Экс-техник Ducati: Довициозо не объезжает проблемы, как Стоунер

Фабиано Стерлаккини предложил читателям Gazzetta dello Sport свой взгляд на упадок Ducati в 2020 году. 47-летний итальянец в течение 17 лет работал в Ducati, его последние годы в Болонье были связаны с должностью трекового техника-координатора. Он был правой рукой главного конструктора Луиджи Даллинья.

В 2019 году Фабиано покинул Ducati в результате трений с Даллинья. Последнее большое дело, которое опытный техник провернул для своей команды — помог выиграть в суде FIM «дело о спойлере-охладителе», которое на ГП Катара возмутило Honda, Aprilia, Suzuki и КТМ. Стерлаккини сумел доказать в суде законность лопатки под задним колесом, впоследствии она появилась на всех байках-соперниках.

Уход ценного технаря Даллинья совпал с завершением короткой эпохи Ducati имени Андреа Довициозо. Вице-чемпион 2017 — 2019 годов никак не воспользовался травмой непобедимого Марка Маркеса, и проиграл новый шанс завоевать MotoGP. На ГП Валенсии титул взял Жоан Мир на Suzuki, тогда как Дови невероятно повезет, если на финале в Португалии 22 ноября он опять окажется вице-чемпионом. Сейчас он на 6 месте.

Сезон почти завершился, а Даллинья так и не придумал, как поженить Ducati с новым задним сликом Michelin. Хотя в такой год лидер марки мог сделать больше, сказал Стерлаккини. После почти 1,5-годовой войны с Даллинья по поводу направления развития байка (Довициозо настаивал на улучшении управляемости, но так и не был услышан), вероятно, он утратил мотивацию:

Со стороны было видно, как цикл приближался к завершению. Довициозо выиграл 6 гонок в 2017-м, потом 4, потом 2, и 1 в этом году. Когда ты за кем-то гонишься, сказывается всё. Чтобы стать лучше, иногда окупается поступательная напряженная методика. За счёт техники невозможно снять полсекунды, но если пилоту добавить мотивации, можно прогрессировать.

Но это и в обратную сторону работает: когда дела так себе, легко ошибиться, и пилот потеряет мотивацию. Ну, в таких случаях [руководству] наверное иногда лучше быть посдержаннее.

Ударный дуэт Ducati рано потерял мотивацию, считает Стерлаккини. Переговоры о продлении с Довициозо и Петруччи очень долго тянулись, и в результате закончились ничем. Петруччи решил принять предложение Red Bull KTM Tech 3, Довициозо уходит из Ducati в никуда — 2021-й будет у него годом отпуска. Он рискует карьерой, лишь бы далее не общаться с Даллинья впустую.

Команда разом сменила обоих пилотов — в следующем году флаг заводской команды будут нести Джек Миллер и Франческо Баньяйя, ныне пилоты Pramac Racing. Вероятно, отсутствие доверия к себе не дало Андреа и Данило того лишнего упорства для адаптации к новому заднему слику Michelin:

Наверное, это было не очень разумно — говорить «прощай» обоим пилотам. Я понимаю, такова логика рынка, но так вы рискуете очень отрицательной атмосферой.

И потом, в основе Ducati лежит обычный предел — это середина поворота. Новая задняя шина изменила баланс байка. Раньше «Дукати» использовала торможение, чтобы байк вставал боком и поворачивал. Таким образом оптимизировались черты шины — это помогало сильнее тормозить задком и не слишком много просить от передка. Я по ТВ заметил, что такого больше нет.

То есть если добавить технические проблемы к мотивационной части, это всё равно что смешать какую-нибудь кислоту с глицерином. Получается нитроглицерин.

Нам понадобятся очень сильные пилоты. Вижу, Пекко хорош из-за устремлённости, упорства и желания. Джек вполне успешен, и он чересчур австралийский.

Хотя Ducati — это байк, крайне зависимый от сцепления задней шины, оно не должно быть чересчур высоким. Срыв в занос задней покрышки теперь невозможен, так что пилотам тяжело заострять траекторию Desmosedici перед критической серединой поворота. Стерлаккини попробовал описать полное нарушение баланса управляемости:

Представим руку, где каждый палец обозначает силу в определённой области. Большой палец — торможение, указательный — скорость, средний — поворачиваемость, безымянный — разгон, мизинец — тяга. Если у проекта с крайне сильными чертами ампутирован палец, он гораздо менее успешен, чем когда все пальцы коротковаты.

Если ваш байк медленно ездит на прямой, вас будут обгонять, замедлять и ломать темп, как Yamaha. Если купированы пальцы со скоростью и мощью, это неприемлемо для выигрыша Мондиале.

У «Дукати» проблема с поворачиваемостью, и когда меняется такой элемент баланса, как шина, вы за это расплачиваетесь, потому что проект уже неуравновешен.

Низкая поворотная скорость никогда не покидала Ducati, однако в 2017 — 2018 годах это было не так важно. Довициозо часто спасался сильным разгоном и торможением, и оставлял соперников с носом благодаря качественному контролю износа задней шины.

Повышение износостойкости Michelin в 2019 — 2020 годах сделало контроль над сбережением шины менее важным, а дополнительный держак усилил поворотную скорость байков вроде Yamaha и Suzuki. В случае Ducati поворачиваемость снова стала нужнее шинного контроля.

И всё-таки Довициозо мог успешнее выйти из положения, считает бывший техник Ducati. В 2019-м и особенно в 2020-м лидер команды слишком часто оправдывался тем, что его байк в поворотах никуда не годится:

Андреа повторял, что без решения фундаментальной беды мы никуда не уедем. А в этом году связь стала хуже некуда из-за резины. Подобное вьедается пилоту в мозг.

И потом, если честно, у правда сильного пилота не должно быть такого настроя, как у Андреа. Он должен сохранять спокойствие, устремлённость, и перешагивать проблемы. Иногда он в плену своей печали.

Мик Дуэн повторял, что нельзя упрямо идти к идеальному байку. По мне так сильный пилот не ищет идеал как одержимый, а закрывает визор и задаёт разницу, как Стоунер.