Довициозо: Гонщикам не нужны поддакалы

Андреа Довициозо

Если прийти в MotoGP просто хорошим гонщиком без выдающихся способностей, легко попасть в тень великих. Так было с Андреа Довициозо — победителем единственного ГП Великобритании 2009 за 8 сезонов накануне судьбоносного 2016-го, — пока он не превратился в вице-чемпиона MotoGP и наиболее опасного соперника Марка Маркеса.

В подкасте Last on the Brakes для сайта motogp.com ездок Ducati не выделил ни одного явного события, которое вернуло его в ряд победителей. Но если искать момент разворота его долгой и невзрачной карьеры MotoGP, которая началась в 2008-м, можно назвать обучающий курс на летних каникулах 2016 года у итальянского профессора психологии Амедео Маффеи.

Тогда Довициозо, оказавшийся на грани вылета из Ducati — марка была готова сделать будущим напарником Хорхе Лоренсо более яркого Андреа Ианноне, — начал разворачивать положение в свою пользу. За последние 7 этапов 2016 года по дороге к 5 зачетному месту уроженец Форли набрал наибольшее количество очков, обойдя чемпиона Маркеса и призеров Валентино Росси и Хорхе Лоренсо. Это был важный разгон перед следующим сезоном, где итальянец собрал 6 побед и до финала в Валенсии оставался претендентом на корону.

Будущий «Профессор Дови» научился доверять предложениям своего нового шеф-механика Альберто Джирибуола, а курс Маффеи позволил убрать из головы барьер, что чемпионство MotoGP не достижимо. Вице-чемпионства 2017 — 2019 годов и 12 золотых наград вывели пилота #04 на уровень, которым он запомнился Гран-При по младшим кубатурам — титулу GP125 2004 года и вторым местам GP250 в 2006 и 2007:

Это длинноватая история, потому что результат никогда не возникает по одной причине, особенно на этом уровне. Многие люди прилагают большие усилия, многое делают, поэтому когда-то и приходит победа, но за ней долгая история.

В 2016 году летом я так же прошел недельный курс — мы там были с моей девушкой. Это было действительно приятно, правда необычно, особенно когда такое делает гонщик MotoGP. Но это был такой приятный опыт, который помог мне многое понять о людях. И это помогло мне совершенно иначе, иным способом подходить к любым ситуациям в профессиональной и личной жизни.

Это помогло мне шагнуть [вперёд], поэтому мы становились всё сильнее и сильнее, потому что байк становился все лучше и лучше, а ум позволяет обусловить…. Ну, может обусловить всё что захочешь. Это не так просто, но у вас больше сил, чем вы думаете. На том курсе мне объяснили, каковы они — люди, любые, типа вас! И это помогло мне разобраться во всех ситуациях.

Когда всё на пределе, мелочи могут многое значить. Кроме того, немного поднялась самоуверенность, и этого было достаточно, чтобы начать побеждать и применять подход, потому что подход оказывал крупнейшее влияние на всё, а не только на гонку — на жизнь. Сначала [налаживается] жизнь, а потом это переносится на гонки.

Довициозо, Мир

Среди сильнейших гонщиков MotoGP Довициозо, пожалуй, больше всех похож на обычного человека. 34-летний гонщик считает себя реалистом, умеющим взвешивать каждое решение на треке и в жизни с холодной головой. Менеджер Симоне Баттистелла — человек, который помогает голове Довициозо не перегреваться.

Рядом со спортсменом всегда должен быть тот, кто в нужный момент даст психологического пинка. Семья и ближнее окружение могут стремиться к сглаживанию острых углов в тяжелые моменты, тогда как команда может оказывать излишнее давление и требовать результатов. Баттистелла для Довициозо — независимый указатель, по которому можно сверять, верно ли идёт карьера.

Кого рядом с собой держать не нужно, так это поддакал (подпевал), говорит пилот Ducati. Если в окружении достаточно людей, которые избегают прямоты, боятся ругать и указывать на его неправоту, это может подвести гонщика к финалу карьеры. Растить высокомерие и эгоизм непродуктивно для MotoGP, любого спорта:

Положительно, что в MotoGP не существует единственного способа стать чемпионом, и это приятно, потому что можно открыть множество способов стать чемпионом, быстрым ездоком, победителем. Так что это хорошо, то есть каждому ездоку надо понять [свой путь], да и люди в окружении ездоков имеют большое-пребольшое значение. Семья, и особенно люди в окружении ездоков.

К сожалению, в паддоке я много раз видел множество ездоков с талантом, но неспособных прорабатывать все детали. И думаю, мне повезло, потому что я познакомился со множеством правда хороших людей. Один из них — мой менеджер, который помогает мне с 2003-го. Да, долгая история. С этого мы начинали, и год за годом наши отношения становились важнее, и я понял, он был правда хорошим человеком, с которым можно поговорить.

Он во всём отличается от меня, и это помогало, потому что каждый раз, когда ты в беде, или каким-то образом смотришь на гонку, на жизнь, и когда у тебя есть совсем другая картинка того же самого, когда ты открыто выслушиваешь, это многое значит.

У всех райдеров… Когда вижу райдеров, которые выше всех — и я думаю, чаще всего это не работает, — мне это не нравится. Надо, чтобы люди в окружении райдера были на том же уровне, или иногда выше райдера, потому что когда райдерам хочется принимать всякие решения, хочется управлять всеми людьми, невозможно всегда принимать верные решения. Ума не хватит понять всё, чем надо заниматься.

Когда ты — райдер, надо заниматься многими вещами, чаще всего у тебя сильный стресс, по большей части приходится выходить за свой предел. Так что думаю, нужен другой человек, который будет давать другую картинку и помогать искать места, где надо улучшиться. Потому что ты во многом уверен, но нельзя понимать всё.

Были ли вокруг меня поддакалы? Знаете, это нормально, нормально. Когда появляется известность, так легко найти поддакалу. И всегда приятно услышать «да», но чаще всего это не работает. То есть это приятно, и в этой области нам трудно разобраться, кто настоящий, а кто нет, но это нормального для любой знаменитости. Но на долгосрочке это не работает.