1949

Данный раздел содержит краткую информацию по всем сезонам старшего класса мотогонок Гран-При (далее — GP500 либо MotoGP), включая основные статистические показатели призеров каждого сезона. Описываются основные события в борьбе за титулы, и некоторые второстепенные. При описании достижений мотогонщиков берутся только выступления в GP500 и MotoGP.

Система подсчета очков гонщиков до 1977-го была построена на учете определенного числа лучших результатов за сезон, затем стали учитываться все финиши. К этой системе еще раз возвращались в 1991-м, после чего сразу отменили. В таких чемпионатах общее число очков указано в скобках после зачетных очков.

В таблицах по сезонам 1949 — 1972 отсутствуют строка «поулы», так как официальной статистики ФИМ за этот период нет, в прессе результатам квалификаций уделяется эпизодическое внимание. Результаты начинают регулярно публиковаться в 73-м, официальный подсчет ведется с 74-го.


1949

Начало начал

Очков Гонщик Мотоцикл Подиумов Побед  Примечание
30 (31) Лесли Грэм AJS 3/6 2/6 Единственный титул AJS
29 (40) Нелло Пагани Gilera 3/6 2/6 Набрал зачетных очков больше Грэма
25 (32) Арчизо Артезиани Gilera 4/6 0/6 Претендовал на титул почти до финала

Мировой чемпионат по мотогонкам Гран-При является ровесником мировой мотофедерации FIM, история которой началась в 1949 году после реорганизации Международной федерации мотоклубов (FICM), учрежденной в 1924-м. Ее основным шоссейно-кольцевым первенством был чемпионат Европы, имевший место в 1924 — 1939 и 1947 — 1948 годах. Реорганизованная FIM подняла статус соревнований, сделав их интернациональными, хотя по сути ничего не изменилось: на стартовые решетки европейских треков так и продолжили выходить те же европейцы на тех же европейских мотоциклах. От довоенных гонок есть важное отличие — запрет на дорогие компрессорные моторы, которым в 30-х уделяли много внимания.

Первый чемпионат мира из шести этапов (на треках в Великобритании, Ирландии, Италии, Бельгии, Нидерландах, Швейцарии) учрежден для мотоциклов в кубатурах 125, 250, 350 и 500 см3, а также «колясочников». Мотоспорт в то время был занятием по-настоящему взрослых людей, средний возраст победителей всех Гран-При в 1949 году составил 37 лет и 180 дней.

Первым чемпионом стал англичанин Лесли Грэм на твине AJS. Вице-чемпион, итальянец Нелло Пагани, пилотировавший «четверку» Gilera, набрал за сезон больше очков — 40 против 31, и оба райдера одержали по две победы. И все же победителем чемпионата был объявлен Грэм, так как система очков учитывала по три лучших результата плюс балл за каждый лучший круг. Соответственно, остальные отбрасывались, поэтому Пагани не спас тот факт, что он довел все свои гонки до финиша, тогда как у Грэма было два схода. Его три лучших гонки дали чуть больше очков — 30 против 29.

Арчизо Артезиани, второй пилот «Джилеры», был третьим, кто мог взять титул первого чемпиона мира в GP500. Ему не повезло из-за схода на предпоследней гонке в Ольстере — так ему не хватило очков для спора с более успешными конкурентами. Последний чемпион Европы в «пятисотках» итальянец Энрико Лоренцетти тоже несколько лет участвовал в новообразованной серии, но не в старшей кубатуре — по воле Moto Guzzi он гонялся в классах пониже, и в 1952-м стал чемпионом GP250.

Интересно, что этот чемпионат был взят на технике переходного поколения гоночных мотоциклов. Чемпионский AJS Porcupine сначала был спроектирован компрессорным, и в связи с запретом 1946 года на такие моторы из него сделали обычный атмосферный байк. При этом Gilera уже была на шаг впереди, так как ее аппарат 1948 года с самого начала задумывался именно таким.