Итальянский кризис в Moto3 и Moto2: где продолжение Росси?
Хотя недоброжелатели Росси не любят это признавать, многочисленные успехи Валентино Росси по прозвищу Доктор и его последующая популярность не только возродили интерес зрителей и СМИ в Италии к гонкам Гран-При 30 лет назад, но и привлекли множество новых спонсоров, были созданы новые команды, а также начались инвестиции в продвижение молодых талантов. Многие молодые люди хотели подражать Валентино как выдающемуся образцу для подражания — так же, как когда-то юные лыжники равнялись на знаменитого Альберто Томбу, а сегодня — на теннисиста Янника Синнера.
В 2017 году, например, через 20 лет после первой победы Росси в чемпионате мира, Италия выставила ряд претендентов на титул во всех трёх классах Гран-При. До этого ни один итальянец не выигрывал чемпионат мира Гран-При с 2009 года (Симончелли/250 куб.см, Росси/MotoGP).
Но период засухи наконец завершился в 2017 году: Франко Морбиделли с лёгкостью выиграл чемпионат мира Moto2 с преимуществом в 65 очков над швейцарцем Томом Люти.
В 2017 году итальянские таланты атаковали по широкому фронту и в чемпионате мира Moto3. Такие гонщики, как Булега, Бастианини, Фенати, Антонелли, Миньо и Ди Джаннантонио, входили в число фаворитов. В итоге победил Жоан Мир, Фенати стал вторым, Ди Джаннантонио финишировал пятым, а Бастианини — шестым.
В младшем классе Италия не выигрывала титул с 2004 года (Андреа Довициозо на Honda). К слову, 2004 год был удачным для класса 125 куб.см. Дови выиграл чемпионат мира, опередив Барберу, Роберто Локателли, Лоренсо и Стоунера. Трое из первых пятерых впоследствии стали чемпионами мира — только Барбера остался без титула.
Итальянские команды также были настоящей силой в классе Moto2. Помимо Франко Морбиделли, на титул претендовал Лоренцо Балдассарри, от Пекко Баньяйи, Пазини, Корси и Марини ждали сильных выступлений. В итоге Пекко завершил сезон на пятом месте в чемпионате, опередив Пазини, Корси стал девятым, Марини — пятнадцатым, а Балдассарри — шестнадцатым.
В классе MotoGP от итальянских гонщиков, таких как Росси, Довициозо, Ианноне и Петруччи, ждали подвигов. И хотя они временами радовали болельщиков, Дови трижды подряд уступал титул Маркесу (2017, 2018, 2019). Лишь со звездой Ducati и протеже Росси — Баньяей — итальянская команда вновь отпраздновала победы в чемпионате мира MotoGP — в 2022 и 2023 годах.
Но ещё совсем недавно итальянская сцена Гран-При переживала упадок. Кто помнит 2010 и 2011 годы? Тогда ни один итальянец не вошёл в топ-10 чемпионата мира в классе 125 куб.см. Более того: Симоне Гроццки замкнул рейтинг лучших итальянцев в 125 куб.см в 2010 и 2011 годах, заняв скромные 15-е и 16-е места.
Сезон 2013 года также завершился уныло. Итальянским болельщикам MotoGP долго не приходилось радоваться. Даже великий Валентино Росси не выигрывал гонки в MotoGP с октября 2010 года (победа в Сепанге на Yamaha) до конца июня 2013 года в Ассене! Его последняя победа в чемпионате мира MotoGP — в 2009 году.
Италия не побеждала в Moto3 с момента победы Романо Фенати в Хересе 29 марта 2012 года. Тогда успех праздновали Кортезе, Виньялес, Салом, Кент и даже француз Луи Росси.
В 2013 году мы не увидели ни одной итальянской победы в Moto3. В 2014-м Фенати победил в Аргентине — первая победа итальянца за два года! Затем Фенати (KTM) также выиграл в Хересе, Муджелло и Арагоне, что ознаменовало начало восстановления. Итальянские команды, такие как Gresini, SKY VR46, Ongetta Rivacold, San Carlo Team Italia, Platinum Bay Real Estate, Leopard Racing и новая SIC58, искали итальянских гонщиков. Mahindra Racing и Peugeot продвигали таланты в CIV, а Росси выставил команду в испанском чемпионате CEV Repsol. Тем временем его VR46 Riders Academy вывела в заводские команды MotoGP таких гонщиков, как Баньяйю, Морбиделли, Марини и Беццекки.
Но голодные годы для Италии в Moto3 быстро закончились. В чемпионате мира 125 куб.см 2016 года Бастианини, Баньяя, Ди Джаннантонио, Булега, Локателли и Фенати заняли 2-е, 4-е, 6-е, 7-е, 9-е и 10-е места соответственно. Это значит, что шесть итальянцев вошли в топ-10! Исключительно быстрый Франческо Пекко Баньяйя выиграл две гонки, а Бастианини и Фенати — по одной.
Но впервые титул в Moto3 итальянцы отпраздновали лишь в 2019 году — благодаря Лоренцо Далле Порта. Это остаётся единственным на сегодняшний день титулом в этом четырёхтактном классе 250 куб.см, существующем с 2012 года. Таким образом, Италия находится на одном уровне с Германией (Кортезе, сменившим гражданство перед выступлениями), Великобританией (Дэнни Кент), Южной Африкой (Брэд Биндер) и Колумбией, которая выиграла чемпионат Moto3 2024 года благодаря Дэвиду Алонсо. Испания же выиграла 8 из 13 чемпионатов Moto3.
И в Moto2 поводов для радости у Италии было немного. Андреа Маньяк Ианноне выиграл 8 гонок Moto2 в 2010–2012 годах, но никогда не был реальным претендентом на титул. А в MotoGP, помимо Росси и Довициозо, итальянцев в те годы было немного.
Тем не менее, местные звёзды MotoGP часто радовали болельщиков в эру четырёхтактных мотоциклов (началась в 2002 году). Росси, например, выиграл 7 гонок подряд в Муджелло с 2002 по 2008 год. В 2003-м за ним боролись за подиум Бьяджи и Капиросси. В 2005 году результат повторился, а Меландри стал четвёртым!
Затем последовали скудные годы, когда Росси мучился с Ducati в 2011 и 2012 годах, набрав лишь три подиума в 2012-м. Однако после возвращения в Yamaha в 2013 году он шесть раз финишировал в топ-3 из 18 гонок.
Проблемы молодых итальянцев особенно остро проявились в младших классах Moto3 и Moto2. В 2013 году Фенати, Антонелли, Тонуччи и другие уступали на Honda по сравнению с мощными KTM. Это отражалось в итогах: Фенати — 10-й, Антонелли — 16-й, Тонуччи — 26-й.
Около 40 лет назад итальянцы (и гонщики из Сан-Марино) выигрывали один титул за другим в классе 125 куб.см: Грезини (1985 и 1987), Кадалора (1986), Капиросси (1990 и 1991), Граминьи (1992), Росси (1997), Локателли (2000), Поджали (2001), Довициозо (2004). Затем наступило 13 лет тишины — до триумфа Морбиделли в 2017 году.
Если взглянуть на таблицу Moto2 после этапа в Хересе 2025 года, то лучшим итальянцем является Селестино Виетти на 10-м месте — на 50 очков позади лидера Гонсалеса. В 2025 году Италия ещё не выигрывала ни одной гонки в Moto2 — как и в Moto3.
Итальянским болельщикам нередко приходилось терпеть такие слабые периоды. В чемпионате Moto2 2013 года Симоне Корси отпраздновал второе место на Заксенринге — лучший результат итальянцев за весь сезон. В итоговой таблице ни один итальянец не вошёл в топ-10, а вот четыре испанца и два швейцарца — вошли!
Итальянские команды Moto2 к концу 2013 года тоже выглядели слабо: Корси — 11-й, Де Анджелис — 14-й, Пасини — 16-й. Но на этот раз примем Де Анджелиса за итальянца, хотя он родом из Сан-Марино.
Трудно поверить, но в 2013 году в Moto2 было всего два настоящих итальянца! И даже на этапах в Муджелло и Мизано не было ни одного итальянца по уайлд-карту в Moto2.
В чемпионате мира мотоциклов среднего класса итальянцы когда-то выигрывали один титул за другим: Кадалора (1991 и 1992), Бьяджи (1994–1997), Капиросси (1998), Росси (1999), Меландри (2002), Поджали (2003), Симончелли (2009). Затем наступила засуха — до 2017 года.
После Морбиделли в Moto2 чемпионами мира становились Баньяя (2018) и Бастианини (2020). Таким образом, с начала эры четырёхтактных мотоциклов в 2010 году лишь три итальянца становились чемпионами в Moto2.
Одно ясно: в славные времена двухтактной эпохи (125 и 250 куб.см) итальянские гонщики выигрывали благодаря доминированию Aprilia и дочерних компаний Piaggio Group — Derbi и Gilera. Итальянские команды и спонсоры поддерживали своих. Позже Gilera также выставляла официальную команду в 250 куб.см, в которой блистал Симончелли.
Это обеспечивало молодым гонщикам доступ к первоклассной технике. Роберто Локателли (Aprilia), например, завоевал поул и выиграл гонку в своём дебюте на этапе в Муджелло в 1999 году по уайлд-карду. Марчеллино Лукки, тест-пилот Aprilia, одержал первую победу в Гран-При (250 куб.см) в возрасте 42 лет — также в Муджелло.
Юные итальянские таланты пока не оправдали ожиданий в Moto3 и Moto2 в 2025 году. Но впечатляющие успехи итальянских заводов и гонщиков в MotoGP делают эти разочарования менее значимыми.