1950 — 1959

1950

Мазетти против Дюка, Gilera против Norton

Очков Гонщик Мотоцикл Подиумов Побед Примечание
28 (29) Умберто Мазетти Gilera 4/6 2/6 Финишировал во всех гонках
27 Джефф Дюк Norton 3/6 3/6 2 схода
17 Лесли Грэм AJS 2/6 1/6 2 схода

В календаре те же самые шесть этапов, что и в первом сезоне. Главные действующие лица 49-го — Лесли Грэм и Нелло Пагани, — на этот раз не вошли в тройку призеров, уступив дорогу новым именам. Пришла очередь Италии заполучить своего чемпиона, и им стал Умберто Мазетти, которого по-дружески звали Мики Маусом. Как и год назад, двух претендентов разделило минимальное число баллов — один.

Систему подсчета очков немного изменили, и в зачет шли лучшие четыре результата, а не три. Таким образом, теперь гонщику с большим количеством побед пришлось больше платить за свои сходы, а тот, кто стабильно набирал очки при меньшем количестве побед, повышал свои шансы.

Мазетти взял две победы, Дюк — три, но на остальных трех этапах Дюк попадал мимо подиума. Кроме того, свою роль сыграл и странный случай на финале в Монце, домашней гонке Мазетти: итальянский пилот за несколько минут до финиша потерял ход и начал отпускать лидера гонка Дюка вперед. Организаторы выбросили клетчатый флаг за круг до конца и Умберто всё-таки добрался вторым. При этом он действительно рисковал титулом — если бы не очки за серебро, чемпионом стал бы победитель заезда Джефф.

Арчизо Артезиани, бронзовый призер предыдущего чемпионата, перешел на MV Agusta, «пятисотку» для которой создал бывший инженер Gilera Пьеро Ремор. Артезиани на новом мотоцикле попал на подиум финальной гонки в Италии, и принес марке её первый большой топ-3.

 

1951

Дюк против Милани, Norton против Gilera

Очков Гонщик Мотоцикл Подиумов Побед Примечание
35 (37) Джефф Дюк Norton 4/8 4/8 Единственный титул Norton
31 Альфредо Милани Gilera 4/8 2/8 Лучший сезон в GP500
21 Умберто Мазетти Gilera 3/8 1/8 Пропуск этапа (травма)

Сезон вырос на две гонки в Испании и Франции. Подсчет очков изменился вслед за ростом календаря: в зачет пошли пять лучших результатов из восьми максимальных.

Этот сезон стал годом реванша для Джеффа Дюка. Если в 50-м англичанин чуть-чуть не дожал чемпионат, то теперь у него всё получилось: четыре победы и первый титул чемпиона. Умберто Мазетти не оказал равной конкуренции и не удержал свое чемпионство, выиграв только гонку  в Испании на старте сезона. На второй в Швейцарии он травмируется и остается без очков, испытывая в дальнейшем сложности после аварии. Кроме того, его также опередил другой пилот Gilera Альфредо Милани.

1951-й был единственным победным сезоном одноцилиндрового мотоцикла в GP500. Не сильно шустрый, но юркий и плавный Norton Manx, плюс талант Дюка — и итальянская техника снова получает ответный удар. Иронично, что очень скоро англичанин сам начнет регулярно бить спортсменов на таких мотоциклах, и он будет это делать как раз на «итальянке».

 

1952

Мазетти против Грэма, Gilera против MV Agusta

Очков Гонщик Мотоцикл Подиумов Побед Примечание
28 Умберто Мазетти Gilera 4/8 2/8 Второй титул, 3 схода
25 Лесли Грэм MV Agusta 3/8 2/8 3 схода
22 Редж Армстронг Norton 2/8 2/8 3 схода

Чемпионат все также состоит из восьми этапов, есть одна перестановка — Германия вместо Франции.

На главные роли вернулись герои недавнего прошлого — первый чемпион GP500 Лесли Грэм (теперь на MV Agusta) и второй чемпион Умберто Мазетти. Практически до конца сезона наравне с этими двумя райдерами боролся и ирландец Редж Армстронг (Norton), но в концовке он сдал, когда впереди было две гонки, и оставил двух претендентов биться один на один. Техничные треки закончились и оставались только супербыстрые Монца и Монжуик, на которых Редж и его одноцилиндровый «англичанин» не имели шансов справиться с четырехцилиндровыми итальянскими аппаратами.

И Мазетти, и Грэм выиграли по два заезда, допустив также и три схода. Более ровные и результативные выступления итальянца подарили ему второй титул. Впрочем, Лесли финишировал сразу за ним: 28 очков против 25. Пилот Gilera обошел соперников даже при том, что Gilera традиционно пропускала Isle of Man TT, куда, естественно, заявились Лесли с Реджем. Грэм второй год как работал вместе с «Агустой» над ее 500-кубовым байком — быстрым, но еще трудноуправляемым аппаратом. Те две победы, которые англичанин добыл в 52-м, были первыми для MV Agusta в премьер-классе, и первыми в длинной истории успехов ее 500 Quattro, который будут выставлять на треки по 1965-й включительно.

Действующий чемпион Джефф Дюк провел четыре этапа, во второй половине сезона не участвовал из-за травмы. В следующем году он начнет выступать за Gilera, что не вызовет теплого отклика у его родной британской прессы. Тем не менее, Джефф хотел снова побеждать, и делать это на Norton стало проблематично.

 

1953

Gilera лучше всех

Очков Гонщик Мотоцикл Подиумов Побед Примечание
38 Джефф Дюк Gilera 5/9 4/9 Третий титул
24 (30) Редж Армстронг Gilera 5/9 0/9 Самый стабильный гонщик
18 Альфредо Милани Gilera 3/9 1/9 3 схода

Календарь снова увеличился, но новых этапов на самом деле не было: теперь Германия и Франция присутствовали одновременно, что довело число остановок до девяти. За пределы Европы и Великобритании чемпионат по-прежнему не выезжает. Интернациональность обспечивают лишь несколько райдеров из Австралии, Новой Зеландии и Родезии (Зимбабве).

Отношения чемпиона Умберто Мазетти со своей командой подпортились после того, как Gilera заполучила себе его соперника, Джеффа Дюка. Итальянец почувствовал, что завод четко отдает приоритет англичанину, повздорил с директором команды и пропустил сезон, сменив фокус на домашний чемпионат. Лесли Грэм, другой сильный гонщик и экс-чемпион Гран-При, погиб в гонке Isle of Man TT. MV Agusta осталась без своего пилота №1 и временно пропала с радаров, так как другие её гонщики были далеки от уровня выступлений Грэма.

Сезон прошел под диктовку парней из Gilera — Джеффа Дюка, Реджа Армстронга и Альфредо Милани. Дюк с первой попытки выиграл в новой команде и стал двухкратным чемпионом мира, тогда как Армстронг — вновь серебряным призером. Несмотря на одинаковую технику и стабильные результативные выступления, ирландец не выиграл ни одной гонки, зато Джефф отметился четырьмя победами.

 

1954

Вновь год Дюка

Очков Гонщик Мотоцикл Подиумов Побед Примечание
40 (46) Джефф Дюк Gilera 6/8 5/8 Абсолютное доминирование
20 Рэй Эмм Norton 3/8 1/8 2 схода
16 Кен Кавана Moto Guzzi 2/8 0/8 3 схода

Мотофедерация FIM оставляет в чемпионате те же девять остановок, из которых в зачет не пошел Гран-При Ольстера — гонку прервала плохая погода и её не возобновили, потому что никто не проехал минимальную дистанцию. Соревнования переживают первый большой кризис, а именно вырастает напряженность между ФИМ и мотопроизводителями, которым такой длинный сезон не по вкусу — это удорожает участие. Некоторые марки грозятся уйти, однако пожар ликвидирован решением не присуждать в этом году кубок конструкторов.

Действующий чемпион перешел от побед с небольшим перевесом до абсолютного доминирования, взяв пять золотых кубков подряд из семи возможных. Прямой конкуренции у него не было, соперники страдали от ненадежности своих байков либо от аварий. Сильнейшие итальянцы последних лет — Умберто Мазетти, Альфредо Милани и Нелло Пагани, — выступили на единичных этапах, предпочтя сфокусироваться на домашних мотогонках, и оставив Дюка почти в одиночку собирать урожай наград.

Ближе всех к чемпиону находятся родезиец Рэй Эмм в седле Norton и австралиец Кен Кавана в седле Moto Guzzi. У них получилось разбавить прошлогоднее доминирование Gilera, хотя Дюка это не беспокоило. Из Эмма равнозначной замены Дюку не вышло, поэтому уровень Norton в 54-м понизился. MV Agusta нанимает англичанина Дики Дэйла, и у него получается вернуть марку в борьбу за большие призы, но, как и в случае с Norton, замена уступает по уровню Лесли Грэму. Дэйл занимает в сезоне четвертое место с одной победой.

 

1955

Гонщики против организаторов

Очков Гонщик Мотоцикл Подиумов Побед Примечание
36 Джефф Дюк Gilera 5/8 4/8 Четвертый и последний титул
30 Редж Армстронг Gilera 5/8 1/8 Вновь вице-чемпион
19 Умберто Мазетти MV Agusta 4/8 1/8 В половине гонок не участвовал

Впервые календарь чемпионата уменьшился — он навсегда потерял Швейцарию. Эта страна надолго отказалась от всех гонок вообще после жуткой катастрофы с массовыми жертвами на «24 часах Ле-Мана» во Франции.

Данный сезон тоже получился практически вакуумным, очень разряженным из-за того, что постоянными участниками чемпионата стали, по сути, только двое из конюшни Gilera: вновь чемпион Джефф Дюк и вновь вице-чемпион Редж Армстронг, так что особенной конкуренции нет. Правда, слово «конкуренция» для сезона 1955 не подходит совсем, так как абсолютное большинство райдеров приехало только на один-два этапа. Плотность сезона наглядно показывает такой факт: бронзовый призер Умберто Мазетти (он перешел на MV Agusta)  проехал только четыре гонки из восьми, и этого двухкратному чемпиону хватило на топ-3. Редж Армстронг смог одержать победу в одной гонке, а также одолеть Дюка на финале в Монце. Во всех остальных случаях лидер Gilera не дает повода себя упрекнуть.

В виду того, что на трассах ничего особенного не происходило, главным событием того чемпионата можно выделить забастовку гонщиков в Ассене, к которой присоединились и Дюк с Армстронгом. Участники соревнований потребовали у организаторов больше денег за выход на старт, так как собралось очень много зрителей — следовательно, у  забастовщиков был аргумент в свою пользу, иначе они угрожали бойкотом этапа. Пилотам было с чем сравнить — в те годы очень приличные деньги можно было заработать на внечемпионатных соревнованиях, а за Гран-При платили значительно меньше. Требования были удовлетворены, гонки состоялись, причем это был первый раз, когда Dutch TT прошел на настоящем гоночном кольце, до этого использовался старый открытый маршрут между соседними поселками.

Джефф и Редж за участие в акции заплатили свою цену — осенью FIM отстранит их от гонок на полгода, что почти автоматически рушит обоим шансы на сезон 1956. Кроме них, наказаны были и другие участники.

 

1956

Год Сертиза и MV Agusta

Очков Гонщик Мотоцикл Подиумов Побед Примечание
24 Джон Сертиз MV Agusta 3/6 3/6 Первый титул MV Agusta
16 Вальтер Целлер BMW 2/6 0/6 Единственный топ-3 BMW
14 Джон Хартл Norton 2/6 1/6 Участвовал в 2 гонках

Ощущается эхо прошлогодней трагедии на «24 часах Ле-Мана»: чемпионат перестает ездить в Швейцарию, временно отказываются от больших мотогонок также Франция и Испания. Moto Guzzi привозит на некоторые трассы суперэкзотический мотоцикл с 500-кубовым восьмицилиндровым мотором, который также выставят и на несколько гонок в следующем сезоне. Аппарат мог разгоняться до 280 км/ч и в целом имел неплохой потенциал в развитии, однако его история быстро завершится из-за ухода Moto Guzzi из Гран-При.

Ситуация со здоровьем и уровнем интриги в Гран-При стала превращаться из не очень здоровой в очень нездоровую. Даже можно сказать, абсурдную, и от того по-настоящему печальную: сезон 1956 содержал шесть этапов (то есть как в самом первом году), а единственным пилотом, который вышел на старт всех шести, стал немец Вальтер Целлер на заводском BMW RS54, который не принес ему ни одной победы. Этот оппозитный двухцилиндровый «немец», как и современные мотоциклы Великобритании и Италии, изначально проектировался как атмосферный.

Сезон стал лучшим для немецкой марки в этом чемпионате, и возможно, что фирма из Баварии, которую не так давно не хотели допускать к большим гонкам из-за ее «заслуг» в милитаризации нацистской Германии, могла добиться более серьезных результатов. Однако, гоночная програма BMW в пятисотках просуществовала недолго и не решила проблемы с управляемостью RS54 для равной борьбы с более маневренными «итальянками». По крайней мере, с мощностью проблем не было. Их внимание было сосредоточено на мотоциклах с колясками — этот зачет находился практически под абсолютной «оккупацией» немцев с 1954 по 1973 год.

Талантливый англичанин Джон Сертиз получил место в заводской MV Agusta, которая наконец-то нашла действительно быстрого и перспективного гонщика. Он выиграл первые три гонки сезона, и на этом его участие в чемпионата 1956 завершилось. Так как заездов было всего шесть, а в зачет  шли лучшие четыре, то 24 баллов за три золота хватило с запасом. Целлер больше 16 заработать не смог. Самый абсурдный момент: Джон Хартл с одним золотом и одним серебром получил бронзу чемпионата. Давние соперники Джефф Дюк и Умберто Мазетти опять далеко от главных событий.

Джефф и его сокомандник Армстронг из-за дисквалификации FIM пропустили первые этапы сезона, но за ними по-прежнему стояла сильная Gilera, а Дюк сохранял математическую возможность продолжить свою серию триумфов. Не получилось: на его долю выпали три «баранки» подряд, после чего в Монце все-таки добрался до финиша и победил. Была аналогичная возможность и у Реджа  — при условии, что ирландец тоже выиграл бы больше этапов, чем Сертиз. История этого ездока Gilera закончилась аналогичным образом, так как он взял одно-единственное золото.

Вот почему MV Agusta спокойно завершила чемпионат досрочно, и дело не только в том, что Сертиз вскоре попадет в аварию и сломает руку: когда закончился третий этап в Бельгии, Сертиз его выиграл, а Дюк с Армстронгом, только включившиеся в чемпионат, не добрались до финиша. С гонки на Спа-Франкоршам каждый из них должен был начать выигрывать, чтобы стать чемпионом. У пилотов Gilera был единственный шанс и никакого права на ошибку, поэтому победа Джона и сходы его конкурентов означали, что золото достается ему.

Сертиз в свои 22 года был по любым меркам очень молодым чемпионом, а по меркам тех времен — и подавно. Для сравнения: Лесли Грэму, первому из чемпионов премьер-класса, в 1949-м было 38 лет. MV Agusta также впервые перехватывает у земляков кубок конструкторов.

 

1957

Год Либерати и Gilera

Очков Гонщик Мотоцикл Подиумов Побед Примечание
32 (38) Либеро Либерати Gilera 4/6 3/6 Последний титул Gilera
20 Боб Макинтайр Gilera 3/6 1/6 Участвовал в 4 гонках
17 Джон Сертиз MV Agusta 2/6 1/6 3 схода

Примерно такой же пустой сезон, как предыдущие: шесть этапов и почти полное отсутствие постоянных участников. Чемпионат понес серьезные потери по ударной силе разных марок: заводское участие прекратили такие компании, как Norton, AJS и BMW, MV Agusta сама едва не передумала. Конечно, сами мотоциклы этих производителей никуда не исчезли, так как многочисленным частникам надо было на чем-то выступать. В Гран-При впервые разрешили участвовать двухтактным байкам, но их время в премьер-классе настанет еще не скоро.

Изменился только победитель: Джон Сертиз из-за технических сходов и продолжающихся проблем со сломанной рукой ослабил свои прошлогодие позиции и закончил третьим, титул же вернулся к Gilera благодаря четырем победам Либеро Либерати. Итальянский пилот в основном участвовал в домашних гонках, и 57-й был единственным, когда он провел полный год в Гран-При. Кроме титула в GP500, Либерати стал серебряным призером в GP350 — неплохо для единственной попытки! Его напарник Боб Макинтайр на финале в Монце стал вице-чемпионом, набрав 20 очков против 32 зачетных у Либерати. В той же гонке Сертиз сам претендовал на серебро, но англичанин провел ее неудачно и не попал на подиум.

 

1958

Начало длинной эры MV Agusta

Очков Гонщик Мотоцикл Подиумов Побед Примечание
32 (48) Джон Сертиз MV Agusta 6/7 6/7 Полное доминирование
20 Джон Хартл MV Agusta 4/7 0/7 2 схода
13 Джефф Дюк BMW & Norton 1/7 1/7 После 4 этапов поменял BMW на Norton

Организаторам удалось договориться о проведении этапа в Швеции, что немного расширило географию чемпионата — прежде в Скандинавии он не останавливался.

Меняется внешний облик мотоциклов после запрета на большие обтекатели, которые признаны опасными из-за очень большой парусности. Это чревато на открытых участках дорог, где сильный боковой ветер мог переместить траекторию мотоцикла в сторону ближайшего дерева. Во всяком случае, здоровенные обтекатели причудливых форм, закрывавшие больше половины байка, придавали технике оригинальности, и так как их иногда выколачивали вручную, блестящая поверхность получалась неаккуратной, с небольшими вмятинами, за что такие мотоциклы называли «мусорными ведрами» (dustbin).

В категории GP500 большая потеря — уход заводской команды Gilera, так же в других кубатурах поступили и Moto Guzzi с FB-Mondial. Интерес публики и мотопроизводителей к чемпионату продолжает снижаться, рынок мотоциклов приходит в упадок, для гонщиков участие в MotoGP и не особо престижно, и не прибыльно. Интрига в борьбе за титул отсутствует: Джон Сертиз выигрывает второй чемпионат с шестью одержанными победами, его напарник вице-чемпион Джон Хартл по общему числу очков проигрывает более чем вдвое.

MV Agusta надолго остается единственной заводской командой. С одной стороны, частично сохранено лицо чемпионата, которому позарез нужны крупные игроки. С другой, ресурсы итальянской маркой во много раз раз перекрывают возможности гонщиков-частников, так что судьбы будущих титулов вполне ясны.

Джефф Дюк вернулся на полный сезон после двух урезанных чемпионатов (1956 испорчен дисквалификацией, 1957 — травмой в межсезонье). Последний титул взят в 55-м. Вернуть былую славу после ухода Gilera теперь гораздо труднее. У MV Agusta есть свои гонщики, поэтому англичанин довольствуется недолгим партнерством с BMW, который вкладывает небольшие силы в подготовку своих байков после ликвидации заводской команды. Партнерство заканчивается после четырех неудачных гонок, и Дюк спустя много лет и зим снова идет к Norton — английская марка тоже готовит мотоциклы для гонок, хотя по-крупному не развивает их. Экс-чемпиону удается выиграть новый Гран-При Швеции, который проигнорирован заводской MV Agusta.

Так он становится бронзовым призером 1958 года. Эту позицию пилот из Британии в последний момент защищает от земляка и другого человека BMW Дики Дэйла. Впрочем, Дэйлу не повезло, потому что на заключительной гонке в Монце он не смог воспользоваться неудачей Дюка — подиум принес бы третье место именно ему, не выстави MV Agusta у себя дома армию своих пилотов из итальянского чемпионата. Дэйла одолела тройка в лице Сертиза, Ремо Вентури и ветерана Умберто Мазетти.

 

1959

Непобедимый

Очков Гонщик Мотоцикл Подиумов Побед Примечание
32 (56) Джон Сертиз MV Agusta 7/7 7/7 Победил на всех этапах
22 (24) Ремо Вентури MV Agusta 4/7 0/7 Участвовал во всех гонках
17 (22) Боб Браун Norton 3/7 0/7 Финишировал во всех гонках

Календарь 1959 года состоял из восьми этапов, но не все были частью чемпионата мира. Состоялось возвращение Франции, а тем временем шведскую гонку лишили статуса мировой из-за прошлогодних проблем с безопасностью на местном треке Хедемора. В общем, как и год назад, вновь семь остановок.

Немного увеличивается число пилотов, которые выходят на старт всех гонок. Борьба за титул формальна, так как Джон Сертиз установил абсолютный рекорд и выиграл все семь заездов, то есть показал максимально возможную результативность на уровне 100%. Новый напарник Ремо Вентури сыграл роль оруженосца, подвинув парней на устаревающих «синглах» Norton — Боба Брауна и Джеффа Дюка, — на строчку вниз.

Благополучный сезон для первой четверки в зачете, у которой за весь год не было ни сходов, ни столкновений с кем-либо. Состоялся последний сезон Дюка в Гран-При. Он не принимал участие в каждом этапе, поэтому в итоге отдал финальную третью позицию Брауну — единственному пилоту кроме Сертиза, в 59-м набравшим баллы во всех гонках. Впрочем, Дюк приезжал выше него на последних трех этапах, на подиумы, включая финал в Монце, так что завершение гранприйной карьеры у известного англичанина получилось вполне хорошим. Он проиграл только паре заводских MV Agusta.