2010 — 2019

2010

Марш Хорхе Лоренсо

Очков Гонщик Мотоцикл Поулов Побед Подиумов Примечание
383 Хорхе Лоренсо Yamaha 7/18 9/18 16/18 Рекорд по очкам, квалифайер года
245 Дани Педроса Honda 4/18 4/18 9/18 Пропуск 3 этапов (травма)
233 Валентино Росси Yamaha 1/18 2/18 10/18 Пропуск 4 этапов (травма)

MotoGP задерживается в Европе на этап дольше после добавления нового трека Motorland Aragon. Он оказывается четвертым испанским Гран-При, и даже пятым, если посчитать Эшторил из соседней Португалии.

Идет третий сезон доминирования Yamaha. Хорхе Лоренсо удалось собрать воедино все компоненты, необходимые для победы: он был стабилен весь год, обходился без сходов и дорогостоящих ошибок. Прямой битвы с Валентино Росси, как в 2009-м, не было, так как итальянец сильно травмировался на практике четвертого этапа в Италии, и вернулся в строй под завершение первой половины сезона в Германии.

Дани Педроса и Кейси Стоунер так же провели не лучшие чемпионаты. Стоунер испытывал трудности с последней версией Ducati и наделал много ошибок, пять раз не доехав до финиша. Педроса выступал значительно эффективнее, хотя и не настолько, как Лоренсо. Испанец из Repsol Honda показывал свой самый результативный чемпионат в MotoGP — по завершении двух третей сезона за его плечами осталось четыре победы, которые для Дани являются личным рекордом в премьер-классе (на данном отрезке чемпионата). Всё изменилось на ГП Японии, когда райдер пострадал из-за заклинившего газа. Сломав ключицу и ногу, он пропустил следующие три старта. Перед Японией Педроса располагал 228 очками против 284 у Лоренсо.

Почти одновременно с крушением надежд Дани на чемпионат в дело вернулись Стоунер и Росси. Оба снова начали встречать друг друга на подиуме. Пилоты сражались за третье место в зачете, и как в концовке предыдущего чемпионата, Кейси из-за пилотской ошибки упустил эту возможность, когда на предпоследней гонке в Португалии упал. Оба закончили год недалеко от вице-чемпиона Педросы (245-233-225).

2010-й стал худшим годом в их текущих командах: #46 победил два раза, #27 — три раза. На этой минорной ноте они поменяли мотоциклы: Росси переходил в Ducati на место Стоунера, Стоунер переходил в Honda на построенный для него третий мотоцикл (Педроса и Довициозо сохраняли свои места).

Хорхе Лоренсо за год пропустил два подиума, в 14 заездах был первым либо вторым. Он стал первым испанским чемпионом после Алекса Кривье, победившего в 99-м, и принес победу, которую в Испании с 2006-го ждали от Педросы. Впервые в MotoGP первые две строчки зачета заняты испанцами.

 

2011

Стоунер опускает занавес эпохи

Очков Гонщик Мотоцикл Поулов Побед* Подиумов* Примечание
350 Кейси Стоунер Honda 12/18 10/17 16/17 Первый и последний чемпион эры GP800
260 Хорхе Лоренсо Yamaha 2/18 3/17 10/17 Пропуск 3 этапов (травма)
228 Андреа Довициозо Honda 0/18 0/17 7/17 Последний год в Honda
*Гонка ГП Малайзии отменена из-за фатальной аварии Марко Симончелли

Битва за чемпионат в последний сезон 800-кубового регламента была похожа на первый, так как её с большим отрывом выиграл Кейси Стоунер. Австралиец бывал на подиуме в 16 случаях из 17, 12 раз начинал гонки с первых позиций. Подобно другим сезонам эры, остальные претенденты в определенные моменты перестали угрожать позициям будущего чемпиона. На момент середины сезона между ним и преследователем Хорхе Лоренсо отрыв был скромным (168-153). Во второй части динамика чемпионата поменялась в пользу лидера зачета.

Дани Педроса начал чемпионат не хуже напарника Стоунера, пока не произошел инцидент по ходу гонки во Франции — там в испанца врезался Марко Симончелли, после чего Дани пропустил три этапа. Защищавший титул Хорхе Лоренсо по сравнению с 2010-м выступал хуже и проиграл Стоунеру больше битв, чем выиграл. Испанец тоже не смог провести год без потерь: его травма в Австралии за три этапа до конца означала, что на них он выступить не сможет. Андреа Довициозо позициям никак не угрожал, и Лоренсо стал вице-чемпионом.

Наличие Стоунера позволило Honda взять в 2011 году тройную корону: личный зачет, зачет команд и кубок конструкторов. Марка вернулась на места, которые последние годы поочередно занимали Ducati и Yamaha. Напарник Лоренсо Бэн Спис, который пришел на место Валентино Росси, далек от уровня Доктора, и так как Лоренсо не лучшим образом провел сезон, Yamaha не имеет реальной возможности остановить заводскую Honda.

Валентино не конкурировал с Стоунером и Лоренсо, так как первый год в Ducati оказался значительно хуже, чем предыдущий чемпионат со сломанной ногой на Yamaha. Во Франции Росси поднялся на подиум, в зачете стал седьмым. Сначала итальянец ехал неплохо, после семи этапов у него было пять финишей в топ-5, потом результаты упали. После ухода Стоунера итальянская марка уходит в середняки и относительно соперников находится примерно на том уровне, на котором была до 2006 года. Это первый сезон после 2004-го без побед.

Случилась первая трагедия с момента гибели Дайдзиро Като в 2003 году: в Малайзии по ходу заезда погиб Марко Симончелли, который всё равно сохранил позицию лучшего частного пилота (шестой).

 

2012

Лоренсо отражает удар Repsol Honda

Очков Гонщик Мотоцикл Поулов Побед Подиумов Примечание
350 Хорхе Лоренсо Yamaha 7/18 5/18 16/18 Также квалифайер года
332 Дани Педроса Honda 5/18 7/18 15/18 Лучший сезон в карьере
254 Кейси Стоунер Honda 5/18 6/18 10/18 Пропуск 3 этапов (травма)

Класс MotoGP подрастерял массовости, взлет расходов после введения регламента 2007 года и экономический кризис 2008-го оставили след — спутникам сложно выживать, некоторые заводские проекты закрываются. FIM внедряет класс CRT (Claiming Rule Teams), похожий на попытку вернуть этакое гаражное творчество начала 70-х, но на более высоком уровне, как в 90-х, когда шли эксперимены с шасси под моторы Yamaha.

Суть класса — в разрешении делать разные комбинации моторов, шасси и электроники с предоставлением скидок в виде повышенных лимитов на топливо, моторы и шины, а также наличии правила, по которому можно было продавать аппараты заводским командам по их требованию. Планировалось, что изменение баланса регламента в пользу частников сделает их мотоциклы конкурентными и востребованными.

Первый чемпионат по старому-новому литровому регламенту принес первую большую битву за титул с 2009 года. Схожая результативность Хорхе Лоренсо, Дани Педросы и Кейси Стоунера позволила всем троим закончить первую половину сезона недалеко друг от друга (185 — 166 — 148). В Индианаполисе на первой после летнего перерыва гонке Стоунер получил  травму ноги, хотя и не снялся с заезда. Тем не менее, ему пришлось взять три этапа на лечение, на чем его кампания по защите титула завершилась. Педроса принялся отыгрывать отрыв от Лоренсо, что ему очень хорошо удавалось.

К середине года Хорхе более-менее завладел инициативой: у него было пять побед, у Кейси — четыре, у Дани — одна. Во второй части Педроса показал фантастический рывок, взяв шесть золотых наград из девяти возможных. Испанца остановила пара неприятностей. В Мизано он стал жертвой аварии с Эктором Барберой, на Филлип-Айленде уронил байк в низовку. На финальной дождевой гонке в Валенсии Педроса победил, тогда как уже чемпион Лоренсо упал и ничего не заработал. Для Дани победа была одной из самых впечатляющих за всю карьеру, так как он проехал под флагом на 37 секунд раньше обладателя серебра Катсуюки Накасуга (тест-пилота Yamaha), и это при том, что заезд #26 начал с пит-лейна за позднюю замену байка на тот, что был обут в слики.

Стоунер закончил на подиуме три гонки из четырех, которые провел после лечения. Одну австралиец выиграл — это была шестая подряд в Австралии и последняя в MotoGP. После 2012-го он завершил выступления в чемпионате, почуяв, что начинает терять интерес. В период 2006 — 2012 гонщик #27 четыре раза становился призером. Пара Стоунер-Педроса сильнее, чем Лоренсо-Спис, так что кубок конструкторов остается у Honda.

Валентино Росси показал на Ducati более результативный год, чем предыдущий. Если в 2011-м он сходил и сам, и по вине других ездоков, то в этом сезоне Доктор допустил единственную серьезную ошибку, упав на Лагуна Секе. Кроме того, он взял два подиума против одного в первый год, и завершил сезон на позиции выше (шестой). Также оба раза набирал больше очков, чем его напарник Ники Хэйден. В 2013-м снова будет выступать за Yamaha.

Андреа Довициозо словно не заметил, что сменил заводскую команду на спутник. В единственный год за Yamaha Tech 3 он забрал четвертое чемпионатное место, шесть подиумов и 218 очков. Тем самым он почти повторил свои числа 2011-го, когда в Repsol Honda было третье место, семь подиумов и 228 очков.

 

2013

Новичок ломает всем игру

Очков Гонщик Мотоцикл Поулов Побед Подиумов Примечание
334 Марк Маркес Honda 9/18 6/18 16/18 С первой попытки, квалифайер года
330 Хорхе Лоренсо Yamaha 4/18 8/18 14/18 Упустил титул в последней гонке
300 Дани Педроса Honda 2/18 3/18 13/18 Лидировал до середины сезона

Дебют свежего североамериканского трека Circuit of the Americas сохраняет количество этапов на уровне 18 (был убран ГП Португалии) и доводит число гонок в США до трех. Ввели двухступенчатый формат квалификации как ответ на серьезнейшие проблемы байков CRT. Чтобы медленные мотоциклы не мешали, 40-минутную сессию разделили на две 15-минутных, первая из которых должна отсеивать «недопрототипы».

Завершение карьеры Кейси Стоунера не уменьшило число топовых гонщиков в MotoGP, так как после него в Repsol Honda пришел действующий чемпион Moto2 Марк Маркес, в конце выигравший чемпионат с первого захода. Хорхе Лоренсо, Дани Педроса и Валентино Росси провели не настолько сказочный год.

Игру повели Лоренсо и Педроса, продолжив свой прошлогодний спор с того места, на котором остановились — Дани обладает небольшим преимуществом, но Хорхе сразу за ним. Две подряд травмы в Нидерландах и Германии сильно усложняют ситуацию для Лоренсо, но не только для него — в Германии также травмируется Педроса, который вел в чемпионате перед Хорхе и Марком (136-127-113). Лето 2013-го становится для Маркеса крайне урожайным, он выигрывает четыре гонки подряд и получает контроль над чемпионатом.

Подлечившись, Лоренсо и Педроса возвращаются на подиумы на постоянной основе и пытаются догнать Марка. Хорхе удается выступать результативнее, чем до травмы, в зачете он обходит Дани и после дисквалификации Маркеса в Австралии за пропуск обязательного пит-стопа возвращается в борьбу за титул. Три победы на трех последних гонках, тем не менее, не дают Хорхе шанса взять чемпионат, так как Марк оказывается в четырех баллах впереди. Дани заканчивает третьим. Лоренсо показал самую высокую результативность после перерыва, также перед двумя своими земляками-конкурентами (193 — 171 — 153).

Маркес провел исключительно качественный сезон. В 16 случаях из 18 он был на подиуме, выиграл шесть гонок и девять квалификаций. Два других испанца в летний перерыв отдали все силы, чтобы оправиться от травм и подойти ко второй части сезона максимально подготовленными. Вторая часть показала, насколько серьезными были намерения Лоренсо и Педросы: Лоренсо попал на подиум всех девяти гонок, Марк и Дани побывали на восьми подиумах. И все же молодой испанец был рассчетлив и почти безошибочен, поэтому его конкуренты не смогли «расплатиться» за дорогие ошибки в Германии.

Также Марк стал самым молодым чемпионом MotoGP (20 лет, 266 дней), забрав достижение 1983 года у Фредди Спенсера (21 год, 258 дней). У него получилось обновить рекорд в похожем по стилю чемпионате, так как Спенсер до последней гонки боролся за первый титул против многократного чемпиона (и тоже земляка) Кенни Робертса, одолев того с минимальным преимуществом.

Валентино Росси в Yamaha вел свою локальную войну против быстрых частников Кэла Крачлоу и Альваро Баутисты. Победив в Ассене (первая победа с 2010-го), Доктор начал закрепляться на позиции лучшего из остальных и в конце года стал четвертым. Ducati нащупывает новое дно, так как её пилоты первый раз остаются без призовых финишей вообще. Ники Хэйден завершает период выступлений 2009 — 2013 за Ducati.

Пилоту Yamaha чуть-чуть не хватает до титула, а самой марке — до кубка конструкторов: Honda опережает её на восемь очков (389 — 381) и оставляет кубок у себя на третий год подряд. Так как вся первая тройка чемпионата — пилоты из Испании, это первый случай с 2001 года, когда на итоговом подиуме все пилоты из одной страны. В тот раз это были итальянцы — Росси, Бьяджи и Капиросси.

 

2014

Марк эпохи Восхождения, Валентино эпохи Возрождения

Очков Гонщик Мотоцикл Поулов Побед Подиумов Примечание
362 Марк Маркес Honda 13/18 13/18 14/18 Также лучший квалифайер
295 Валентино Росси Yamaha 1/18 2/18 13/18 1 сход
263 Хорхе Лоренсо Yamaha 1/18 2/18 11/18 Впервые после 2008 вне топ-2

Прототипы CRT выполнили роль по заполнению решетки и оздоровлению чемпионата путем привлечения частных команд (большинство не задержалось). Класс просуществовал два года и был заменен на класс Open, который должен был уплотнить потенциал заводской и частной техники. Вместо медленных «самоделок» должны были появиться удешевленные версии настоящих прототипов с универсальной электроникой, к которым прилагались те же поблажки в регламенте. Заводской проект Ducati также включили в новый частный сектор — более либеральные правила должны были помочь марке отыграться после провального 2013 года.

Как и год назад, появление в календаре нового этапа не увеличило наполненность чемпионата в общем. Возвращение Аргентины (впервые после 1999-го) совпало с очередным устранением североамериканского кольца Лагуна Сека. Новинка календаря — трек Termas de Rio Hondo.

Марк Маркес защитился и стал первым райдером в чемпионате с 2009-го, который выиграл два чемпионата подряд. Для испанца это год больших рекордов: он установил новую планку по победам и поулам за сезон — до 2014-го эти цифры оставались нетронутыми с суперсезона 1997 Мика Дуэна, в котором австралиец 12 раз стартовал первым и столько же раз первым финишировал. В 2014-м в статистику чемпионата были вбиты новые цифры — 13 побед и 13 поулов за год. Однако, раньше сезон MotoGP был меньше — в 97-м провели 15 этапов, в 14-м — 18. Также за австралийцем сохранился рекорд серии побед с поула — 10, Марку удалось дойти до шести.

Пилот Honda в первой половине полностью доминировал, когда ушел на летний перерыв с девятью победами из девяти возможных. Затем стал сталкиваться с пилотами Yamaha, которые вернулись в борьбу за высшие результаты. Тем не менее, Маркес во второй половине выиграл четыре заезда из девяти — ровно столько взяли на двоих Валентино Росси и Хорхе Лоренсо. В перерывах между победами начинает допускать ошибки.

Успехи Маркеса ковались на фоне непростого старта сезона у заводской Yamaha — её пилоты попадали на подиум, но были и гонки, когда подиумы упускались или кем-то одним, или двумя одновременно. Росси поднял качество выступлений после 2013-го, после окончания открывающей половины чемпионата он располагал в зачете 141 баллом против 148 у идущего вторым Дани Педросы. У Доктора было 117 баллов в этот же момент предыдущего сезона. Что касается Лоренсо, для него 2014-й начался гораздо хуже напарника, о чем говорят результаты до экватора чемпионата: три подиума и 97 очков. Рывок испанца во второй половине прошлого года отразился на 2014-м, так как в межсезонье он вновь прошел через операцию, что сдвинуло старт тренировок мимо плана.

Yamaha провела остаток чемпионата по-другому: модернизация мотоцикла помогла каждому ездоку занять по восемь подиумов из общих девяти и выиграть по два этапа. Хорхе оказался самым результативным пилотом второй половины, обойдя Марка и Валентино (166 — 154 — 137). Ему удалось частично сократить отрыв от напарника, хотя это ничего не изменило — #99 взял бронзу, проиграв Росси и проведя самый неудачный чемпионат с 2009 года.

Незадолго до финала развернулась острая борьба за второе место — после ГП Японии тройка преследователей Марка умещалась в три очка (Росси и Педроса по 230, Лоренсо — 227). Самым сильным стал Валентино, Хорхе после Японии отстал, и еще больше потерял Дани после двух баранок на трех заключительных этапах. Доктор впервые после чемпионского 2009 года занял в зачете одно из двух первых мест, также одолев напарника. В межсезонье 2013/2014 итальянец попробовал переосмыслить свой стиль езды — это положительно отразилось на эффективности: его 295 очков за сезон чуть уступили 306 баллам из чемпионата 2009-го.

Ducati тоже удачно модернизирует мотоцикл под началом нового конструктора Луиджи Даллинья, хотя итальянцы по-прежнему в другой лиге. Они больше заняты выбиранием из ямы последних лет, а не борьбой напрямую с Honda и Yamaha. Вновь бывают подиумы: Довициозо финишировал вторым на сухом ГП Америк и третьим на дождевом ГП Нидерландов, напарник Кэл Крачлоу добавил от себя дождевую бронзу на ГП Арагона.

Битву младших прототипов Open выигрывает Алейш Эспаргаро на Forward Yamaha, у которого седьмое чемпионатное место. Аппарат, являющийся почти полной копией Yamaha YZR-M1, оказывается лучше не сильно удачной Honda RCV1000R, которую получили упрощением RC213V. Мотоциклы CRT, такие как Aprilia ART и Avintia, продолжают выходить на старты. Они практически выпадают из очковой зоны.

 

2015

Лоренсо и Росси идут до конца

Очков Гонщик Мотоцикл Поулов Побед Подиумов Примечание
330 Хорхе Лоренсо Yamaha 5/18 7/18 12/18 Чемпион в последней гонке
325 Валентино Росси Yamaha 1/18 4/18 15/18 Лучший сезон с 2010 года
242 Марк Маркес Honda 8/18 5/18 9/18 Лучший квалифайер, 6 сходов

С организационной точки зрения в чемпионате тишина: в календаре нет обновлений, команды продолжают работать как обычно. Открытый класс существует последний сезон, как и разделение техники на заводскую и заводскую со скидками. На байках этого класса обкатывается концепция новой универсальной электроники MotoGP, которая находится где-то между простоватой электроникой Open 2014 года и заводской 2015 года. Данная технология начнет действовать с 2016-го. В премьер-класс возвращаются Aprilia и Suzuki, число заводов увеличено до пяти. Ducati выпускает на трек новое поколение Desmosedici GP.

Марк Маркес провел в MotoGP первый неудачный сезон, который завершился для него шестью сходами и итоговой бронзой, он уступил сам себе по всем показателям относительно двух прошлых чемпионатов. Хорхе Лоренсо и Валентино Росси до финала борятся за титул, который впервые после 2012-го уходит к Лоренсо.

Доктор создает серию из 12 последовательных подиумов, включая четыре победных. Отставший поначалу Лоренсо догоняет напарника после четырех побед подряд, но снова теряет ход перед летним перерывом. Тем временем Маркес, сражающийся больше со своим мотоциклом, чем с соперниками, ненадолго становится самым эффективным гонщиком чемпионата — в середине сезона, в перерыве между постоянными авариями.

Несмотря на исключительно ровные результаты, Росси после 11 этапов делит высшую ступень зачета с Лоренсо, который набирает такое же количество очков (211) за счет побед, перекрывающих его отдельные неудачные выступления. Авария Хорхе в Мизано обнуляет старания нескольких последних этапов, и он снова начинает догонять Валентино, который подрастерял ход в концовке сезона. На последнюю гонку испанец приезжает с дефицитом очков (312 — 305), и в последний момент у него получается его ликвидировать.

Год отмечен напряженными отношениями Маркеса и Росси — оба пилота успели пережить два контактных эпизода в Аргентине и Нидерландах, и оба закончились в пользу итальянца. После жесткой схватки на предпоследней гонке в Малайзии Маркес проигрывает и третью дуэль, упав после контакта с соперником. За маневр по вытеснению Марка в одном из поворотов Валентино наказан стартом с последней позиции в финале, что резко снижает его шансы на титул, несмотря на преимущество по очкам.

Финал в Валенсии Росси завершает четвертым при старте с 26 места. Гонку и чемпионат выигрывает Лоренсо, которому удалось вернуться на первую строчку за счет двух Repsol Honda между ним и напарником-соперником. Испанец отыгрался за 2013 год, когда проиграл в финале. Аналогично трем предыдущим сезонам, #99 оказывается наиболее эффективным пилотом второй части первенства (164 против 146 Росси и 128 Маркеса). Росси не достает пять очков до триумфа, хотя он проводит по очкам самый результативный чемпионат с 2009 года и второй за последние десять лет. Маркес остается наиболее эффективным квалифайером. Показатель в виде 30 поулов за 54 старта ставит его в ряд к Фредди Спенсеру и Мику Дуэну.

Пилоты Honda отстают от Yamaha, хотя в кубке конструкторов отставание небольшое (407 — 355). Yamaha возвращает себе победу в этом зачете, которая последний раз была в 2010-м. Ducati приближается к победам, но не берет их, довольствуется подиумными результатами. С одной стороны, марка седьмой год подряд уступает Honda и Yamaha. С другой, её пилоты набирают в том же кубке 256 очков — наибольший показатель с сезона 2010.

Suzuki и Aprilia одновременно вернулись в MotoGP, но они не соревнуются друг с другом. Suzuki GSX-RR является настоящим прототипом, который тестировался два года. Aprilia RS-GP является эволюцией прототипа CRT. Альваро Баутиста и Марко Меландри на RS-GP ничего не могли противопоставить Алейшу Эспаргаро и дебютанту Маверику Виньялесу на GSX-RR. К слову о Меландри: его возвращение после четырех сезонов WSBK получилось более чем неудачным. Спустя полсезона и ноль очков контракт с ним расторгли.

Чемпион 2006 года Ники Хэйден объявляет об уходе из MotoGP. Гранприйная карьера американца пошла по тупиковому пути. Оба сезона после ухода из Ducati Team вышли тяжелыми. Не сбылись надежды на клиентский прототип Honda RC213V-RS. Хэйден закрыл чемпионат на 20 месте — худшим за весь период 2003 — 2015.

 

2016

Deus ex machina

Очков Гонщик Мотоцикл Поулов Побед Подиумов Примечание
298 Марк Маркес Honda 7/18 5/18 12/18 Третий титул, квалифайер года
249 Валентино Росси Yamaha 3/18 2/18 10/18 Вновь вице-чемпион, 4 схода
233 Хорхе Лоренсо Yamaha 4/18 4/18 10/18 Наименьшее количество очков с 2009 года

Расписание соответствует 2015 году, кроме замены одного летнего этапа на другой: прошло четвертое по счету (с 1971 года) добавление ГП Австрии, а также еще одна ликвидация гонки в США — ею стал Индианаполис. Как и Лагуна Секу, «старую кирпичницу» отправили на скамейку запасных в связи с проблемной посещаемостью.

Наступила новая технологическая эра, которую с 2002 года можно пронумеровать пятой Внедрение универсальной электроники Magneti Marelli и приход Michelin на место монопоставщика резины — этап развития MotoGP, который наступил после начала четырехтактной эры Гран-При (2002), перехода на 800-кубовые моторы (2007), перехода на единые покрышки Bridgestone (2009) и возвращения литровых моторов (2012). По объему подготовительных работ 2016 год, вероятно, стал самым материально- и трудозатратным с 2002-го.

Как бы ни разворачивались события последних лет, впереди находились те же персоналии. То, что происходило за спинами Марка Маркеса, Кейси Стоунера, Дани Педросы, Валентино Росси и Хорхе Лоренсо, практически не имело значения. Ездоки частного сектора в основном боролись друг с другом, чтобы по итогам получить статус сателлитного гонщика года. 2016 год оказался революционным, так как новые технические требования не только  встряхнули первую четверку 2015-го, но и вывели вперед много новых гонщиков. Некоторые получили возможность впервые выиграть гонку MotoGP.

Первая треть сезона не принесла сюрпризов. Фавориты одерживали победы на треках, где были сильны и ранее: Хорхе становился лучшим в Лосаиле, Ле-Мане и Муджелло, Марк — в Остине и Термас де Рио Ондо, Валентино — в Хересе и Барселоне. Пилотские ошибки тоже допускались, так что никто не мог далеко оторваться. На момент финиша Гран-При Италии личный зачет возглавлял #99 (115), далее шел #93 (105), и третьим был #46 (78).

Концовка прошлого чемпионата запомнилась дождями. В 2016-м начало поливать летом — такими оказались гонки в Нидерландах, Германии, Чехии и Великобритании. В этот «сезон муссонов» Маркес продемонстировал всё свое мастерство, чтобы брать хорошие результаты без лишнего риска, тогда как конкуренты буквально выживали. Ситуация усложнила кампанию Лоренсо по защите титула — так же, как она осложнила кампанию Росси по завоеванию восьмого титула MotoGP. Когда #93 выиграл дождевой этап в Заксенринге, это была четвертая подряд победа Муравья на этом треке в премьер-классе с поула. В этот момент наступила летняя пауза. Райдер Honda имел в распоряжении 170 очков, 122 было у Лоренсо, и 111 — у Росси.

Марк продолжил усиливаться во второй части сезона, соперники из Yamaha в осенний период не смогли переломить нехорошую для себя летнюю тенденцию. Неожиданный двойной сход синих пилотов на этапе в Японии при победе лидера зачета поставили точку в борьбе за титул. За три гонки до конца Маркес обеспечил себе необходимое преимущество и стал трехкратным чемпионом MotoGP.

После того этого началась борьба Росси и Лоренсо за вице-чемпионство, которую выиграл Росси, так что сюжет распределения призовых мест почти повторил 2014 год. Правда, теперь все закончилось раньше — тогда всё решила баранка испанца на финале в Валенсии, в этот раз Доктор решил вопрос за гонку до конца, в Малайзии. Валентино впервые с 2008-го оказался самым результативным пилотом второй половины сезона.

Вероятно, кто-то где-то решил, что чемпионат будет слишком похож на 2015 год, если всё продолжится в этом ключе, поэтому в дело пошел древний театральный ход «бог из машины», когда происходит неожиданный поворот. Принцип Deus ex machina сработал на все 100: сезон 2016 подарил зрителям девять разных победителей, причем в середине чемпионата выстроилась цепочка из восьми триумфаторов подряд, внутри которой четыре гонщика — Джек Миллер, Кэл Крачлоу, Андреа Ианноне и Маверик Виньялес — впервые встали на верхнюю ступень подиума MotoGP. Для серии это абсолютный рекорд.

Марк стал квалифайером года четвертый раз подряд. Коллега Педроса долгое время был не в состоянии бороться за призы в силу больших затруднений с новыми шинами, но когда его дела наладились и он победил на ГП Сан-Марино, объявилась другая напасть: вскоре — в Японии, — он упал и травмировался, покинув чемпионат до Валенсии. Росси и Лоренсо тоже провели год с привкусом неудач.

Побеждали не только разные пилоты, но и разные марки. К Honda и Yamaha присоединились Ducati и Suzuki, прервав долгую засуху золотых наград: первые не побеждали с 2010 года, вторые — с 2007-го. Пилоты Aprilia на прототипе RS-GP второго поколения делают шаг вперед и начинают часто финишировать в первой десятке.

В Валенсии на финале дебютирует команда Red Bull KTM; пилот Мика Каллио по техническим причинам до финиша не добирается. Австрийский проект, запущенный в 2014 году, стоял на пороге своего первого сезона MotoGP. Honda забрала кубок конструкторов, Movistar Yamaha стала победительницей командного зачета. Дуэт Росси-Лоренсо, у которого семь совместных сезонов, опять распадается. Лоренсо берет курс на Ducati.

 

2017

Профессор против Супермена

Очков Гонщик Мотоцикл Поулов Побед Подиумов Примечание
298 Марк Маркес Honda 8/18 6/18 12/18 Титул в последней гонке, квалифайер года
261 Андреа Довициозо Ducati 0/18 6/18 8/18 Первый топ-3 Ducati с 2009 года
230 Маверик Виньялес Yamaha 5/18 3/18 7/18 Впервые призер MotoGP

2017-й стал началом эпохи спокойствия, ведь у организаторов Dorna Sports и FIM на ближнюю перспективу нет планов по внедрению глобальных новшеств. Сопровождение гонок «мирного времени» означает организационные труды по полировке правил безопасной езды, методике пит-стопов, и так далее.

Универсальная электроника Magneti Marelli и единые покрышки Michelin будут стоять на старших прототипах до 2023 года, не будут меняться и другие важные технические требования. В целом, инженерное творчество, помимо классических «железных» областей, сводится к развитию аэродинамики на базе обтекателей. Этим занимаются все шесть заводов MotoGP. Такого количества премьер-класс не видел с 2004 года.

Маверик Виньялес из Movistar Yamaha являлся главной фигурой в первой трети сезона. За эти шесть этапов он добился трех побед и обеспечил 26-очковую подушку после Италии, обгоняя Андреа Довициозо из Ducati Team. В течение следующих Гран-При Виньялеса нагнали Довициозо, Валентино Росси, Марк Маркес и Дани Педроса. Падение Маверика по ходу заезда на кольце ТТ Ассен передало контроль над чемпионатом в руки Довициозо. Пилот Ducati впервые после Кейси Стоунера вел в зачете — такого не было с Гран-При Италии 2009 года.

Тем не менее, самым эффективным ездоком первой половины чемпионата стал Маркес из Repsol Honda, несмотря на баранки в Аргентине и Франции. На каникулы Муравей ушел с пятой побряд победой MotoGP в Германии, а также с пятибалльным преимуществом над Виньялесом. К этому моменту все претенденты помещались в 26-очковый разрыв: Маркес (129), Виньялес (124), Довициозо (123), Росси (119) и Педроса (103).

Аналогично сезону 2016, Маркес во второй части поднял качество выступлений: в течение этих девяти этапов он семь раз занимал подиумные места, включая четыре высших. Его первым соперником стал Довициозо, у которого на ГП Великобритании получилось снова вернуться на вершину зачета после отказа двигателя на Honda Маркеса. Группа преследователей уплотнилась, затем снова начала растягиваться. Одного выигрыша на следующей гонке в Мизано хватило, чтобы ездок #93 обратно занял первую строку.

Сезон для обоих претендентов завершался дважды — по сути и по-настоящему. Неудачная гонка Довициозо в Австралии с 13 местом при победе лидера зачета означали, что нужно отыграть 33 очка за две последних остановки. Хотя Андреа победил в Малайзии, в Валенсии он упал за пять кругов до финиша, обгоняя Марка в заезде. Испанец проехал под флагом третьим и в четвертый раз был коронован как чемпион MotoGP. Сезон завершился на последнем этапе, как в 2015, 2013 и 2006 годах, не говоря о более старых примерах.

Год был красочен в том числе благодаря противостоянию двух непохожих гонщиков. Марк показывал результаты, пользуясь высочайшей чистой скоростью (квалифайер №1 пять лет подряд), исключительным контролем байка и постоянством в разных условиях. Андреа  благодаря работе над своей ментальностью резко поднял уровень выступлений, стал намного чаще добиваться побед, не утеряв сильную черту — продуманное вождение и почти полное отсутствие аварий. Самые горячие стычки пришлись на Австрию и Японию, где Дови отражал атаки в финальных поворотах. 261 очко за сезон — личный рекорд для итальянца в MotoGP. Так же это третий по очкам сезон Ducati после 2007 и 2008 годов.

Андреа и Марк выиграли по шесть гонок каждый, три остались на счету у Виньялеса, две отошли Педросе и одна — Росси. Доктор улучшил свой рекорд на Гран-При Нидерландов, и сейчас у него восемь побед в MotoGP. Это был его единственный успех в 2017-м. Также он получил травму на мотопокатушках и пропустил Гран-При Сан-Марино. Валентино занял в зачете пятое место в последний момент, когда его оттеснил Дани после победы на финале. Впервые с 2007 года в топ-2 нет ни одной Yamaha.

Бронзовый призер 2016 года Хорхе Лоренсо в свой первый сезон в Ducati Team стал седьмым, побед не одерживал, хотя трижды поднимался на пьедестал. Лоренсо провел самый неудачный чемпионат MotoGP, на этот раз у него было меньше очков, чем в дебютном 2008-м. В зачете его обогнал Жоанн Зарко из Yamaha Tech 3 — новичок и сателлит сезона. В отличие от чемпионата 2016, среди победителей не было частников.

Honda взяла три возможных титула — пилотский, командный и конструкторский, как в 2014 году. Японская марка стала наиболее успешной в этом чемпионате — у нее восемь побед против шести у «Дукати» и четырех у «Ямахи». На задних рядах пелотона шла относительно равная борьба Aprilia, Suzuki и дебютантов КТМ. Ни один из этих пилотов не увидел подиума в 2017 -м. В данной группе лучшим стал Андреа Ианноне из Suzuki Ecstar (14 место).

Из этих марок, пожалуй, только КТМ может считать сезон MotoGP удачным: под конец им удалось обогнать Aprilia и в зачете марок (5 и 6 места соответно), и в зачете команд (10 и 12). Aprilia Gresini с точки зрения очков оказалась слабейшей командой минувшего чемпионата, потому что у нее последнее место в этом зачете. Из 67 очков 62 заработал Алейш Эспаргаро. Дебютант серии Сэм Лоус в этом деле не смог поддержать коллегу. Второй пилот Aprilia Gresini закрыл сезон на самом низком 25 месте.

 

2018

Явление пятикратного

Очков Гонщик Мотоцикл Поулов Побед* Подиумов* Примечание
321 Марк Маркес Honda 8/19 9/18 14/18  Пятый титул, квалифайер года
245 Андреа Довициозо Ducati 2/19 4/18 9/18 3 схода
198 Валентино Росси Yamaha 1/19 0/18 5/18 Призер MotoGP в 15 раз
*Гонка ГП Великобритании отменена из-за дождя

Организаторы не успевают ограничивать творчество инженеров. Это обусловило новый пакет поправок для регламента. 2018 год — последний, когда было можно комбинировать аэрообтекатели. Далее — только моноконструкции. К ним относятся и текущие конструкции, если не снимать/добавлять крылья.

Инерциальный измерительный блок (ИИБ, или IMU) в 2019-м будет стандартизирован. В собственных ИИБ производители предположительно возродили функцию ЭБУ предыдущего поколения — точное позиционирование на трассе. Теоретически ЭБУ получал «шпаргалки» и контролировал двигатель мотоцикла в каждом повороте. Лазейка сводила на нет идею упрощенного блока Magneti Marelli.

Календарь расширен до 19 этапов — добавлен ГП Таиланда на кольце Чанг-Бурирам. Этап в Великобритании потерпел фиаско: переуложенный зимой Сильверстоун не справился с дождем средней силы, после нескольких переносов всё отменили. Впервые со снежного ГП Австрии 1980-го из-за погодных условий гоночный день был отменен целиком.

Чемпионат начался с Андреа Довициозо (Ducati Team). Итальянец в Катаре взял верх над Марком Маркесом (Repsol Honda), и первый раз одержал победу на Лосаиле. Триумф Кэла Крачлоу на ГП Аргентины отдал ему первую строчку. Ранее ни он, ни LCR Honda не вели в MotoGP. Британский ездок впервые с Венесуэлы-1979 (Барри Шин) был на вершине чемпионата премьер-класса.

Довициозо вернулся наверх в США после падения Крачлоу. На Трассе Америк Маркес выиграл шестую гонку с шести поул-позиций. Он взял главный приз на ГП Испании, занял первую строку, и замаршировал к пятому титулу MotoGP. На Заксенринге выиграл с поула шестую гонку из шести. На 13 этапах Маркес увеличивал отрыв от преследователя. Новую корону он примерил в Японии, как в 2014 и 2016 годах.

Битвы за второе и третье получились острее. Десмо Дови сохранил статус вице-чемпиона. Путь к серебряной медали FIM Андреа проделал с девятой позиции — настолько далеко он был после сходов в Испании и Франции. Не возвращался на второе место до победы на ГП Сан-Марино. Все победы — Лосаил, Брно, Мизано, Рикардо Тормо, — Довициозо одержал на трассах, где никогда не выигрывал.

Валентино Росси был его основным соперником. Удерживал вторую позицию с ГП Италии до ГП Сан-Марино. Доктору не удалось выиграть ни единой гонки впервые с 2012 года. Росси был близок к этому в Малайзии, но упал — это сделало Довициозо вице-чемпионом. В Валенсии еще одна осечка поставила под угрозу бронзу чемпионата. С 18 и 13 местами в двух завершающих гонках Доктор всё же попал в призёры MotoGP.

Его напарник Маверик Виньялес одержал победу. В Австралии он закончил серию Yamaha из 25 безуспешных гонок. Показатель превзошел упадок в сезонах 1997/1998 (22). На финал испанец прибыл с двухочковым отставанием от Росси (195 — 193). Ему не удалось закончить гонку на Рикардо Тормо. Единственная ошибка за сезон стоила Маку бронзовой медали.

Лучший из остальных — Алекс Ринс (Suzuki Ecstar). Дебютант 2017 года великолепно провёл сезон с пятью подиумами. Жоанн Зарко (Yamaha Tech 3) подтвердил титул лучшего независимого пилота на последнем этапе сезона. Француз перестоял на ринге Данило Петруччи (Pramac Racing). Крачлоу преждевременно вышел из битвы на ГП Австралии, сломав лодыжку. Англичанин мог добавить третий независимый титул MotoGP (2013, 2016).

Хорхе Лоренсо выиграл в Муджелло первую гонку на Ducati, чем завершил полтора тяжелых года. Концовка всё равно вышла неудачной: тренировка на ГП Таиланда, где пилота подбросило в воздух из-за технической неисправности, закончилась скверной травмой запястья. Это выключило Лоренсо из четырех Гран-При. Вернулся на ГП Валенсии, завершил 12-м. Кампания была настоящими горками: с 20 зачетного места после ГП Испании Спартанец дошел до третьего после ГП Австрии, и закончил 10-м. Одержал три победы.

Дани Педроса (Repsol Honda) простился с MotoGP. Сезон был слабейшим за 18 лет в Гран-При, 13 лет в MotoGP: ни побед, ни подиумов, ни поулов. Самурай физически и морально пострадал в авариях на Рио Ондо и Хересе. Угасание мотивации привело к прекращению карьеры. Высшими достижениями стали пять пятых мест, закрыл чемпионат 11-м. Заменён командой на Лоренсо.

Франко Морбиделли (Estrella Galicia Marc VDS) стал новичком года. Кроме Педросы, MotoGP покинули Альваро Баутиста, Брэдли Смит и Скотт Реддинг. Также ушли команды Estrella Galicia Marc VDS и Angel Nieto Team (новое название Aspar Team, в честь 13-кратного гранприйного чемпиона Анхеля Ньето).

Honda вновь взяла три титула — личный, марочный, командный. Второй маркой и командой стала Ducati. Набрав семь побед, она превзошла 2017 и 2008 годы. Таким образом, 2018-й для Ducati стал самым успешным сезоном после чемпионства 2007-го. Девять подиумов Suzuki — наибольший улов марки за четырехтактную эпоху MotoGP 2002 — 2018 годов.

Впервые наградили лучшую независимую команду, Pramac Ducati. Ранее спутники Ducati никогда не опережали конкурентов в этом зачете. В соревновании «лучший производитель из худших» КТМ снова побил Aprilia. Отменный дождевой пилотаж Поля Эспаргаро в Валенсии принес марке первый приз. Aprilia закончила три сезона без подобного достижения.

 

2019

Шоу одного человека

Очков Гонщик Мотоцикл Поулов Побед Подиумов Примечание
420 Марк Маркес Honda 10/19 12/19 18/19 Рекорд по очкам, квалифайер года
269 Андреа Довициозо Ducati 0/19 2/19 9/19 Личный рекорд по очкам
211 Маверик Виньялес Yamaha 3/19 2/19 7/19 4 схода

Календарь соответствовал прошлогоднему. Ни одна гонка не была отменена, в том числе в Великобритании. Хотя она прошла при ясной погоде, Сильверстоун с переуложенным летом 2019-го асфальтом и переработанной дренажной системой теперь по-настоящему готов к дождям.

Среди производителей большой раскол из-за маленького изобретения. Ducati внедрила «устройство охлаждения шины» —  лопатку/совок под маятником перед задним колесом. С помощью горизонтальных планок оно направляет поток воздуха на его обдув. После заезда ГП Катара это повлекло протест Aprilia, Honda, Suzuki и КТМ, углядевших спойлер для прижимной силы. По регламенту MotoGP заниматься аэродинамикой дозволялось лишь на аэрокорпусе (обтекатель+переднее крыло).

Группа стюардов отклонила протест, он попал в Апелляционний суд FIM. Ducati удалось доказать, что первичное назначение устройства — именно охлаждение. При этом был установлен некоторый прижимный эффект на заднем колесе. Спор завязался не столько вокруг устойства, сколько вокруг формулировок руководства технического директора MotoGP Дэнни Олдриджа, что считать/не считать аэродинамической навеской. Обе стороны конфликта правы по-своему.

На суде Ducati пришлось раскрыть конструктивные особенности, чем воспользовались соперники. В течение сезона похожие вещи появились у остальных 5 заводов. Лишь Yamaha не поддержала протест. Для неё это был чересчур агрессивный подход, когда для обсуждений регламента есть союз производителей MSMA. Из-за «дела Ducati» доверие внутри союза было утеряно, в 2019 году встречи не проводились.

Андреа Довициозо (Ducati Team) и Марк Маркес (Repsol Honda) запустили сезон битвой в вечернем Катаре. В последнем повороте выиграл Довициозо, как годом ранее. Кажущееся равенство было обманчивым: через 3 недели в Аргентине Маркес взял первую из 12 побед, Довициозо добавил себе Австрию лишь через 5 месяцев. Пилот Ducati мастерски разыгрывает последние повороты, однако пилот Honda выигрывал в 6 раз чаще, преимущественно с крупными отрывами, вплоть до 11,4 секунды в Австралии.

Беспощадно доминировавший гонщик #93 собрал 10 поул-позиций, 12 побед, 6 вторых мест, и всего 1 баранку, когда упал с надёжного первого места на ГП Америк и прервал серию из 6 триумфов в Остине (серия поул-позиций выросла до 7). Маркес не дотянул до собственных вех 2014-го (13 побед/поулов), однако преуспел в другом: 18 призов за сезон стали новым рекордом MotoGP, как и 420 очков, перебивших 383 Хорхе Лоренсо из 2010 года. Фантастическая серия в Германии выросла до 10 побед с 10 поул-позиций во всех классах.

26-летний испанец провёл на вершине зачёта все этапы, кроме Катара и США. Выиграв новый титул в Таиланде, он стал первым после Валентино Росси (2005), кто стал чемпионом за 5 гонок до финала. С 6 чемпионствами это самый успешный пилот Honda премьер-класса, Мик Дуэн отныне второй. Довициозо не отдавал вторую строчку с ГП Франции, стал вице-чемпионом третий раз подряд. Между двумя гонщиками невероятный 151 балл.

Довициозо был его самым грозным соперником только формально. Кроме Катара и Австрии, итальянцу нигде не удалось опередить испанца. Он установил личный рекорд — 269 очков за сезон, хотя дважды был сбит другими (Лоренсо в Каталонии, Квартараро в Великобритании). Райдер #04 по собственной вине не упал ни в одной гонке. Стал вице-чемпионом в Австралии, за 3 остановки до финала.

Бронзовый призёр — Маверик Виньялес (Monster Energy Yamaha MotoGP). Аналогично прошлому сезону, на Yamaha побеждал только он. Выхватил 2 крупные победы: в Ассене опередил Маркеса на 4,8 секунды, в Сепанге — на 3. Маверик до последнего спорил с Марком за повтор выигрыша ГП Австралии, пока неудачная попытка обойти его за 3 поворота до клетчатого флага не выкинула пилота в гравий. Вернулся в призёры MotoGP после 2017 года.

Алекс Ринс (Suzuki Ecstar) дважды становился счастливейшим гонщиком на планете: в США  он отбил атаки Валентино Росси (Monster Energy Yamaha MotoGP) и финишировал на 0,462 секунды раньше, в Великобритании обошел Маркеса на 0,013. Против пилота #42 говорит разброс результатов — большинство за пределами подиума. За сезон набрал 3 приза, включая победы, трижды падал. Остальные финиши разнились между 4 и 10 местами. На финале в Валенсии Ринс не смог отвоевать у Виньялеса бронзовую медаль FIM, остался четвёртым.

Фабио Квартараро (Petronas Yamaha SRT) влил свежую горячую кровь в MotoGP. Лучший новичок был на подиуме 7 раз, 6 раз стоял на поул-позиции, 2 раза бился с Маркесом до последнего круга (в Мизано проиграл, в Бурираме тоже). 20-летний француз не стал первой Yamaha этого сезона, однако оставил 40-летнего Росси позади. Также это сильнейший квалифайер сезона после Маркеса. Квартараро показал высокий уровень выступлений на незаводском М1 2019 года. В глав-7 сезона только он выступал за спутник.

На ГП Италии Данило Петруччи (Ducati Team) сделал себе и команде прекрасный подарок — выиграл первую гонку MotoGP на итальянском мотоцикле и итальянской трассе. В напряжённейшей схватке опередил Маркеса на 0,043 секунды, напарника Довициозо — на 0,338. Ездок, заменивший в Ducati Лоренсо, мог побороться за вице-чемпионство, если бы не провал, которым стало всё после летних каникул. Из-за финишей на 7 — 12 позициях и 2 аварий Данило ушел с третьей позиции, опустившись до шестой.  Поставил личный рекорд по очкам (176). Сравнялся с Маркесом по серии финишей в очках (16).

Легенда Валентино Росси вошел в стадию угасания. Ни в этом году, ни в прошлом 7-кратный чемпион MotoGP не побеждал. Доктор собрал всего 2 подиума (Аргентина, США), и целых 4 схода. Результаты стали такими же слабыми, как беспобедные сезоны за Ducati. На пути к 7 зачётному месту показал 16 бесподиумных гонок в ряд. Лишь битва с Ринсом за США была по-настоящему сильной гонкой Валентино, пусть и проигрышной.

Еще один гонщик, покоривший новую вершину — Джек Миллер (Pramac Racing). 5 призов и 8 место в зачёте сделали австралийца лучшим независимым после Квартараро. 24-летний австралиец почти удвоил количество очков прошлого сезона (165 — 91), впервые закончил чемпионат в глав-10.

Проект Red Bull КТМ рос благодаря Полю Эспаргаро и новому тест-пилоту Дани Педросе, который наслаждается пенсией после 13 сезонов в Repsol Honda, доводя до ума совсем другой мотоцикл. Младший Эспаргаро принёс 100 очков и 8 результатов в топ-10 — лучшие показатели с дебютного для КТМ 2017-го. На квалификации ГП Сан-Марино Поличчио сенсационно показал второе время в 0,295 секунды от поула Виньялеса.

В ином положени был коллега Жоанн Зарко. Француз провёл за Red Bull KTM 13 гонок с результатами от 10 места и ниже. Лучший независимый гонщик MotoGP 2017 — 2018 годов не был готов к таким трудностям. После этапа в Мизано КТМ освободил его от работы. Так как по просьбе Зарко договор 2019 — 2020 годов был расторгнут, он остался без команды. 3 последние гонки сезона провёл в LCR Honda временной заменой Такааки Накагами, с результатами 13 — 0 — 0. По окончании сезона снова остался безработным. Карьера вошла в неустойчивую фазу.

Новички Жоан Мир (Suzuki Ecstar), Франческо Баньяйя (Pramac Ducati) и Мигель Оливейра (Red Bull KTM Tech 3) не смогли бросить вызов Квартараро. Им хватало своих проблем, в том числе со здоровьем. Из-за травм Мир пропустил 2 гонки, Баньяйя — 1, Оливейра — 3. Переход из Moto2 в MotoGP для всего трио получился весьма болезненным. Никто не вошел в топ-10.

MotoGP покинули 32-летний Хорхе Лоренсо (Repsol Honda), 25-летний Хафиз Шарин (Red Bull KTM Tech 3) и 29-летний Карел Абрахам (Avintia Racing). Наибольшей потерей для этого спорта стал уход 3-кратного чемпиона MotoGP Хорхе Лоренсо. Единственный год в составе Honda рядом с Маркесом совсем не был похож на «команду мечты». Серия травм Спартанца 2018 года перенеслась на 2019-й, осложнила знакомство с новым байком. На тренировке ГП Нидерландов Лоренсо попал в большую аварию, повредил 2 позвонка, пропустил 4 гонки, завершил сезон 19-м. Выше 11 места не поднимался, напарника не опережал.

Перелом спины напрямую связан с решением окончить 17-летнюю гранприйную карьеру. Вероятно, со временем Лоренсо мог выйти на достойный уровень, но не было ни сил, ни желания дальше рисковать здоровьем. Как и Дани Педроса в том году, этот титулованный испанец решил, с него хватит. Катастрофический сезон не дал шанса попасть в маленький клуб пилотов MotoGP с победами/подиумами на 3 разных мотоциклах.

Repsol Honda заполучила Тройную корону MotoGP (личный/марочный/командный титул) 3 раз подряд. Маркес был гораздно сильнее всех напарников, подавляющая доля заслуг принадлежит ему одному. Ducati Team до финальной гонки целилась в статус лучшей команды, однако у Довициозо и Петруччи не было прежнего запала. В Валенсии её ждал 13-очковый проигрыш после 2-очкового опережения. Там же итальянцы проиграли второе место в марочном зачёте Yamaha (3 очка).

2 победы Suzuki — лучшее, что произошло с маркой с чемпионского 2000-го с младшим Кенни Робертсом. Хотя призов стало меньше — 3 против 9 сезоном ранее. Другой плохой аспект — проигрыш четвёртой командной позиции Petronas Yamaha SRT, сильнейшему спутнику сезона. Когда побеждающий заводской проект уступает непобеждающему незаводскому, это может быть болезненно. В зачёте марок Suzuki позади Honda, Yamaha и Ducati.

На нижнем этаже расстановка с 2017 года не изменилась — КТМ бьёт Aprilia и как марка, и команда.