самый успешный пилот Ducati Кейси Стоунер до золота красную ракету так и не довел. Лучший результат за четыре попытки — единственная бронза в 2009 году.

Педроса, Капиросси, Хэйден (Херес, 2006)

У Гран-При Испании есть примечательная особенность: на эту гонку у многих известных пилотов пришлось какое-то первое крупное достижение, будь то поул, подиум или победа. Были случаи, когда на нее же приходилось и последнее достижение. И были случаи, когда это достижение было единственным в их «крупнокубатурных» карьерах. Об этом — ниже.

Первый раз:

— открытие сезона: 1951, 1955, 1969, 1986, 2005, 2006
— победа Kawasaki (1971)
— победа Yamaha (1972)
— поул Кенни Робертса (1978)
— подиум Кенни Робертса (1978)
— поул Фредди Спенсера (1982)
— поул Эдди Лоусона (1984)
— победа Уэйна Гарднера (1986)
— поул Мика Дуэна (1990)
— победа испанца на испанском Гран-При (Альберто Пуч, 1995)
— поул Карлоса Чеки (1998)
— подиум Валентино Росси (2000)
— подуим Дайдзиро Като (2002)
— подиум Троя Бэйлиса (2003)
— поул Ducati (2003)
— подиум Дани Педросы (2006)

Последний раз:

— закрытие сезона: 1952, 1953, 1954, 1970, 1971, 1972, 1973
— победа Пэта Хеннена (1978)
— поул Фредди Спенсера (1986)
— поул Кевина Шванца (1994)
— Гран-При Мика Дуэна (1999)
— подиум Норифуме Абе (2001)
— подиум Ники Хэйдена (2011)

Единственный раз:

— победа и хет-трик Кевина Маги (1988)
— победа Альберто Пуча (1995)

Эра GP500

Год Поул Быстрейший круг Победа
Монтжуик
1951 Э. Лоренцетти У. Мазетти
1952 У. Мазетти Л. Грэм
1953 Ф. Андерсон Ф. Андерсон
1954 К. Кавана Д. Дейл
1955 К. Кавана Р. Армстронг
1968 Д. Агостини Д. Агостини
1970 А. Бергамонти А. Бергамонти
1972 Ч. Мортимер Ч. Мортимер
Харама
1969 Д. Агостини Д. Агостини
1971 К.-И. Карлссон Д. Симмондс
1973 Ф. Рид Ф. Рид
1978 К. Робертс К. Робертс П. Хеннен
1979 М. Болдуин К. Робертс К. Робертс
1980 К. Робертс К. Робертс К. Робертс*
1982 Ф. Спенсер К. Робертс К. Робертс
1983 Ф. Спенсер К. Робертс Ф. Спенсер
1984 Э. Лоусон Э. Лоусон Э. Лоусон*
1985 Э. Лоусон Ф.  Спенсер Ф. Спенсер
1986 Ф. Спенсер У. Гарднер У. Гарднер
1988 К. Маги К. Маги К. Маги*
1991** К. Шванц У. Рейни У. Рейни
1993*** Д. Косински Д. Косински А. Баррос
1998**** М. Дуэн К. Чека К. Чека
Херес
1987 Э. Лоусон У. Гарднер У. Гарднер
1988***** Э. Лоусон Э. Лоусон Э. Лоусон*
1989 У. Рейни К. Шванц Э. Лоусон
1990 М. Дуэн М. Дуэн У. Гарднер
1991 У. Рейни У. Рейни М. Дуэн
1992 М. Дуэн М. Дуэн М. Дуэн*
1993 К. Шванц А. Баррос К. Шванц
1994 К. Шванц К. Шванц М. Дуэн
1995 М. Дуэн А. Пуч А. Пуч
1996 М. Дуэн Л. Кадалора М. Дуэн
1997 Т. Окада А. Кривье А. Кривье
1998 К. Чека А. Кривье А. Кривье
1999 А. Кривье А. Кривье А. Кривье*
2000 М. Бьяджи К. Робертс К. Робертс
2001 В. Росси В. Росси В. Росси*

Эра MotoGP

Год Поул Быстрейший круг Победа
Херес
2002 1:42.193 (В. Росси) 1:42.920 (В. Росси) В. Росси*
2003 1:41.983 (Л. Капиросси) 1:42.788 (В. Росси) В. Росси
2004 1:40.818 (В. Росси) 1:53.508 (С. Жибернау) С. Жибернау
2005 1:39.419 (В. Росси) 1:40.596 (В. Росси) В. Росси*
2006 1:39.064 (Л. Капиросси) 1:41.248 (Л. Капиросси) Л. Капиросси*
2007 1:39.402 (Д. Педроса) 1:40.905 (В. Росси) В. Росси
2008 1:38.189 (Х. Лоренсо) 1:40.116 (Д. Педроса) Д. Педроса
2009 1:38.933 (Х. Лоренсо) 1:39.818 (В. Росси) В. Росси
2010 1:39.202 (Д. Педроса) 1:39.731 (Д. Педроса) Х. Лоренсо
2011 1:38.757 (К. Стоунер) 1:48.753 (В. Росси) Х. Лоренсо
2012 1:39.532 (Х. Лоренсо) 1:40.019 (К. Крачлоу) К. Стоунер
2013 1:38.673 (Х. Лоренсо) 1:39.565 (Х. Лоренсо) Д. Педроса
2014 1:38.120 (М. Маркес) 1:39.841 (М, Маркес) М. Маркес*
2015 1:37.910 (Х. Лоренсо) 1:38.735 (Х. Лоренсо) Х. Лоренсо*

* хет-трик
** гонка в Хараме стала частью Гран-При Европы
*** гонка в Хараме стала частью Гран-При FIM
****гонка в Хараме стала частью Гран-При Мадрида
***** гонка в Хересе стала частью Гран-При Expo 92

Валентино Росси (Херес, 2009)