Лоренсо сравнивает героизм Маркеса со своим Ассеном-2013

Если Марк Маркес «доживёт» до гонки ГП Андалусии в это воскресенье и покажет сильный результат, это будет самое впечатляющее возвращение на трек MotoGP за последние 7 лет. В 2013-м действовавший чемпион Хорхе Лоренсо навсегда вошел в историю мотогоночного героизма, когда финишировал 5-м на ГП Нидерландов через 35 часов после операции.

Сезон 2013 был дебютом Маркеса в MotoGP, а сам гонщик — соперником, с которым Лоренсо бился до финального ГП Валенсии. Неудача на мокрой тренировке в Ассене посреди сезона — пилот Yamaha был выброшен из седла и сломал левую ключицу, — изменила ход его сезона. В четверг Хорхе покинул Голландию, утром пятницы оперировался в Испании, в тот же день вернулся в Ассен, и в субботу снова был на решетке.

Стартовав 12-м из-за пропущенной квалификации, майорканец со свежепоставленной титановой пластиной доехал 5-м. Железная воля и обезболивающее сделали своё дело.

К сожалению для себя, эти усилия обесценились через пару недель: на тренировке ГП Германии Лоренсо опять потерял контроль над байком, упал на плечо, погнул пластину, и снова поехал оперироваться. Остаток сезона уже не Маркес гнался за ним, а он за Маркесом. Тогда Спартанцу не хватило 4 очка, чтобы отстоять титул.

Текущее положение Муравья весьма похоже: на ГП Испании действующий чемпион травмировал правую плечевую кость, а вокруг много здоровых претендентов на корону, включая победителя Фабио Квартараро. Вчера Марк вопреки всеобщим ожиданиям (кроме собственных) вернулся в Херес с титановой пластиной в плечевой кости. Во вторник в Барселоне его оперировал доктор Ксавье Мир.

Отличия от Ассена-2013 тоже есть, заметил Лоренсо в интервью AS: перелом плечевой кости посерьёзнее, чем клюцицы, да и Honda — дёрганый выматывающий байк, на котором ездить с травмой точно тяжелее, чем на мягкой Yamaha.

Маркес пропускает пятницу, чтобы выиграть немного времени для реабилитации. По настоянию Repsol Honda он вернётся на трек завтра на СП-3. Если будет уверенно держаться в седле, продолжит уик-энд ради гонки.

Хотя Лоренсо вышел на старт через 35 часов после операции, а Маркес (вероятно) выйдет примерно через 125, его задача тяжелее, заметил 3-кратный чемпион MotoGP, ныне тест-пилот Yamaha. В отличие от ключицы, плечевая кость подвижная, болевые ощущения могут быть острее.

Ты в курсе, как прёт Маркеса?

Да, в курсе.

И что можешь сказать?

Во-первых, это показатель желания заполучить Мундиаль. Если у тебя такого нет, логичнее остаться дома. Наверное, хочет попробовать. Полагаю, после операции он в порядке, потому что если б ему было больно, он бы так делать не стал. Затем, сделав несколько кругов, он прикинет, продолжать или нет.

По правде, это всех удивило, потому что мы все думали, что увидим его в Брно, но раз он вроде силён, и видно, что рука выдерживает, он собирается попробовать, потому что чётко видит, что может выиграть этот Мундиаль.

Еще полагаю, он в курсе, что если так делать, это влечёт важный риск, потому что еще одно падение на недавно оперированную руку может повлечь последствия, как у меня в Германии [когда погнул пласттину]. Или того хуже, потому что рука или плечевая кость — это посложнее ключицы, это серьёзнее.

Почему считаешь, что серьёзнее?

Читал про это, потому что нерв, который проходит через руку, можно очень легко задеть, и поэтому я думаю, это может быть посерьёзнее ключицы.

Ты видишь параллели между этим деянием Марка и своим в Ассене-2013?

Да, может, какое-то сходство есть. У меня ушло чуть более 30 часов на возвращение, а у него уйдёт больше, но в его пользу — поднять заслуженность его истории, — то, что рука есть рука… Ключица важна, но всё-таки рука сильнее поддерживает тело на торможении.

По правде, это сложно, и если сработает, станет героем. Если получит подиум или финиширует в топ-5 — прямо сейчас у меня такое как-то в голове не укладывается, — это будет впечатляющий героизм, хотя то же самое будет, если попадёт в очки.

Но если не сработает, люди назовут его дураком, как меня, когда это произошло со мной в Ассене, а потом и в Германии. Такое всегда зависит от того, чем всё обернётся.

Ты тогда не хотел, чтоб тебя считали героем, и не стал бы такое повторять. За эти годы твоя позиция сохранилась?

Я тогда сильно хотел чемпионат, потому что видел, насколько он близок, и я был очень силён. Жаль, что упал на воде, когда был так силён посуху, и не попал в цель. Так что попытался вернуться любой ценой. Теперь, когда мне 33, не знаю, был бы я так силён после операции, но в 25 я так себя и чувствовал, так и было.

Я не думаю, что Марк сюда приедет и попадёт в топ-3. Если он сможет провести гонку, самое логичное, что он окажется посреди пелотона, а там выше риск, что перед ним что-то случится, особенно на таком сложном мотоцикле, как «Хонда».

Когда на ней рискуешь, легко ехать впереди. Если ты на 100%, можешь отловить падение при той силе, какая есть у Марка, но с «плохой» рукой падение отловить труднее. Думаю, Марк в курсе, что идёт на большой риск, но если сработает, он привезёт домой очки, которые помогут добиться цели в конце чемпионата.

Надо ли менять стиль езды, или получится поддерживать себя плечом в поворотах, словно это ни о чём?

Стиль езды надо будет поменять, конечно же. Я не знаю, будет ли это заметно по ТВ, но у него не получится прикладывать ту же силу, когда всё нормально. Препараты помогут, но рука будет болеть.

Какой результат у него видишь?

Когда я приехал в Ассен, я до травмы вёз следующему полсекунды. Если б это было кольцо, где у меня не было бы такого превосходства, я был бы дальше. В Хересе Марк показал, что на несколько десятых выше всех, и это даст ему запас. Но в топ-3 его не вижу, это будет сюрприз.

Я сильно удивлюсь, если не увижу, как он откатится в середину группы, учитывая суровость травмы. Думаю, эта травма будет ему сильно мешать. Хотя ему она особенно не мешает, и это меня удивляет.