Тесты MotoGP в Австралии: над чем работали гонщики и команды (1/2)

2 часть >>

Итак, тесты в Австралии позади и это значит, что 2/3 трекового времени на подготовку к сезону MotoGP 2016 года израсходованы. На это соотношение можно посмотреть и с другой стороны, так как после Малайзии команды побросали всю свою технику в грузовые «Боинги» и направили ее в Австралию. Таким образом, это тихоокеанское турне можно рассматривать как один тест, разделенный на две части. На две очень разных части: с одной стороны жаркий Сепанг с тяжелыми торможениями и интенсивными разгонами после медленных поворотов, и продуваемый океанскими ветрами Филлип-Айленд — настоящая старая школа, где тормоза по сравнению с Сепангом практически не нужны и где широко открывают газ в поворотах на третьих-четвертых-пятых скоростях. Это обусловило переворот с ног на голову динамики некоторых гонщиков: кто был медленным в Малайзии, заметно ускорился в Австралии, и наоборот. После вторых официальных тестов инженеры всех марок засели за изучение собранных данных, чтобы успеть подготовить какие-то обновления к третьим тестам в Катаре, ну а сами команды вернулись на свои базы в Европе.

Австралийская сессия, как и малазийская, началась заранее, когда в понедельник и вторник по треку носились тест-пилоты Хироши Аояма (Honda) и Такуя Тсуда (Suzuki). В их задачи входила проверка новых шин Michelin: часть покрышек французы привезли с Сепанга, другая часть была новой, специально для Филлип-Айленда (включая ассиметричные задние). В следующие три официальных дня работали только заводские гонщики плюс Тсуда, и за ним осталось ровно 100 кругов на GSX-RR с полной бесшовной КПП. Кейси Стоунер тоже работал, но не на треке, а в боксах — обсуждал с заводскими и сателлитными пилотами Ducati разные вещи про Desmosedici. Гонщиков Aprilia в Австралии не было — сейчас завод сосредоточен на своих частных тестах в Катаре, которые уже идут.

Рэй, Вермюлен и Стоунер (тесты в Австралии, 2016)

Погода на тестах оказалась неожиданной — с дождями и ветрами она не сильно была похожа на себя летнюю. Обстановка менялась действительно часто и быстро, из-за чего некоторые пилоты (Андреа Довициозо и Алейш Эспаргаро) в первый день вообще ничего не сделали. Дождь хотя и поливал трек, но тот быстро высыхал, в том числе из-за сильного ветра. Некоторые участки Филлип-Айленда высыхали медленнее других, но потом намокали снова — поэтому было трудно настраивать мотоциклы под что-то конкретное, особенно электронику. Брэдли Смит был одним из тех, кто воспринял проблемы философски: меньше времени на треке означает больше времени в боксах, что дало возможность командам без спешки поизучать настройку новой электроники Magneti Marelli. Кроме того, мокрый трек позволил райдерам опробовать дождевые и промежуточные шины Michelin. Всегда лучше начать изучение новых дождевых шин на тестах, а не в утро перед гонкой, как это произошло на Гран-При Великобритании 2015 года.

Австралия, Филлип-Айленд, Валентино Росси

Сухого времени в следующие два дня появилось гораздо больше и времена круга заметно ускорились. Звездой тестов, безусловно, стал Маверик Виньялес из Suzuki Ecstar — единственный гонщик, чьи быстрейшие круги не выпадали из первой двойки при любых погодных условиях. За ним осталось и лучшее время всех трех дней. В последний день неожиданно возросло количество аварий, причем гонщики падали на всей дистанции трека — лоу-сайды были и на торможении, и под тягой; и в быстрых поворотах, и в медленных, в наклоне и в вертикальном положении. В общем, неприемлемая ситуация: казалось, что в Сепанге «падеж» гонщиков окончательно свели к минимуму и вдруг такое — 13 аварий за день. Очень не повезло Данило Петруччи, лидеру первого дня — его падение в быстром повороте привело к травме правой руки.

На этом острове температура воздуха и прочие условия хитро влияют на асфальт: прогретый солнцем участок не обязательно будет зацепистым, и наоборот. Необычно и то обстоятельство, что в первый мрачный дождливый день трек был нагрет до температуры 23° C — на три градуса выше, чем в более благоприятный третий. Это — одна из причин массовых аварий в конце тестовой сессии: в солнечный четверг райдеры начали ездить очень быстро и продолжили делать так в пятницу, но оказалось, что в этот день асфальт был даже более холодным, чем в среду.

 

HONDA

«В Сепанге мы растерялись, если честно. Мы не знали направление, мы ничего не знали, но здесь мы начали хорошо работать. Honda хорошо поработала с электроникой — основа у нас теперь есть»

Марк Маркес, Repsol Honda

Марк Маркес и Дани Педроса, Repsol Honda MotoGP 2016

Гонщик      Кругов      Лучшее время Отставание от лидера* (в среднем)
Марк Маркес 163 1:29.158 (лучшее в день 3) 0,16 с
 Дани Педроса 112 1:29.606 (день 3) 0,61 с
Кэл Крачлоу 140 1:29.348 (день 3) 0,36 с
Джек Миллер 101 1:30.023 (день 3) 1,12 с
Тито Рабат 166 1:30.119 (день 3) 1,24 с
*Без учета первого дня, когда из-за погоды не все пилоты поставили быстрые круги

Марка наконец-то нашла базу, за которую можно зацепиться в работе с новым электронным блоком — то, чего ей очень не хватало в Малайзии. Вопрос по версии мотора для нового сезона был решен там же, так что в Австралии Марк Маркес и Дани Педроса больше не работали с прочими вариантами — ни с мотором 2015 года, ни с мотором 2016 года в первой версии; осталась только самая поздняя. В то же время, у обоих на тестах было две версии шасси для 2016 года, и работа над ними продолжается: базовые настройки найдены (пока что скорее у Марка), но впереди еще много трудов по «полировке» мелких деталей.

Что касается шин, то в Австралии у Марка были небольшие претензии к тому, что Michelin сильнее держится за асфальт, чем Bridgestone — с такой покрышкой ему труднее «рулить» задним колесом в быстрых поворотах, используя скольжение под тягой. Такая техника приносила свои плоды, когда Марку нужно было поставить горячий круг в квалификации, но теперь он опасается, что его статус лучшего квалифайера MotoGP окажется под угрозой. Решение — в улучшении баланса нового шасси мотоцикла… но пока суть да дело, шасси Honda 2014 года, которое спасло #93 в прошлом году, снова в цене: с ним пилот намерен провести первую гонку этого сезона.

Honda RC213V

Хотя Маркес вроде бы снова нашел свою скорость, он не спешит делать выводы, так как в Катаре ситуация как в Малайзии может повториться. Филлип-Айленд — быстрый трек с затяжными поворотами, и при такой конфигурации новый RC213 работает вполне себе хорошо, но эта версия и так не вызывала претензий в быстрых дугах (кроме тех, что связаны конкретно со стилем езды Маркеса). Ее слабая сторона — в разгонах после медленных поворотов при выходе на длинную прямую, когда включены первая или вторая скорости. Таких участков на этом треке не было. Еще можно вспомнить три предыдущих гонки MotoGP в Австралии: во всех трех Марк Маркес был очень быстр (хотя не финишировал в 2013 и 2014 годах), а Дани Педроса — не очень, поэтому в Катаре будет понятнее, действительно ли Honda добилась позитивного прогресса или все дело было в трассе.

Кэл Крачлоу

«Честно говоря, нам нужно тестироваться 30 дней, а не три. У нас есть резерв, и я чувствую, что потенциал может быть огромным, но сейчас впереди длинная дорога и не думаю, что Honda готова в той же степени, что все остальные заводы»

Кэл Крачлоу, LCR Honda

Если парням из Repsol Honda уже виден свет в конце тоннеля, то Кэл Крачлоу пока не настолько оптимистичен. По его мнению, Ducati и Yamaha по части электроники все еще впереди, но в Австралии это расстояние действительно стало сокращаться — лучший пилот марки Марк Маркес не только перестал отставать от быстрейших на секунду, но и возглавил протокол последнего дня. Мотоцикл у LCR Honda все еще прошлогодний, и Кэл ждет в Катаре новых компонентов. Например, нового заводского мотора второй версии, под который Маркес и Педроса настраивали электронику и настраивали довольно успешно, найдя базовую конфигурацию параметров.

Джек Миллер присоединился к своему напарнику Тито Рабату первый раз в сезоне, так как в Сепанге Тито работал один, пока Джек залечивал травмированную правую лодыжку. По словам австралийца, почти никакого дискомфорта этот момент ему не доставил, разве только при нажатии на задний тормоз — боль появлялась при движениях ноги. Пока оба пилота Estrella Galicia Marc VDS не блистают — в списке лучших времен всего теста их результаты попали на 15 (Джек) и 16 (Тито) места, с относительно небольшим отрывом от ориентира Маверика Виньялеса в 0,8 секунды. Таким образом, новичок MotoGP Рабат уже сравнялся со скоростью напарника… или так только на Филлип-Айленде.

Джек Миллер

Их мотоциклы — RC213V 2015 года — не лучшие машины в MotoGP для освоения новых шин и новой электроники, но и у этой техники есть скорость, что показал в Австралии Крачлоу со своим третьем временем теста. В завершающий день были аварии у обоих гонщиков — один лоу-сайд у Джека и два у Тито. Никаких травм они не получили, и не потеряли свою скорость на следующих выездах: свои лучшие времена оба райдера поставили на последнем круге по треку, то есть после аварий.

 

YAMAHA

«Я сделал выбор в пользу мотоцикла, похожего на 2015-й, потому что езжу на нем быстрее, но самое главное то, что мне комфортнее на нем.  На новом мотоцикле я, на самом деле, не так уж и далеко от темпа на мотоцикле 2015, но все равно теряю драгоценные сотые»

Валентино Росси, Movistar Yamaha

Валентино Росси

 Гонщик     Кругов       Лучшее время   Отставание от лидера* (в среднем)
Хорхе Лоренсо 144 1:29.357 (день 2) 0,41 с
 Валентино Росси 155 1:29.404 (день 2) 0,27 с
Брэдли Смит 147 1:29.992 (день 2) 0,95 с
Поль Эспаргаро 130 1:29.718 (день 3) 0,79 с
*Без учета первого дня, когда из-за погоды не все пилоты поставили быстрые круги

Наверное, самым интригующим вопросом в гараже Movistar Yamaha был тот, что связан с конструкцией YZR-M1 для этого сезона: выберут ли пилоты новую и серьезно переработанную версию с топливным баком в хвосте мотоцикла или же предпочтут эволюционную версию шасси 2015 года, в котором стоит модернизированный мотор и подвеска под резину Michelin. В Австралии у Хорхе Лоренсо и Валентино Росси больше всего симпатий вызвала эволюционная версия — с ней они бы хотели начать чемпионат. Потерял ли актуальность «настоящий» мотоцикл 2016 года? Пока определенности нет — по скорости он только немного уступает предшественнику.

В принципе можно понять, почему так получилось: идея такого YZR-M1 появилась в прошлом году на основе изучения данных поведения прошлогодних «черновых» составов Michelin, из-за которых на тестах просходили десятки лоу-сайдов. Перенос топливного бака назад должен был изменить баланс мотоцикла и снять часть напряжения с передней шиной — та слабовата цеплялась за асфальт в протяженных поворотах. Но так было в прошлом году. Michelin поработал над ошибками, добавил зацепа передней шине и гонщики уже почувствовали себя увереннее. После такого похоже, что тот экспериментальный M1 немного потерял в своей актуальности.

Хорхе Лоренсо

«Для нас Сепанг был невероятным тестом. Тут вещи полностью изменились, так как конфигурация трека противиположная. Посмотрим, что будет в Катаре.»

Хорхе Лоренсо, Movistar Yamaha

Баланс сил внутри заводской команды выровнялся: Валентино Росси в Австралии уже ездил со скоростью Хорхе Лоренсо и в целом, видимо, уехал с острова в более позитивном настрое. Испанец отмечал, что на Филлип-Айленде управлять мотоциклом стало в три раза тяжелее физически: в повороте под тягой байк не так сильно цепляется передним колесом, как с Bridgestone, задняя — наоборот, цепляется очень сильно и изнашивается быстрее, и третье — отсутствие в новой электронике «стратегических» алгоритмов, которые раньше меняли настройки параметров в течение всего заезда, чтобы максимально уменьшить падение динамики при износе резины.

Вообще, судя по комментариям Валентино, по сравнению с напарником он чувствовал себя действительно комфортно. Обоим было сложно в первый дождливый день: Лоренсо проехал 24 мокрых круга и всего два сухих, Росси же почувствовал, что адаптация М1 под Филлип-Айленд потребует основательно засучить рукава — основательнее, чем в Сепанге… но наступил теплый солнечный четверг и работа пошла гораздо бодрее. Доктора немного волновала разве что передняя шина — многие пилоты в Австралии почувствовали, что под тягой ей не хватает сцепления. Лоренсо тем временем работал по трем вышеназванным направлениям и уже не ощущал той же легкости, что в Малайзии. Кроме того, в отличие от напарника, одно падение он все-таки допустил — в последний день, перетормозив на спуске с холма Люки Хайтс. Вообще, пятница у #99 получилась неудачной не только из-за этого: ни горячего круга, ни гоночной симуляции у испанца сделать не получилось. В первом случае он прервал круг из-за аварии Юджина Лаверти перед ним — в тот момент на его мотоцикле стояла единственная оставшаяся свежая задняя шина, поэтому он не стал делать второй круг и заехал в боксы, где механики подготовили его М1 под гоночную симуляцию. Она не продлилась и круга из-за того падения на торможении.

Брэдли Смит

«(Полностью бесшовная КПП) отлично работает. Теперь нам стало проще настраивать мотоцикл. Мы стали стабильнее на входах в повороты. С новой электроникой очень важно иметь как можно больше таких маленьких, но улучшений»

Брэдли Смит, Yamaha Tech 3

Парни из Yamaha Tech 3 продолжали оценивать мотоцикл, на котором был выигран последний чемпионат MotoGP. По сравнению с сателлитным М1 2015 года у нового в конструкции есть несколько полезных улучшений — двусторонняя бесшовная КПП и измененный баланс шасси, который меньше загружает перед на торможении. В остальном была почти та же работа, что у всех остальных: настройка мотоциклов под новые шины, изучение поведения на изношенной резине, и т.д.

На этом тесте Поль оказался быстрее Смита — под окончание последнего дня он занялся горячим кругом и добился времени 1:29.718 — это девятая позиция в совмещенном протоколе. Отставание от абсолюта Виньялеса составило 0,587 секунды — неплохо, хотя райдеры Movistar Yamaha все равно на три десятых быстрее.

Поль Эспаргаро

Брэдли видит пользу от выбора заводских пилотов модернизированного мотоцикла 2015 года вместо новой модификации — так сходство с сателлитными байками будет выше, чем можно будет воспользоваться на первых этапах сезона. Англичанин уже уверен в базе своего байка и настройках на гонку, хотя в Австралии по части быстрого круга у него были сложности — в последний день его отставание от лидера составило секунду, что забросило пилота Tech 3 на 16 строчку протокола. Интересно, насколько сильно уплотнились результаты по сравнению с Малайзией: там секундное отставание от Хорхе Лоренсо означало, что пилот показал второе-третье время дня. Здесь в секундную пропасть от Маверика Виньялеса попало сразу 16 райдеров. В этом весь Филлип-Айленд.

2 часть >>