Статистика: поулы и победы на Гран-При Испании
Испанский Гран-При в MotoGP — второй по продолжительности пребывания в календаре после нидерландского. Логично, учитывая климат страны и горячую любовь местного населения к мотоциклам.
Чемпионат был учрежден FIM в 1949 году, и испанские гонки не покидают его с 1951 года, хотя у этапов в старшем классе идет своя собственная история: «пятисотки» приезжали в Испанию далеко не каждый год. С 1951-го по 1968-й заезды проходили на городской барселонской трассе Монтжуик. Кольцо было примечательно своим расположением: дорога шла вдоль домов и парковой зоны. Оно было быстрым и опасным, с очень высокой средней скоростью. После 1968-го Монтжуик стал каждый год меняться с «настоящим» испанским треком, Харамой. Так продолжалось следующие восемь лет, пока этап 76-го не стал последним для Монтжуика. Барселона принимала еще и Формулу-1, где пилоты имели больше влияния на организаторов. После 1975 года на проблемы с безопасностью уже нельзя было закрывать глаза, и этот трек потерял оба мировых чемпионата. (Мировые гонки вернулись в Барселону, когда в начале 90-х было построено кольцо Барселона-Каталунья).
Харама принимала испанский Гран-При до 1988 года, успев всего один раз поменяться местами в календаре с новым кольцом — Хересом (1987), который с 1989 года застолбил за собой право на Гран-При Испании. При этом любопытно, что в 88-м Харама все-таки не заменила Херес, так как трек в Андалусии стал площадкой для другого Гран-При под названием Expo 92. Херес дважды открывал сезон чемпионата в 2005 и 2006 годах, а в остальные годы играл свою современную роль — открывал европейскую часть сезона после выездных этапов в Японии, Малайзии, Австралии и т.д.
Что касается испанской истории собственно премьер-класса Гран-При, то она своеобразная: дело в том, что и на Монтжуик, и в Хараму очень часто не приезжали команды из определенных кубатур, в разные годы «прогульщики» чередовались — это было еще в те времена, когда кубатур было не три, как сегодня, а сразу пять (включая GP50 и GP350). «Пятисотки» ездили в Испанию в 1951 — 1955 годах, затем в 1968 — 1973 годах, потом вернулись в 1978-м и еще раз пропустили этап в 1981-м.
В первую «сессию» все победы распределили пилоты на итальянской технике: Gilera, MV Agusta, Moto Guzzi. Когда поездки в Испанию возобновились, уже шла эпоха Джакомо Агостини, но итальянец победил там всего два раза (на Монтжуике и в Хараме), после чего в Испанию на этапы GP500 (они стояли в конце сезона, когда титулы уже были в кармане у Джакомо) больше не ездил. Таким образом, этот Гран-При был единственным местом, где на победу мог рассчитывать гонщик, который не носил фамилию Агостини. Это внесло некоторое разнообразие в жизнь частников: в 71-м победил Дейв Симмондс на Kawasaki, в 72-м — Час Мортимер на Yamaha. Остальные четыре победы достались MV Agusta.
Когда испанский перерыв 1974 — 1977 годов подошел к концу, в «пятисотках» вновь произошла смена эпохи — началось господство американцев, а немного позднее — и австралийцев. Кенни Робертс быстро нашел с Харамой общий язык: он выиграл три гонки подряд в 1979 — 1982 годах и за шесть приездов на этот трек (1978 — 1983, в 1981-м этапа не было) поставил также шесть лучших времен круга. Хорошо себя чувствовали в Испании и австралийцы Мик Дуэн и Уэйн Гарднер, на которых приходится четыре и три победы соответственно. Гарднер также выиграл самый первый Гран-При в Хересе 1987 года, а последний Гран-При Испании в Хараме 1988-го отвоевал третий австралиец, Кевин Маги. Все эти триумфы разделили пилоты Honda и Yamaha.
По иронии судьбы, в этот американо-австралийский век в Испании не вписался трехкратный чемпион из США Уэйн Рейни — он так и не доехал до победы в Хересе, несмотря на то, что в 1989 и 1991 годах стоял на поуле. Впрочем, если выйти за пределы именно этапов под испанской «вывеской», то у Рейни все-таки были победы в этой стране, причем три раза подряд: в Хараме в 91-м (Гран-При Европы) и в Каталонии (тоже Гран-При Европы) в 1992 и 1993 годах.
Пилоты из США и Австралии вместе взятые не проиграли ни одного заезда между 1978 — 1994 годами, но ничто не длится вечно, и в середине 90-х Испания вновь начала смотреть на то, как меняются времена. На этот подошла очередь самих испанцев: Альберто Пуч добился в 1995-м золота на сателлитной NSR500, а через год уже лоб в лоб столкнулись напарники Repsol Honda Алекс Кривье и Мик Дуэн. Столкнулись не в буквальном смысле: битва шла до последнего круга, который осложнился тем, что на трек выбежали люди приветствовать своего героя… не поняв, что заезд еще идет! Кривье попытался отвоевать первую позицию в последнем повороте, но перебрал с газом и упал. Испанец смог достойно отыграться, победив в 1997, 1998 и 1999 годах.
Младший Кенни Робертс приехал первым на этапе 2000 года, и это был последний раз, когда в Хересе победил пилот не из Европы. Новым королем Хереса стал Валентино Росси, который выиграл шесть гонок в 2001 — 2009 годах. У Мика Дуэна — ближайшего преследователя — поменьше: четыре. В то же время, наиболее успешным квалифайером Гран-При Испании в том году стал Хорхе Лоренсо; следом за его пятью поулами идут результаты Валентино Росси и Мика Дуэна (по четыре). Сюда можно и включить Эдди Лоусона с четырьмя поулами, один из которых был взят в Хересе в 1988 году в рамках Гран-При Expo 92.
Что касается разнообразия марок-победительниц, то в период совместного «правления» Honda и Yamaha, который начался в 78-м, расклад следующий: четыре золота у Suzuki (1978, 1993, 2000) с учетом так называемого Гран-При FIM в Хараме (1993) и одно у Ducati (2006). Итальянской марке в Хересе всегда было немного трудно. Единственную победу ей принес Лорис Капиросси в 2006 году, а самый успешный пилот Ducati Кейси Стоунер до золота красную ракету так и не довел. Лучший результат за четыре попытки — единственная бронза в 2009 году.
У Гран-При Испании есть примечательная особенность: на эту гонку у многих известных пилотов пришлось какое-то первое крупное достижение, будь то поул, подиум или победа. Были случаи, когда на нее же приходилось и последнее достижение. И были случаи, когда это достижение было единственным в их «крупнокубатурных» карьерах. Об этом — ниже.
Первый раз:
— открытие сезона: 1951, 1955, 1969, 1986, 2005, 2006
— победа Kawasaki (1971)
— победа Yamaha (1972)
— поул Кенни Робертса (1978)
— подиум Кенни Робертса (1978)
— поул Фредди Спенсера (1982)
— поул Эдди Лоусона (1984)
— победа Уэйна Гарднера (1986)
— поул Мика Дуэна (1990)
— победа испанца на испанском Гран-При (Альберто Пуч, 1995)
— поул Карлоса Чеки (1998)
— подиум Валентино Росси (2000)
— подуим Дайдзиро Като (2002)
— подиум Троя Бэйлиса (2003)
— поул Ducati (2003)
— подиум Дани Педросы (2006)
Последний раз:
— закрытие сезона: 1952, 1953, 1954, 1970, 1971, 1972, 1973
— победа Пэта Хеннена (1978)
— поул Фредди Спенсера (1986)
— поул Кевина Шванца (1994)
— Гран-При Мика Дуэна (1999)
— подиум Норифуме Абе (2001)
— подиум Ники Хэйдена (2011)
Единственный раз:
— победа и хет-трик Кевина Маги (1988)
— победа Альберто Пуча (1995)
Эра GP500
Год | Поул | Быстрейший круг | Победа |
Монтжуик | |||
1951 | Э. Лоренцетти | У. Мазетти | |
1952 | У. Мазетти | Л. Грэм | |
1953 | Ф. Андерсон | Ф. Андерсон | |
1954 | К. Кавана | Д. Дейл | |
1955 | К. Кавана | Р. Армстронг | |
1968 | Д. Агостини | Д. Агостини | |
1970 | А. Бергамонти | А. Бергамонти | |
1972 | Ч. Мортимер | Ч. Мортимер | |
Харама | |||
1969 | Д. Агостини | Д. Агостини | |
1971 | К.-И. Карлссон | Д. Симмондс | |
1973 | Ф. Рид | Ф. Рид | |
1978 | К. Робертс | К. Робертс | П. Хеннен |
1979 | М. Болдуин | К. Робертс | К. Робертс |
1980 | К. Робертс | К. Робертс | К. Робертс* |
1982 | Ф. Спенсер | К. Робертс | К. Робертс |
1983 | Ф. Спенсер | К. Робертс | Ф. Спенсер |
1984 | Э. Лоусон | Э. Лоусон | Э. Лоусон* |
1985 | Э. Лоусон | Ф. Спенсер | Ф. Спенсер |
1986 | Ф. Спенсер | У. Гарднер | У. Гарднер |
1988 | К. Маги | К. Маги | К. Маги* |
1991** | К. Шванц | У. Рейни | У. Рейни |
1993*** | Д. Косински | Д. Косински | А. Баррос |
1998**** | М. Дуэн | К. Чека | К. Чека |
Херес | |||
1987 | Э. Лоусон | У. Гарднер | У. Гарднер |
1988***** | Э. Лоусон | Э. Лоусон | Э. Лоусон* |
1989 | У. Рейни | К. Шванц | Э. Лоусон |
1990 | М. Дуэн | М. Дуэн | У. Гарднер |
1991 | У. Рейни | У. Рейни | М. Дуэн |
1992 | М. Дуэн | М. Дуэн | М. Дуэн* |
1993 | К. Шванц | А. Баррос | К. Шванц |
1994 | К. Шванц | К. Шванц | М. Дуэн |
1995 | М. Дуэн | А. Пуч | А. Пуч |
1996 | М. Дуэн | Л. Кадалора | М. Дуэн |
1997 | Т. Окада | А. Кривье | А. Кривье |
1998 | К. Чека | А. Кривье | А. Кривье |
1999 | А. Кривье | А. Кривье | А. Кривье* |
2000 | М. Бьяджи | К. Робертс | К. Робертс |
2001 | В. Росси | В. Росси | В. Росси* |
Эра MotoGP
Год | Поул | Быстрейший круг | Победа |
Херес | |||
2002 | 1:42.193 (В. Росси) | 1:42.920 (В. Росси) | В. Росси* |
2003 | 1:41.983 (Л. Капиросси) | 1:42.788 (В. Росси) | В. Росси |
2004 | 1:40.818 (В. Росси) | 1:53.508 (С. Жибернау) | С. Жибернау |
2005 | 1:39.419 (В. Росси) | 1:40.596 (В. Росси) | В. Росси* |
2006 | 1:39.064 (Л. Капиросси) | 1:41.248 (Л. Капиросси) | Л. Капиросси* |
2007 | 1:39.402 (Д. Педроса) | 1:40.905 (В. Росси) | В. Росси |
2008 | 1:38.189 (Х. Лоренсо) | 1:40.116 (Д. Педроса) | Д. Педроса |
2009 | 1:38.933 (Х. Лоренсо) | 1:39.818 (В. Росси) | В. Росси |
2010 | 1:39.202 (Д. Педроса) | 1:39.731 (Д. Педроса) | Х. Лоренсо |
2011 | 1:38.757 (К. Стоунер) | 1:48.753 (В. Росси) | Х. Лоренсо |
2012 | 1:39.532 (Х. Лоренсо) | 1:40.019 (К. Крачлоу) | К. Стоунер |
2013 | 1:38.673 (Х. Лоренсо) | 1:39.565 (Х. Лоренсо) | Д. Педроса |
2014 | 1:38.120 (М. Маркес) | 1:39.841 (М, Маркес) | М. Маркес* |
2015 | 1:37.910 (Х. Лоренсо) | 1:38.735 (Х. Лоренсо) | Х. Лоренсо* |
* хет-трик
** гонка в Хараме стала частью Гран-При Европы
*** гонка в Хараме стала частью Гран-При FIM
****гонка в Хараме стала частью Гран-При Мадрида
***** гонка в Хересе стала частью Гран-При Expo 92
Дата: 20.04.16
Источник: Все о мире MotoGP