Видоизменение ездового стиля MotoGP за 70 лет в наглядном 3D-видео

По современным взглядам битвы на заре МотоГран-При в 50-х выглядели смехотворно. Популярные мотоциклы вроде 500-кубового британского Norton Manx на тонюсеньких шинах разгонялись по прямой до 230 км/ч — это даже меньше рекорда 1996 года от дебютанта Валентино Росси, который в седле 125-кубовой Aprilia разогнался до 249,7 км/ч.

Эволюция двигателей, рам, подвесок, покрышек, бурное развитие электроники с появлением 4-тактной 990-кубовой категории MotoGP в 2002-м, заменившей пятисотки, далеко отодвинули пределы физики в мотогонках. Благодаря толстым задним «сосискам», которые изо всех сил передают на асфальт мощь почти 300-сильных двигателей, контролю тяги наклоны байков до 63 градусов (и более) в поворотах стали чертами современного MotoGP.

К ГП Испании видеоделы Dorna приготовили любопытный ролик с иллюстрацией посадки мотогонщика за более чем 70 лет этого чемпионата мира.

В 50-х свешиваться с мотоцикла было бессмысленно, как и далеко его наклонять — у довольно жестких всепогодных шин (первые слики-липучки появились в 1974-м) не было рабочих боковин. Кроме того, в попытке увеличить поворотную скорость можно было задеть асфальт подножками или трубами выхлопной системы.

Колонка Indian: Эволюция стилей езды в Гран-При

Только в 70-х ездовой стиль сделал шаг вперед благодаря росту мощностей и увеличению ширины покрышек. 3-кратный чемпион GP500 из США Кенни Робертс ввел «грязный» стиль грунт-трека, добавляя избыточную тягу на выходе из поворотов для буксования и заострения траектории. Финн Ярно Сааринен, а затем и Робертс были первыми, кто начал доставать коленом до асфальта.

Последние 500-кубовые байки, достигшие к концу 90-х почти 200 л.с. и всё еще не оснащенные страхующей электроникой, намного обгоняли реакцию мотогонщиков. Узкий рабочий диапазон зверских 2-тактных моторов часто приводил к подбросу пилота на добавлении газа. Он приземлялся «на уши», как говорят в Испании, или отправлялся в хайсайд, как говорят в США, Британии и Австралии… И к сожалению, что-нибудь ломал себе, застигнутый враслох резким выбросом из седла.

Более удобные 4-тактные двигатели и продвинутая электроника с нулевых направляли стиль MotoGP туда, где он сейчас. Укладывая байки всё ниже, приближаясь почти к 70 градусам, гонщики стали доставать до земли не только локтем, но даже плечом.

Рекорд скорости MotoGP давно ушел за 350 км/ч (362,4 после ГП Катара 2021), как и скорость прохождения поворотов благодаря занижаемому центру тяжести при сохранении контакта обеих пухлых мягких шин с асфальтом.

Кейси Стоунер про эволюцию стилей в MotoGP 2006 — 2016 годов (4/4)