Легенды ушедшей эпохи: культовые мотогонщики 70-80-х годов
Семидесятые и восьмидесятые годы прошлого века стали поистине золотой эпохой в истории мотогонок. В этот период на треках блистали поистине легендарные пилоты, чьи имена навсегда вписаны в анналы спорта. Они покоряли публику не только скоростью и мастерством, но и ярким, самобытным стилем, а порой и драматичными сюжетами своих карьер. Давайте вспомним культовых мотогонщиков тех лет – Джакомо Агостини, Кенни Робертса, Барри Шина, Фредди Спенсера и Рэнди Мамолу.
Эти гонщики становились настоящими кумирами миллионов, их дуэли на трассе сравнивали с битвами гладиаторов. В те времена мотоспорт притягивал не меньше внимания, чем крупнейшие футбольные турниры, а ставки на гонки были столь же популярны, как и сегодня. Сейчас поклонники мотогонок могут не только наблюдать за захватывающими заездами, но и испытывать азарт, делая прогнозы на любимых пилотов. В этом помогает бет букмекерская контора официальный, где можно найти лучшие коэффициенты и широкий выбор событий в мире мотоспорта.
Джакомо Агостини — «Величайший из великих»
Выступая за команду MV Agusta, итальянец Джакомо Агостини установил, пожалуй, вечные рекорды чемпионатов мира. На его счету беспрецедентные 15 титулов и 122 победы в Гран-при. При этом Аго доминировал сразу в двух классах — 350cc и 500cc, порой выигрывая в обеих категориях по ходу одного уик-энда.
«В гонках главное — найти предел возможного. Каждый находит свой. Мой оказался довольно высоко» — Джакомо Агостини.
Гегемонии Агостини бросил вызов не менее талантливый британец Майк Хейлвуд. Их соперничество достигло апогея на Гран-при острова Мэн 1967 года. В решающей гонке Senior TT конкуренты плотно сражались на протяжении пяти кругов, но за два круга до финиша Майк оторвался и выиграл с рекордным средним временем круга 108,77 миль/ч. Однако по итогам года чемпионом все же стал более стабильный Агостини.
В середине 70-х Джакомо перешел в Yamaha и провел там последние сезоны в карьере, добавив еще несколько побед к своей обширной коллекции. Он выступал на инновационных для того времени байках с алюминиевой рамой — Yamaha OW35 и OW48.
Эволюция техники Джакомо Агостини | |
---|---|
1965-1973 | 3-цилиндровые MV Agusta 350/500 |
1974 | Yamaha OW23 (500cc) |
1975-1976 | Yamaha OW26 (500cc) |
1977 | Yamaha OW35 (500cc) |
Уйдя из гонок в 1977-м, Аго оставил после себя наследие, с которым до сих пор мало кто может сравниться. Его достижения и харизма повлияли на развитие всего мотоспорта.
Кенни Робертс — «Король Кенни»
Американец Кенни Робертс дебютировал в Гран-при в 1978 году, уже будучи двукратным чемпионом AMA в классе 750cc. С первых же гонок Кенни дал понять, что намерен побеждать и в Европе. Он завоевал титул чемпиона мира в премьер-классе 500cc в первый же сезон, а затем повторил успех в 1979-м и 1980-м.
«Они платят мне за то, чтобы я ездил так быстро, как только могу, от старта до финиша. Я езжу быстро, а умный придумает, как выиграть гонку» — Кенни Робертс.
Робертс привнес в Гран-при новаторский стиль пилотирования, отточенный на грунтовых овалах Америки. Его фирменный прием — управляемый занос заднего колеса на входе в поворот — поначалу шокировал соперников, но затем стал образцом для подражания. Кроме того, Кенни первым начал активно перекладывать байк в поворотах, достигая большего угла наклона.
Завершив карьеру в 1983-м, Робертс занялся менеджментом и промоушеном Гран-при. Он основал собственную команду и воспитал таких чемпионов, как Уэйн Рэйни и Кенни Робертс-младший. За огромный вклад в развитие мотоспорта Король Кенни в 2000 году был включен в Зал славы MotoGP.
Барри Шин — «Человек, который преодолел боль»
Британец Барри Шин был не только невероятно быстр, но и фантастически вынослив. Этот пилот Suzuki выигрывал гонки и титулы, невзирая на многочисленные тяжелые травмы, что принесло ему прозвище «Человек, который преодолел боль».
«Ты должен любить боль в гонках. Потому что ты будешь ее чувствовать» — Барри Шин.
Шин становился чемпионом мира в классе 500cc в 1976 и 1977 годах. При этом в шести гонках сезона-1977 он финишировал на подиуме с переломами ног, рук и ребер. Казалось, Барри может стерпеть любую боль ради победы.
Легендарный момент его карьеры случился на Гран-при Великобритании 1979 года в Сильверстоуне. Шин одержал победу, несмотря на сломанную ключицу и растяжение мышц паха. Журналисты тогда назвали его выступление «подвигом смелости и самоотверженности».
Но карьера Шина оборвалась в 1982-м после страшной аварии на том же Сильверстоуне. Он потерял управление на скорости свыше 160 км/ч, упал и сильно повредил позвоночник. Доктора сомневались, что он когда-либо снова сможет ходить. Но Барри преодолел и эту боль. Всего через три месяца он вернулся в паддок, чтобы поддержать команду. А в следующем году выиграл свою последнюю гонку в премьер-классе — Гран-при Швеции. После этого Шин завершил карьеру, но остался в истории как один из самых стойких ее бойцов.
Фредди Спенсер — «Быстрый Фредди»
Американец Фредди Спенсер ворвался в мир Больших Призов в 1980 году в возрасте 18 лет и сразу заявил о себе, финишировав четвертым в дебютной гонке класса 500cc. В следующем сезоне Спенсер взял первый подиум в карьере, а в 1983-м стал чемпионом мира в премьер-классе, опередив грозного соотечественника Кенни Робертса. Фредди было всего 21 — он до сих пор остается самым молодым чемпионом в истории 500cc/MotoGP.
«Нет никаких секретов. Я подхожу к каждой гонке так, словно она моя последняя. Выкладываюсь на 100%» — Фредди Спенсер.
Но свой самый феноменальный прорыв Спенсер совершил в 1985 году. Он выиграл 7 из 11 этапов в классе 250cc, в том числе легендарную дуэль с Антоном Мангом на Гран-при Швеции, где они пересекли финишную черту с разницей 0,005 секунды! А в 500-кубовом зачете Фредди победил в 7 гонках из 12, опередив ближайшего преследователя Эдди Лоусона на 23 очка. Так Спенсер стал первым и единственным в истории гонщиком, кому покорился «дубль» в чемпионатах 250cc и 500cc за один сезон.
Увы, на этом пике карьера американского вундеркинда и надломилась. Последующие годы были омрачены травмами, и в 1988-м Спенсер вынужден был уйти из гонок. Впрочем, он реализовал себя как успешный тренер, открыв школу для молодых талантов. Среди его учеников такие звезды нынешней MotoGP, как японец Маки Нагаи и малайзиец Хафиз Сьярин.
Рэнди Мамола — «Бесстрашный Рэнди»
Американец Рэнди Мамола по праву считается одним из самых ярких шоуменов в истории мотогонок. Он редко выигрывал, зато падал чаще, чем кто-либо. Причем делал это настолько эффектно, что даже получил от журналистов прозвище «Летучий Мамола».
«Если ты ни разу не упал — ты недостаточно быстр» — Рэнди Мамола.
При этом талант Рэнди не вызывал сомнений. Четыре года подряд с 1980-го по 1983-й он становился вице-чемпионом премьер-класса 500cc. Но опередить того же Кенни Робертса Мамола так и не сумел. Во многом из-за своего безумного стиля пилотирования, который часто приводил к эффектным авариям.
Самый известный «полет» Рэнди случился на Гран-при Сан-Марино 1985 года. В повороте Tramonto его Suzuki на скорости около 200 км/ч неожиданно подбросило в воздух. Мамола пролетел около 50 метров и рухнул на асфальт уже за пределами трека. Чудом не пострадав, он вскочил на ноги, вернулся к байку, завел его и финишировал шестым!
Подобная живучесть позволила Мамоле провести в Гран-при более 200 гонок — рекорд для того времени. В 80-х казалось, что этот веселый парень будет гоняться вечно. Но в 1992-м, в возрасте 41 года, Рэнди все же решил повесить шлем на гвоздь. Впрочем, из паддока он не ушел — создал собственную Академию экстремальной езды и стал обучать экстремалов со всего мира искусству высшего пилотажа. И падать, конечно, тоже.
Гонщик | Годы выступлений | Титулы | Победы | Подиумы | Команды |
Джакомо Агостини | 1965-1977 | 15 (8 в 500cc, 7 в 350cc) | 122 (68 в 500cc, 54 в 350cc) | 159 | MV Agusta, Yamaha |
Кенни Робертс | 1978-1983 | 3 (все в 500cc) | 24 (все в 500cc) | 44 | Yamaha |
Барри Шин | 1970-1984 | 2 (оба в 500cc) | 19 (все в 500cc) | 52 | Suzuki |
Фредди Спенсер | 1980-1988 | 3 (2 в 500cc, 1 в 250cc) | 27 (20 в 500cc, 7 в 250cc) | 39 | Honda |
Рэнди Мамола | 1979-1992 | 0 | 13 (все в 500cc) | 57 | Suzuki |
Технические инновации эпохи
70-80-е годы стали временем активного развития гоночных технологий. В погоне за результатом инженеры внедряли смелые решения, менявшие облик мотоциклов Гран-при:
- Алюминиевые рамы. Yamaha первой применила шасси из легкого сплава на моделях OW35 и OW48 Агостини. Это позволило снизить массу и улучшить управляемость.
- Маятниковая задняя подвеска. Suzuki дебютировала новую схему подвески на мотоцикле RG500 Барри Шина в середине 70-х. Спустя пару лет ее переняли и другие производители.
- Дисковые тормоза. Благодаря большей эффективности, дисковые механизмы полностью вытеснили барабанные тормоза к концу 70-х. Suzuki RG500 Мамолы одной из первых получила двойные передние диски.
- Легкосплавные колеса. Кованые алюминиевые колеса пришли на смену спицованным в начале 80-х. Они снизили неподрессоренные массы и улучшили отклик подвески.
Прогресс коснулся и экипировки пилотов. В конце 70-х появились первые комбинезоны с кевларовыми вставками, усиленные шлемы и защитные ботинки. Безопасность вышла на новый уровень, хотя полностью исключить риск травм, конечно, не могла.
Опасное время
При всем техническом прогрессе гонки 70-80-х оставались крайне рискованным занятием. Трассы не отвечали современным нормам безопасности, многие повороты не имели зон вылета. Бетонные стены и отбойники подступали вплотную к полотну. А медицинская помощь оказывалась на примитивном по нынешним меркам уровне.
Увы, такие условия нередко приводили к трагедиям. Только в период с 1970 по 1990 год на этапах Гран-при погибли 28 гонщиков. Некоторые из них считались восходящими звездами и могли в будущем затмить героев нашей статьи. Джилберто Парлотти, Ханс Штадельман, Мишель Фруцци, Патрик Пон — их имена сегодня помнят только истинные поклонники. Но своей жизнью они заплатили за то, чтобы любимый спорт становился зрелищнее и безопаснее.
Заключение
Семидесятые и восьмидесятые стали для мотогонок эпохой перемен. Нараставшее доминирование японских производителей, приход новой волны талантов из США, технический прогресс — все это меняло устоявшийся порядок в Гран-при. Но одно оставалось неизменным — культ бесстрашных пилотов-героев, которые ради победы готовы терпеть боль и бросать вызов физике.
Джакомо Агостини и Барри Шин, Кенни Робертс и Фредди Спенсер, Рэнди Мамола — эти легенды семидесятых и восьмидесятых навсегда останутся символами смелости, упорства в достижении цели и верности мотоспорту. Они погружали нас в немыслимый драйв и дарили искренние эмоции, за что мы бесконечно им благодарны.
Пусть сейчас кумиры той эпохи давно не выходят на старт, их победы, рекорды и человеческие качества по-прежнему служат ориентирами для новых поколений мотогонщиков. И кто знает, может когда-нибудь мы увидим на треке новых Королей Кенни или Летучих Мамола. Ведь пока на планете есть люди, которые любят быструю езду и не боятся падать — история мотогонок продолжается.
Часто задаваемые вопросы
Кого считают самым великим мотогонщиком 70-80-х годов?
Однозначного ответа нет, но большинство экспертов и болельщиков называют Джакомо Агостини. Итальянец доминировал полтора десятилетия, выиграв рекордные 15 титулов и 122 Гран-при. Его ближайшие конкуренты — Mike Hailwood с 9 титулами и 76 победами, а также John Surtees — 7 титулов и 38 побед. Среди героев нашей статьи больше всего чемпионств у Кенни Робертса и Фредди Спенсера — по 3.
Какие технические новинки больше всего повлияли на скорости в Гран-при тех лет?
Пожалуй, главным прорывом стал переход на алюминиевые рамы вместо стальных. Этот процесс начался в конце 70-х и завершился в середине 80-х. Более легкие и жесткие шасси из сплавов позволили улучшить управляемость и отклик байков на действия райдеров. Прибавка в скорости на некоторых треках достигала 10-15 км/ч. Среди других значимых инноваций — дисковые тормоза, моноамортизаторная задняя подвеска и 2-тактные двигатели с лепестковыми клапанами.
Действительно ли мотогонки 70-80-х были намного опаснее, чем сейчас?
Статистика говорит сама за себя. За два десятилетия с 1970 по 1990 год на этапах Гран-при погибли почти 30 гонщиков. Для сравнения, за 30 лет с 1990 по 2020 в премьер-классе MotoGP разбились насмерть 3 райдера. Связано это с тем, что раньше стандарты безопасности на трассах были гораздо ниже. Не было гравийных ловушек и зон вылета, трибуны и ограждения стояли очень близко к треку. Да и медицина была не на высоте. С тех пор организаторы чемпионата проделали огромную работу, чтобы минимизировать риски для спортсменов.
Что стало с легендами 70-80-х после завершения карьеры?
Большинство из них остались в мотоспорте и преуспели на новом поприще:
- Джакомо Агостини руководил командой Aprilia в MotoGP и воспитал чемпиона Валентино Росси.
- Кенни Робертс создал собственную команду и выиграл с ней 5 титулов. Также открыл школу для молодых талантов.
- Барри Шин некоторое время был менеджером команды Suzuki, а затем комментировал гонки на ТВ.
- Фредди Спенсер основал гоночную академию и тренировал многих звезд, включая Кейси Стоунера.
- Рэнди Мамола организовал школу экстремального вождения и до сих пор обучает в ней.
А вот их титулованные современники Фил Рид и Майк Хейлвуд, к сожалению, рано ушли из жизни. Рид погиб в 1985-м, врезавшись на мотоцикле в автобус. Хейлвуда в 1981 году насмерть сбила машина, когда он ехал забирать детей из школы.
Какие рекорды легенд до сих пор не побиты?
- 122 победы и 159 подиумов Джакомо Агостини в Гран-при. У ближайшего преследователя Валентино Росси 115 и 235 соответственно.
- 10 побед Агостини на одной трассе за сезон (Нюрбургринг-1969) и в течение карьеры (Спа-1966-1972).
- 3 титула Кенни Робертса подряд в премьер-классе — повторить смогли лишь Уэйн Рейни и Марк Маркес.
- Дубль Фредди Спенсера в чемпионатах 250сс и 500сс 1985 года. Больше ни у кого не получилось.
- 7 побед Спенсера за сезон в классе 250сс — столько же лишь у Макса Бьяджи и Марко Симончелли.
- 18 сезонов Рэнди Мамолы в Гран-при (1979-1992). Валентино Росси побил рекорд в 2021-м.