Суппо: У Honda с Маркесом та же проблема, что у Ducati со Стоунером

Марк Маркес

Ливио Суппо — единственный управленец MotoGP, которому довелось поработать и с Марком Маркесом, и Кейси Стоунером, авторами 8 титулов премьер-категории на двоих. Бывший директор Ducati Team и Repsol Honda поделился с порталом The Race взглядом на то, почему сложности Маркеса после его возвращения в спорт так похожи на пережитое Стоунером в Ducati.

В 2010-м Суппо, покинув Ducati после 10 сезонов спортивным директором, обосновался в Honda на похожем посту директора по маркетингу. Итальянец срежиссировал «похищение» у своей бывшей команды чемпиона 2007 года Стоунера, сразу выигравшего для Honda титул 2011-го. На тот момент последним успехом Красного крыла в MotoGP была победа Ники Хэйдена в 2006-м.

В 2013 — 2017 годах Ливио действовал как главный управленец Repsol Honda, добавив в резюме 4 новых титула, на этот раз с Маркесом. Затем дела команды перенял нынешний директор Альберто Пуч, так же известный как советник Dorna по её молодёжным кубкам.

Достижения Суппо как менеджера MotoGP превосходят, к примеру, такого сверхуспешного управленца, как Давиде Бривио, ныне перешедшего в Формулу-1 к команде Alpine. Гонщики Суппо выигрывали MotoGP 6 раз под его началом, Бривио — 5 (4 с Валентино Росси, 1 с Жоаном Миром).

Преемнику Ливио пришлось столкнуться с самым большим упадком Honda с 1981 года. Таким был разрушительный эффект травмы Маркеса на прошлогоднем ГП Испании. Когда пилот #93 вернулся на победный путь в Германии-2021, это было первое золото Honda… после него самого (Валенсия-2019).

На момент интервью, взятого перед 11 триумфом подряд Муравья на Заксенринге, Honda переживала 1,5-годовую беспобедную паузу. Однако тот успех не может затмить главную сложность компании — её лучший гонщик, всё еще гоняя с ослабленной правой рукой, вернулся на байк, чьи старые недостатки (вроде критичного к жесткости торможения передка) прибавились к новым (вроде шасси, не умеющего извлекать скорость из свежего заднего «софта»).

На замечание Саймона Паттерсона, что Honda без Маркеса сбилась с пути и плохо представляет, как дальше развивать RC213V даже когда он вернулся, Суппо пришлось согласиться:

К сожалению да, и я говорю к сожалению, потому что конечно я провел 8 лет в Honda, и когда я присоединился, [бывший вице-президент HRC Шухеи] Накамото-сан сказал мне «мы должны разбудить HRC». Это и стало нашим заданием, потому что за 7 предыдущих лет HRC выиграла всего 1 титул из 7 последних, в 2006-м.

Работа Накамото, меня и новых ребят, когда мы пришли, включая, конечно, сначала Кейси, а затем Марка, заключалась в том, чтобы добиться хороших результатов, и чтоб байк стал очень хорош не только под Кейси и Марком.

Дани [Педроса] был правда быстр, Кэл [Крачлоу] выиграл несколько гонок, и я думаю, цель была достигнута. HRC вернулась к тому, чем была до ухода Валентино [Росси] — эталоном класса.

Когда Суппо отошел от дел и за Repsol Honda взялся Пуч — бывший гонщик, проложивший дорогу в Гран-При будущим чемпионам Стоунеру, Педросе и Тони Элиасу, — успехи Honda шустро свелись к успехам одного Маркеса. Подписания Хорхе Лоренсо (2019), Алекса Маркеса (2020) и Поля Эспаргаро (2021) можно назвать скорее неудачными, так как никто из них не показал близкий уровень успешности, которую ждал офис в Токио.

Раскадровка падения Джека Миллера в квалификации MotoGP Гран-ПРи Австрии

Но не только здесь просчиталась его бывшая команда, говорит 56-летний Суппо. Марк так долго отсуствовал из-за 3 операций на месте перелома, чего можно было избежать, если бы Repsol Honda удержала его от поспешного возвращения на байк всего через 5 дней после операции №1. Пуч не услышал противопоказаний от его хирурга Ксавье Мира, и дал добро на затею, которая оказалась более чем сомнительной.

В то же время менеджер MotoGP такого уровня не должен слепо доверять одному врачу, подчеркивает Ливио. Костоломные аварии — это повод получить несколько мнений, чтобы обставить выздоровление гонщика в как можно лучшем виде. Пуч вновь подвергается критике за то, что пустил покалеченного Маркеса обратно на байк:

Честно говоря, думаю, они наделали много ошибок. Прежде всего, потому что доверились врачам и позволили Марку гонять сразу после первой операции. Сейчас-то легко говорить, но я всегда считал, что это безумие. В то, что он [Марк] этого хотел, я могу поверить.

Конечно, на враче большая ответность, потому что это они говорят, хороши ли [гонщики]. Но со мной случалось несколько раз, когда врач говорил что-то и я не слишком в этом верил, и я предпочитаю проконсультироваться с другими врачами.

У меня так было, например, с Джеком Миллером, когда он выступал за Marc VDS [в 2016-м]. Он разбился в Австрии и сломал себе позвонок, и доктор сказал на гонке, что после этого он сможет гонять.

Я был сверхобеспокоен и начал проверять всю имеющуюся у нас информацию с другими докторами — и все остальные сказали, что было бы намного лучше не позволять ему гонять, потому что если он опять попадет в аварию, ей будет гораздо проще нанести серьёзный ущерб.

В то время Джек, конечно, был гонщиком и хотел гонять, и его менеджер, и менеджер команды были на его стороне. Мне не удалось убедить его остановиться, но я попросил Ники Хэйдена приехать в Сильверстоун, чтобы быть наготове.

Мне не удавалось убедить его остановиться, но наконец в Мизано у меня возникла мысль, и я пошел к нему и сказал: «Джек, ты говоришь, что всё ОК, но ты очень медленно ездишь. Люди будут думать не о том, что ты травмирован, а о том, что ты медлительный». В этот момент он наконец понял, что лучше остановиться, и Ники заменил его в Арагоне.

Когда происходит что-то настолько серьезное, я считаю безумием просто доверять первым врачам и не собирать дополнительной информации. Особенно на всякий случай, поскольку там было начало чемпионата, да и Маркес выиграл последние 6 из 7 чемпионатов. Если пропустить 2-3 гонки, вы все равно можете бороться за чемпионство.

Не было никаких причин так крупно рисковать. Марк показал, что у него отличная связь с байком, и это было большой ошибкой.