Зарко, А. Маркес, А. Эспаргаро на вершине аварийной статистики MotoGP 2020 года

Подсчет количества падений за сезон — одна из наиболее интересных статистик MotoGP. Ежегодно она рассылается журналистам чемпионата через несколько дней после завершающего Гран-При.

На этот раз сводный документ сайта motogp.com об авариях 2020 года в MotoGP, Moto2 и Moto3 занял 90 страниц. Пока можно взглянуть на основные аварийные факты «коронавирусного» сезона, в котором вместо 20 изначальных событий было 14 в премьер-классе MotoGP и 15 в Мото2 и Мото3. Дополнительным этапом в младших категориях стал мартовский ГП Катара перед почти 5-месячной паузой.

MotoGP определяет аварию как «физическое касание байка земли, когда он остаётся на земле». Отталкиваясь от этого определения, за 2020 год статистика насчитала 722 аварии во всех 3 классах, причем на премьер-категорию приходится меньше всех — 180 против 292 в Мото2 и 250 в Мото3.

2010 — 2020: число падений и соотношение событие/падения во всех классах

В MotoGP второй год подряд Жоанн Зарко выиграл «титул» самого падающего пилота. Пилот Esponsorama Racing допустил 15 аварий, дважды это портило гонку другим. В Австрии-1 француз задел байк Франко Морбиделли, оба рухнули на землю. Дальнейшие секунды стали одними из самых леденящих за всю 72-летнюю историю чемпионата. Кувыркающиеся Ducati и Yamaha пролетели над макушками Маверика Виньялеса и Валентино Росси, проходивших шпильку 3 поворота Ред Булл Ринга, и чудом их не пришибли.

Зарко сломал ладьевидную кость в том инциденте и заработал старт пит-лейна в Австрии-2. Кроме того, в начале гонки в Каталонии его байк рухнул под колеса Андреа Довициозо — так трижды вице-чемпион MotoGP потерял лидерство в чемпионате и больше его не вернул.

Дебютант Алекс Маркес (Repsol Honda) прошел «обучающий курс» MotoGP с 14 падениями, далее идет Алейш Эспаргаро (Aprilia Gresini) с 12. Замыкают топ-5 новички сезона из лагеря КТМ — Икер Лекуона с 11 авариями, пропустивший 3 последних этапа из-за чужого и затем своего коронавируса, и Брэд Биндер — он 10 раз разделялся со своим байком.

Как и в случае Зарко, за ошибки Биндера платили соперники. В Хересе-2 южноафриканец сбил с колес Мигеля Оливейру, в Арагоне-2 налетел на Джека Миллера.

2014 — 2020: количество падений за сезон, гонщики MotoGP

Наименее падающим пилотом премьер-категории из числа постоянных участников стал Данило Петруччи (Ducati Team ) всего с 2 случаями. Тест-пилот КТМ Мика Каллио ни разу не свалился с байка на ГП Португалии, где заменял Лекуону. Тест-пилот Ducati Микеле Пирро тоже не стал выставлять счет своей команде за ремонт мотоцикла, ведь ни в Австрии-1, ни в Австрии-2 временный сменщик Пекко Баньяйя на боку не валялся.

Резкое снижение аварийности показал и 6-кратный чемпион MotoGP Марк Маркес (Repsol Honda), но этот показатель объясняется сверхкоротким сезоном: гонщик успел упасть 2 раза, прежде чем сурово сломать правую руку на ГП Испании и выбыть до конца сезона.

Ощутимо изменились числа и Кэла Крачлоу (LCR Honda), традиционно одного из самых аварийных мотогонщиков. В свой 10-й и прощальный сезон MotoGP Крачлоу допустил 5 падений, тогда как в 2016-м их было 26, в 2017-м — 24. В предпенсионный год будущий тест-пилот Yamaha не рисковал, как раньше.

Чемпион Жоан Мир (Suzuki Ecstar) и дуэт Джека Миллера и Франческо Баньяйя (Pramac Racing) тоже относятся к тем, кто на треке стал лучше ощущать предел байка и повысил аккуратность. Мир сократил число происшествий с 12 до 5, Миллер с 15 до 8, Баньяйя с 14 до 8.

Наиболее падающие гонщики, все категории

В общей таблице аварийщиков в глав-5 не было никого из MotoGP. Более возрастные и опытные ездоки премьер-категории уступили эти места пилотам Мото2 и Мото3. Малайзиец Касма Даниэль Касмаюдин (Onexox TKKR SAG Team) в свой дебютный сезон Мото2 взлетел на вершину с 20 авариями, следом приземлился другой пилот Мото2 Хорхе Наварро (Speed Up) с 19 и пилот Мото3 Габриэль Родриго (Kömmerling Gresini Moto3) с 18.

Из 14 (15) колец 2020 года французский Ле-Ман вышел «победителем»: 100 аварий за уик-энд во всех классах, тогда как годом ранее было 90. Самым опасным поворотом всего сезона так же стал ле-мановский: речь о левом повороте 3 в начале эски перед знаменитой надтрековой дугой в виде шины Dunlop. Там контроль над байком из-за остывшей левой половины шин потеряли 30 раз, в том числе в нескольких дождевых сессиях.

Следующий по опасности поворот — левый 2 на Барселоне-Каталунье (21 авария). То место остаётся одним из наиболее коварных в чемпионате, ведь это первый левый поворот после 4 правых подряд и длинного стартового прямика.

В нижней части таблицы с 27 авариями стоит катарский Лосаил, который 8 марта однако не принимал первую категорию Гран-При. С учетом этого самого «тихим» местом 2020 года оказался португальский Альгарве, только дебютировавший в MotoGP. Холмистый, даже коварный трек, тем не менее, не подкинул пилотам большого количества сюрпризов — 32 аварии за финальный этап сезона.

На снижение числа происшествий повлияло не только ужимание сезона, но и выбывание нескольких сложных треков, где нередко происходят неожиданные падения из-за остывших шин и травмоопасные аварии. В 2020-м MotoGP не поехал на такой «злобный» трек, как австралийский Филлип-Айленд (73 падения в 2019-м).

Так же не было извилистого голландского Ассена и японского старт-стопового Твин Ринг Мотеги с его максимальной требовательностью к температурной устойчивости тормозов.

2014 — 2020: число аварий на треках за гоночный уик-энд, все классы

Прочие факты аварийной статистики-2020:

  • 722 аварии во всех категориях — низший показатель за период 2010 — 2020;
  • «рекорд» последней декады всё еще сохраняется за 18-этапным сезоном 2017 (1126 падений);
  • за последнее десятилетие наименьшее количество падений в классе MotoGP произошло в 2010-м, в предпоследний сезон эры 800-кубовых прототипов (134);
  • в классе MotoGP на каждом уик-энде в среднем происходило 12,8 аварий, всего 180;
  • в классе Moto2 на каждом уик-энде в среднем происходило 19,4 аварий, всего 292;
  • в классе Moto3 на каждом уик-энде в среднем происходило 16,6 аварий, всего 250;
  • в классах MotoGP и Moto2 увеличилось соотношение Гран-При/падений;
  • в классе Moto3 зафиксировано минимальное за 10 лет соотношение Гран-При/падений (16,6);
  • гонка — самая аварийная сессия в классе MotoGP (56 падений из 180);
  • гонка — самая аварийная сессия в классе Moto2 (90 падений из 292);
  • СП-1 — самая аварийная сессия в классе Мото3 (56 падений из 250);
  • гонка — самая аварийная сессия во всех классах (222 из общих 722);
  • на всех 5 кольцах (Херес, Ред Булл Ринг, Мизано, Арагон, Рикардо Тормо), которые приняли по 2 Гран-При, число аварий на втором событии уменьшалось;
  • Жоанн Зарко 2 сезона подряд был самым падающим пилотом категории MotoGP;
  • Марк Маркес показал наименьшее количество падений после 11, 13, 17, 27, 23 и 14 в прошлые 7 лет