2010

Марш испанцев

Очков Гонщик Мотоцикл Поулов Побед Подиумов Примечание
383 Хорхе Лоренсо Yamaha 7/18 9/18 16/18 Рекорд по очкам за сезон, квалифайер года
245 Дани Педроса Honda 4/18 4/18 9/18 Пропуск 3 этапов (травма)
233 Валентино Росси Yamaha 1/18 2/18 10/18 Пропуск 4 этапов (травма)

MotoGP отныне задерживается в Европе на один этап дольше, после включения в календарь нового трека Motorland Aragon. Он оказывается четвертым испанским Гран-При в сезоне, и даже пятым, если посчитать Эшторил из соседней Португалии.

Идет третий сезон доминирования Yamaha. С третьего раза Хорхе Лоренсо удалось собрать воедино все компоненты, необходимые для победы в чемпионате: он стабильно хорошо выступал весь год, обходился без сходов и каких-либо дорогостоящих ошибок. При этом прямой битвы с Валентино Росси, как в 2009-м, не было, так как итальянец сильно травмировался на практике четвертого этапа в Италии, и вернулся в строй только под завершение первой половины сезона, в Германии.

Дани Педроса и Кейси Стоунер - два других его конкурента, - так же провели не лучшие свои чемпионаты. Стоунер испытывал трудности с последней версией Ducati и наделал очень много ошибок, пять раз не доехав до финиша. В противовес ему Педроса выступал значительно эффективнее, хотя и не настолько, как Лоренсо. Испанец из Repsol Honda показывал свой самый результативный чемпионат в MotoGP - по завершении двух третей сезона за его плечами осталось четыре победы, которые для Дани до сих пор являются личным рекордом в премьер-классе (на данном отрезке чемпионата). Все изменилось на Гран-При Японии, когда райдер серьезно пострадавал из-за заклинившего газа на своей Honda. Сломав ключицу и ногу, он пропустил следующие три старта. Перед Японией Педроса располагал 228 очками против 284 у Лоренсо.

Почти одновременно с крушением надежд Дани на чемпионат в дело вернулись Стоунер и Росси - оба снова начали быстро ездить и встречать друг друга на подиуме. Пилоты до конца года сражались за третье место в зачете, и как в концовке предыдущего чемпионата, Кейси из-за пилотской ошибки упустил эту возможность, когда на предпоследней гонке в Португалии снова упал и пропустил Валентино вперед. В итоге оба закончили год недалеко от вице-чемпиона Педросы (245-233-225).

И для итальянца, и для австралийца 2010-й стал худшим годом в их текущих командах: Доктор победил два раза, #27 - три раза. На этой довольно минорной ноте они поменяли свои мотоциклы: Росси переходил в Ducati на место Стоунера, тогда как Стоунер переходил в Honda на построенный для него третий заводской мотоцикл (Дани Педроса и Андреа Довициозо сохраняли свои места).

Хорхе Лоренсо за год пропустил два подиума, продоминировав весь сезон от начала до конца, в 14 заездах был первым либо вторым. Он стал первым испанским чемпионом после Алекса Кривье, победившего в 99-м, и принес победу, которую в Испании с 2006-го ждали от Педросы. Впервые в MotoGP первые две строчки зачета заняты испанцами.


2011

Honda возвращается

Очков Гонщик Мотоцикл Поулов Побед* Подиумов Примечание
350 Кейси Стоунер Honda 12/18 10/17 16/17 Первый и последний чемпион эры GP800
260 Хорхе Лоренсо Yamaha 2/18 3/17 10/17 Пропуск 3 этапов (травма)
228 Андреа Довициозо Honda 0/18 0/17 7/17 Последний год в Honda
*Гонка Гран-При Малайзии отменена из-за фатальной аварии Марко Симончелли

Битва за чемпионат в последний сезон 800-кубового регламента была похожа на первый, так как ее с большим отрывом выиграл Кейси Стоунер. Австралиец бывал на подиуме в 16 случаях из 17, 12 раз начинал гонки с первых позиций. Подобно другим сезонам эры 2007 - 2011 годов, остальные претенденты на титул в определенные моменты перестали угрожать позициям будущего чемпиона. На момент середины сезона между ним и преследователем Хорхе Лоренсо отрыв был скромным (168-153), битва получалась плотной. Во второй части динамика чемпионата поменялась в пользу лидера зачета.

Дани Педроса начал чемпионат не хуже напарника Стоунера, пока не произошел инцидент по ходу гонки во Франции - там в испанца врезался Марко Симончелли, после чего Дани пропустил три следующих этапа. Защищавший титул Хорхе Лоренсо по сравнению с 2010-м выступал хуже и проиграл Стоунеру больше битв, чем выиграл. Испанец тоже не смог провести год без потерь: его падение и травма за три этапа до конца, в Австралии, означали, что на этих этапах он выступить не сможет. Так как Андреа Довициозо его позициям никак не угрожал, Лоренсо стал вице-чемпионом.

Наличие Стоунера позволило Honda взять в 2011 году тройную корону: личный зачет, зачет команд и кубок конструкторов. Марка вернулась на места, которые последние годы поочередно занимали Ducati и Yamaha. Напарник Лоренсо Бэн Спис, который пришел на место Валентино Росси, далек от уровня Доктора, и так как сам Лоренсо не лучшим образом провел сезон. Yamaha не имеет реальной возможности остановить заводскую Honda.

Валентино не конкурировал с Стоунером и Лоренсо изначально, так как его первый год в Ducati оказался значительно хуже, чем предыдущий чемпионат со сломанной ногой на Yamaha. Росси один раз поднялся на подиум, в зачете стал седьмым. Сначала итальянец ехал довольно неплохо, после семи этапов у него было пять финишей в топ-5, потом результаты падают. После ухода Стоунера итальянская марка уходит в середняки и относительно соперников находится примерно на том уровне, на котором была до 2006 года. Кроме того, это первый сезон после 2004-го без побед.

В премьерном-классе случилась первая трагедия с момента гибели Дайдзиро Като в 2003 году: в Малайзии по ходу заезда погиб Марко Симончелли, который все равно сохранил позицию лучшего сателлитного пилота сезона (шестой).


2012

Матч с тройной угрозой

Очков Гонщик Мотоцикл Поулов Побед Подиумов Примечание
350 Хорхе Лоренсо Yamaha 7/18 5/18 16/18 Также квалифайер года
332 Дани Педроса Honda 5/18 7/18 15/18 Лучший сезон в карьере
254 Кейси Стоунер Honda 5/18 6/18 10/18 Пропуск 3 этапов (травма)

Класс MotoGP подрастерял массовости в последнее время, взлет цен на мотоциклы после введения регламента 2007 года и экономический кризис 2008-го оставили большой след - сателлитным командам сложно выживать, а заводские проекты вообще закрываются. FIM внедряет специальный класс CRT (Claiming Rule Teams), похожий на попытку вернуть в серию этакое гаражное творчество начала 70-х, но на более высоком уровне, как в 90-х, когда частники экспериментировали с разными шасси под моторы Yamaha.

Суть класса - в разрешении независимым разработчикам делать разные комбинации моторов, шасси и электроники с предоставлением скидок в виде повышенных лимитов на топливо, моторы и шины, а также наличии правила, по которому можно было продавать аппараты заводским командам по их требованию. Планировалось, что изменение баланса регламента в пользу частников сделает их мотоциклы конкурентными и востребованными, но у тех все же не было бюджетов для создания альтернатив настоящим прототипам.

Первый чемпионат по старому-новому "литровому" регламенту принес первую большую битву за титул с 2009 года. Схожая результативность Хорхе Лоренсо, Дани Педросы и Кейси Стоунера позволила всем троим закончить первую половину сезона не очень недалеко друг от друга (185 - 166 - 148). В Индианаполисе, на первой после летнего перерыва гонке Стоунер получил серьезную травму ноги, хотя и не снялся с заезда. Тем не менее, ему пришлось взять три этапа на лечение, на чем его кампания по защите титула завершилась. Тем временем Педроса принялся отыгрывать отрыв от Лоренсо, что ему очень хорошо удавалось.

К середине года Хорхе более-менее уверенно завладел инициативой: у него было пять побед, у Кейси - четыре, у Дани - одна. Во второй части чемпионата Педроса показал фантастический рывок, взяв шесть золотых наград из девяти возможных (всего семь из 18). Испанца остановила пара неприятностей - неудача и собственная ошибка. В Мизано он стал жертвой аварии с Эктором Барберой, в Австралии уронил байк в лоу-сайд. На финальной дождевой гонке в Валенсии Педроса вновь победил, тогда как уже чемпион Лоренсо упал и ничего не заработал. Для Дани та победа была одной из самых впечатляющих за всю карьеру, так как проехал под клетчатым флагом на 37 секунд раньше обладателя серебра Катсуюки Накасуга (тест-пилота Yamaha), и это при том, что заезд #26 начал с пит-лейна за позднюю замену байка на тот, что уже был обут в слики. Между двумя райдерами, каждый из которых в 2012-м дважды оставался без очков, оказался разрыв всего в 18 пунктов (350-332).

Стоунер закончил на подиуме три гонки из тех четырех, которые провел после лечения. Одну из них австралиец выиграл - это была шестая подряд в Австралии и последняя его победа в MotoGP. После 2012-го он завершил выступления в этом чемпионате. Пара Стоунер-Педроса сильнее, чем Лоренсо-Спис, так что кубок конструкторов остается у Honda.

Валентино Росси показал на Ducati более результативный и удачный год, чем предыдущий. Если в 2011-м он сходил и сам, и по вине других райдеров, то в этом сезоне Доктор допустил единственную серьезную ошибку, упав на Лагуна Секе. Кроме того, он взял два подиума против одного в первый год, и завершил сезон на позиции выше (шестой), а также оба раза набирал больше очков, чем его напарник Ники Хэйден. В 2013-м он снова будет выступать за Yamaha.


2013

Новичок ломает всем игру

Очков Гонщик Мотоцикл Поулов Побед Подиумов Примечание
334 Марк Маркес Honda 9/18 6/18 16/18 С первой попытки, квалифайер года
330 Хорхе Лоренсо Yamaha 4/18 8/18 14/18 Упустил титул в последней гонке
300 Дани Педроса Honda 2/18 3/18 13/18 Лидировал до середины сезона

Дебют свежего североамериканского трека Circuit of the Americas сохраняет количество этапов в чемпионате на уровне 18 (был убран Гран-При Португалии), а также доводит число гонок в США до трех. Организаторы ввели новый двухступенчатый формат квалификации, в 2012-м насмотревшись на серьезнейшие квалификационные проблемы полупрототипов CRT. Чтобы медленные мотоциклы не мешали нормальным, большую 40-минутную сессию разделили на две 15-минутных, первая из которых должна отсеивать медленные мотоциклы.

Завершение карьеры Кейси Стоунера не уменьшило число топовых гонщиков в MotoGP, так как после него в Repsol Honda пришел действующий чемпион Moto2 Марк Маркес, в конце концов выигравший чемпионат с первого захода. Тройка его главных конкурентов - Хорхе Лоренсо, Дани Педроса и Валентино Росси, - провела не настолько сказочный год.

Изначально игру повели Лоренсо и Педроса, продолжив свой прошлогодний спор с того же места, на котором остановились - Дани обладает небольшим преимуществом, но Хорхе сразу за ним. Две подряд травмы в Нидерландах и Германии сильно усложняют ситуацию для Лоренсо, но не только для него - в Германии также травмируется Педроса, который на тот момент вел в чемпионате перед Хорхе и Марком (136-127-113). Лето 2013 года становится для новичка Маркеса крайне урожайным - он выигрывает четыре гонки подряд и получает контроль над чемпионатом.

Подлечившись, Лоренсо и Педроса возвращаются на подиумы на постоянной основе и пытаются в последней трети чемпионата догнать Марка. У Хорхе в этот период удается выступать результативнее, чем до травмы, в зачете он обходит Дани и после дисквалификации Маркеса в Австралии за пропуск обязательного пит-стопа возвращается в борьбу за титул. Три победы на трех последних гонках, тем не менее, не дают Хорхе шанса взять чемпионат, так как Марк в итоге оказывается в четырех баллах впереди (334-330). Дани заканчивает третьим. Несмотря на проигрыш, Лоренсо показал самую высокую результативность после перерыва - также перед двумя своими земляками-конкурентами (193 - 171 - 153). В отличие от #99, пилоты Repsol Honda в этот период чемпионата по разным причинам провели по одному безрезультатному этапу.

Маркес провел в 2013 году исключительно качественный сезон даже без учета своего статуса новичка. В 16 случаях из 18 он был на подиуме, выиграл шесть гонок и девять квалификаций. Два других испанца в летний перерыв отдали все силы, чтобы насколько возможно оправиться от травм и подойти ко второй части сезона максимально подготовленными. Вторая часть показала, насколько серьезными были намерения Лоренсо и Педросы догнать Маркеса: Лоренсо попал на подиум всех девяти гонок, Марк и Дани побывали на восьми подиумах из девяти. И все же молодой испанец был очень рассчетлив и почти безошибочен, поэтому его конкуренты не смогли "расплатиться" за дорогие ошибки в Германии.

Также Марк стал самым молодым чемпионом MotoGP (20 лет, 266 дней), забрав достижение 1983 года у Фредди Спенсера (21 год, 258 дней). При этом у него получилось обновить рекорд в похожем по стилю чемпионате, так как Спенсер до самой последней гонки боролся за первый титул против многократного чемпиона (и тоже земляка) Кенни Робертса, одолев того с минимальным преимуществом.

Валентино Росси в Yamaha вел свою локальную войну против быстрых сателлитов, Кэла Крачлоу и Альваро Баутисты, угрожавшие ему в первой части сезона. Победив в Ассене (первая победа с 2010-го), Доктор начал закрепляться на позиции "лучшего из остальных" и в конце года стал четвертым. Ducati нащупывает новое дно, так как ее пилоты первый раз остаются без призовых финишей вообще.

Пилоту Yamaha чуть-чуть не хватает до титула, а самой марке - до кубка конструкторов: Honda опережает ее на восемь очков (389 - 381) и оставляет кубок у себя на третий год подряд. Так как вся первая тройка чемпионата - пилоты из Испании, это первый случай с 2001 года, когда на итоговом подиуме все пилоты из одной страны. В тот раз это были итальянцы - Росси, Бьяджи и Капиросси.


2014

Под катком Маркеса; перезапуск Росси

Очков Гонщик Мотоцикл Поулов Побед Подиумов Примечание
362 Марк Маркес Honda 13/18 13/18 14/18 Также лучший квалифайер
295 Валентино Росси Yamaha 1/18 2/18 13/18 1 сход
263 Хорхе Лоренсо Yamaha 1/18 2/18 11/18 Впервые после 2008 вне топ-2

Полупрототипы CRT в целом выполнили свою роль по экстренному заполнению стартовой решетки MotoGP и небольшому оздоровлению чемпионата путем привлечения новых частных команд (большинство которых все равно не задержалось). Этот класс просуществовал два года и был заменен на класс Open, который по задумке должен был уменьшить уплотнить потенциал заводской и частной техники. Вместо медленных "самоделок" на базе разных шасси и супербайковских моторов должны были появиться удешевленные версии настоящих прототипов с универсальной электроникой, в нагрузку к которым прилагались те же поблажки в регламенте. Заводской проект Ducati также включили в новый частный сектор - более либеральные правила должны были помочь марке отыграться после провального 2013 года.

Как и год назад, появление в календаре нового этапа не увеличило наполненность чемпионата в общем. Возвращение Аргентины (впервые после 1999-го) совпало с очередным устранением североамериканского кольца Лагуна Сека.

Марк Маркес с большим преимуществом защитил свой первый титул MotoGP и стал первым райдером в чемпионате с 2009-го, который выиграл два чемпионата подряд. Для испанца это был год больших рекордов: он установил новую абсолютную планку по победам и поулам за сезон - до 2014-го эти цифры оставались нетронутыми с суперсезона 1997 Мика Дуэна, в котором австралиец 12 раз стартовал первым и столько же раз первым финишировал. В 2014-м в статистику чемпионата были вбиты новые цифры - 13 побед и столько же поулов за год. Однако, раньше сезон MotoGP был меньше - в 97-м провели 15 этапов, тогда как в 14-м - 18. Также за австралийцем сохранился рекорд побед с поула - 10, Марку удалось дойти до шести.

Заводской пилот Honda в первой половине сезона показал абсолютное доминирование, когда ушел на летний перерыв с девятью победами из девяти возможных. После перерыва он стал регулярно сталкиваться с пилотами Yamaha, которые вернулись в борьбу за высшие результаты. Тем не менее, Маркес во второй половине выиграл четыре заезда из девяти - ровно столько же взяли на двоих Валентино Росси и Хорхе Лоренсо. В перерывах между победами начинает допускать большие ошибки.

Успехи Маркеса ковались на фоне непростого старта сезона у заводской Yamaha - ее пилоты попадали на подиум, но были и гонки, когда подиумы упускались или кем-то одним, или двумя одновременно. В то же время Росси поднял качество своих выступлений после 2013-го, после окончания открывающей половины чемпионата он располагал в зачете 141 баллов против 148 идущего вторым Дани Педросы. У Доктора было 117 баллов в этот же момент предыдущего сезона. Что касается Лоренсо, то для него 2014-й начался гораздо хуже напарника, о чем наглядно говорят результаты до экватора чемпионата: три подиума и 97 очков. Рывок испанца во второй половине прошлого года отразился на 2014-м, так как в межсезонье он вновь прошел через операцию, что сдвинуло старт тренировок мимо плана.

Yamaha провела остаток чемпионата совсем по-другому: модернизация мотоцикла помогла каждому из заводских райдеров занять по восемь подиумов из обших девяти и выиграть по два этапа. Кроме того, Хорхе оказался самым результативным пилотом второй половины сезона, с небольшим преимуществом обойдя Марка и Валентино (166 - 154 - 137). Ему удалось частично сократить отрыв от напарника, хотя в итоге это все равно ничего не изменило - #99 взял бронзу чемпионата, проиграв Росси и проведя самый неудачный чемпионат с 2009 года.

Незадолго до финала развернулась очень острая борьба за второе место - после Гран-При Японии тройка преследователей Марка умещалась всего в три очка (Росси и Педроса по 230, Лоренсо - 227). Самым сильным из них стал Валентино, Хорхе после Японии отстал, но еще больше потерял Дани после двух "баранок" на трех заключительных этапах. Доктор впервые после чемпионского 2009 года занял в зачете одно из двух первых мест, при этом также одолев напарника. В межсезонье 2013/2014 итальянец попробовал переосмыслить себя и свой стиль езды - все это положительно отразилось на эффективности Росси: его 295 очков за сезон чуть-чуть уступили 306 баллам из чемпионата 2009-го.

Ducati тоже удачно модернизирует мотоцикл под началом нового главного конструктора Луиджи Даллинья, хотя итальянцы по-прежнему в другой лиге. Они больше заняты попытками выбраться из ямы последних лет, а не борьбой напрямую с Honda и Yamaha. Вновь бывают подиумы.


2015

Лоренсо и Росси идут до конца

Очков Гонщик Мотоцикл Поулов Побед Подиумов Примечание
330 Хорхе Лоренсо Yamaha 5/18 7/18 12/18 Стал чемпионом в последней гонке
325 Валентино Росси Yamaha 1/18 4/18 15/18 Лучший сезон с 2009 года
242 Марк Маркес Honda 8/18 5/18 9/18 Лучший квалифайер, 6 сходов

С организационной точки зрения в чемпионате тишина - в календаре нет обновлений, команды продолжают работать как обычно. Открытый класс существует последний сезон, как и разделение техники на заводскую и заводскую со скидками. На байках этого класса обкатывается концепция новой универсальной электроники MotoGP, которая по уровню продвинутости находится где-то между относительно простой электроникой Open 2014 года и заводской 2015 года. Данная технология начнет действовать с 2016-го, она пропишется на абсолютно всех прототипах. В премьер-класс возвращаются Aprilia и Suzuki, число заводов увеличено до шести. Ducati выпускает на трек новое поколение Desmosedici GP, конструктивно отличающееся от предыдущих.

Действующий чемпион Марк Маркес провел в MotoGP свой первый неудачный сезон, который завершился для него шестью сходами и итоговой бронзой, он уступил сам себе по всем показателям относительно двух прошлых чемпионатов. Хорхе Лоренсо и Валентино Росси до финала борятся за титул, который впервые после 2012-го уходит к Лоренсо.

Доктор создает большую серию из 12 последовательных подиумов, включая четыре победных. Отставший поначалу Лоренсо догоняет напарника после четырех побед подряд, но снова теряет ход перед летним перерывом. Тем временем Маркес, сражающийся больше со своим мотоциклом, чем с соперниками, ненадолго становится самым эффективным гонщиком чемпионата - в середине сезона, в перерыве между своими постоянными авариями.

Несмотря на исключительно ровные результаты, Росси после 11 этапов делит высшую ступень зачата с Лоренсо, коорый набирает такое же количество очков (211) за счет большего количества побед, перекрывающих его отдельные неудачные выступления. Авария Хорхе в Мизано обнуляет его старания нескольких последних этапов, и он снова начинает догонять в зачете Валентино, который подрастерял ход в концовке сезона и не смог создать безопасный разрыв. На последнюю гонку испанец приезжает с дефицитом очков (312 - 305), и в последний момент у него получается его ликвидировать.

Кроме этого, год отмечен напряженными отношениями Маркеса и Росси - оба пилота успели пережить два контактных эпизода в первой части сезона, и оба закончились в пользу итальянца. После жесткой схватки на предпоследней гонке в Малайзии Маркес проигрывает и третью дуэль, упав так же после контакта с соперником. За маневр по вытеснению Марка в одном из поворотов Валентино наказан организаторами стартом с последней позиции в финале, что резко снижает его шансы на титул, несмотря на сохранившееся преимущество по очкам.

Финал в Валенсии Росси завершает четвертым при старте с 26 места. Гонку и чемпионат выигрывает Лоренсо, которому удалось вернуться на первую строчку в зачете за счет двух мотоциклов между ним и напарником-соперником. Испанец смог отыграться за 2013 год, когда проиграл чемпионат в самом финале. Аналогично трем предыдущим сезонам, #99 оказывается наиболее эффективным пилотом второй части первенства (164 против 146 Росси и 128 Маркеса).

Росси не достает пять очков до итогового триумфа, в то же время он проводит по очкам свой самый результативный чемпионат с 2008 года и второй по результативности за последние десять лет. Маркес все свои три сезона остается наиболее эффективным квалифайером. Показатель в виде 30 поулов за 54 старта ставит его в ряд к Фредди Спенсеру и Мику Дуэну.

Пилоты Honda отстают в результативности от Yamaha, хотя в кубке конструкторов отставание небольшое (407 - 355). Таким образом, Yamaha возвращает себе победу в этом зачете, которая последний раз была в 2010-м. Ducati приближается к победам, но не берет их, довольствуется подиумными результатами. С одной стороны, марка седьмой год подряд уступает Honda и Yamaha. С другой, ее пилоты набирают в том же кубке 256 очков - наибольший показатель с сезона 2010.


2016

Deus ex machina

Очков Гонщик Мотоцикл Поулов Побед Подиумов Примечание
298 Марк Маркес Honda 7/18 5/18 12/18 Третий титул, квалифайер года
249 Валентино Росси Yamaha 3/18 2/18 10/18 Вновь вице-чемпион, 4 схода
233 Хорхе Лоренсо Yamaha 4/18 4/18 10/18 Наименьшее количество очков с 2009 года

Расписание чемпионата соответствует 2015 году, кроме замены одного летнего этапа на другой: прошло четвертое по счету (с 1971 года) добавление Гран-При Австрии, а также еще одна ликвидация гонки в США, которой в этот раз стал Индианаполис. Как и Лагуна Секу после 2013-го, "старую кирпичницу" до лучших времен отправили на скамейку запасных.

Наступила новая технологическая эра, которую с 2002 года можно пронумеровать как пятую. Внедрение универсальной упрощенной электроники Magneti Marelli и приход Michelin на место монопоставщика резины - этап развития современного класса MotoGP, который наступил после начала четырехтактной эры Гран-При (2002), перехода на 800-кубовые моторы (2007), перехода на покрышки предыдущего единого поставщика Bridgestone (2009), и возвращения литровых моторов (2012). По сложности и объему подготовительных работ 2016 год, вероятно, стал самым материально- и трудозатратным с 2002-го, если говорить о проектной и испытательной части нововведений.

Как бы ни разворачивались события последних лет, впереди всегда находились те же персоналии. То, что происходило за спинами Марка Маркеса, Кейси Стоунера, Дани Педросы, Валентино Росси и Хорхе Лоренсо, практически не влияло на важные внутрисезонные события. Ездоки частного сектора в основном боролись друг с другом, чтобы по итогам получить статус сателлитного гонщика года. В этом отношении 2016 год оказался революционным, так как новые технические требования не только основательно встряхнули первую четверку 2015-го, но и вывели вперед много новых гонщиков, некоторые из которых получили возможность впервые выиграть гонку MotoGP.

Первая треть сезона не принесла сюрпризов в силу того, что фавориты одерживали свои победы на треках, где были сильны и ранее: Хорхе становился лучшим в Лосаиле, Ле-Мане и Муджелло, Марк - в Остине и Термас де Рио Ондо, Валентино - в Хересе и Барселоне. Пилотские ошибки тоже допускались, так что никто из претендентов не мог далеко оторваться в зачете. На момент финиша Гран-При Италии личный зачет возглавлял #99 с 115 баллами, далее за ним шел #93 со 105-ю, и третьим был #46 с 78-ю.

Если концовка прошлого чемпионата запомнилась дождливыми гонками, то в 2016-м начало поливать уже летом - именно такими оказались гонки в Нидерландах, Германии, Чехии и Великобритании. В этот "сезон муссонов" Маркес продемонстировал все свое мастерство, чтобы брать хорошие результаты без лишнего риска чемпионатом, тогда как его ближайшие конкуренты оказались вынуждены буквально выживать. Такая ситуация усложнила кампанию Лоренсо по защите титула - так же, как она осложнила кампанию Росси по завоеванию восьмого титула MotoGP. Когда #93 выиграл дождевой этап в Заксенринге, это была четвертая подряд победа Муравья на этом треке в премьер-классе с поула, и в этот же момент в чемпионате наступила летняя пауза. Райдер Honda имел в распоряжении 170 очков, 122 было у Лоренсо, и 111 - у Росси.

Марк продолжил усиливать свое лидерство во второй части сезона, его соперники из Yamaha в осенний период не смогли переломить нехорошую для себя летнюю тенденцию. Неожиданный двойной сход синих пилотов на этапе в Японии при победе лидера зачета поставили точку в борьбе за титул, так как за три гонки до конца Маркес обеспечил себе необходимое преимущество по очкам и стал трехкратным чемпионом MotoGP.

После того этого началась борьба Росси и Лоренсо за вице-чемпионство, которую выиграл Росси, так что сюжет распределения призовых мест почти повторил 2014 год. Правда, теперь все закончилось раньше - тогда все решила "баранка" испанца на финале в Валенсии, но в этот раз Доктор решил вопрос за гонку до конца, в Малайзии. Валентино впервые с 2009-го оказался самым результативным пилотом второй половины сезона.

Вероятно, кто-то где-то решил, что сюжет чемпионата будет слишком похож на 2015 год, если все продолжится в этом ключе, поэтому в дело пошел древний театральный ход "бог из машины", когда происходит неожиданный поворот ради оживления интриги. Принцип Deus ex machina сработал на все 100: сезон 2016 подарил зрителям целых девять разных победителей, причем в середине чемпионата выстроилась цепочка из восьми триумфаторов подряд, внутри которой четыре гонщика - Джек Миллер, Кэл Крачлоу, Андреа Ианноне и Маверик Виньялес - впервые встали на верхнюю ступень подиума MotoGP. Для серии это абсолютный рекорд всех времен.

Марк стал квалифайером года в четвертый раз подряд. Коллега Дани Педроса долгое время был не в состоянии бороться за призы в силу больших затруднений с новыми шинами, но когда его дела наладились и он победил на Гран-При Сан-Марино, объявилась другая напасть: вскоре - в Японии, - он упал и травмировался, покинув чемпионат до Валенсии. Росси и Лоренсо тоже провели год с горьким привкусом неудач.

Побеждали не только разные пилоты, но и разные марки. К Honda и Yamaha присоединились Ducati и Suzuki, прервав долгую засуху золотых наград: первые не побеждали с 2010 года, вторые - с 2007-го. Пилоты Aprilia на прототипе RS-GP второго поколения делают шаг вперед после предыдущего года, и начинают часто финишировать в первой десятке. На заключительной гонке в Валенсии дебютирует заводской проект Red Bull KTM; его пилот Мика Каллио по техническим причинам до финиша не добирается. Honda забрала кубок конструкторов, Movistar Yamaha стала победительницей командного зачета.

Автор: Indian

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите ctrl + Enter! Или перейдите по данной ссылке!