Будущее MotoGP — за искусственным интеллектом, прогнозирует Ducati

После вступления на руководящую гоночную должность Луиджи Даллинья у Ducati всегда есть, чем удивить MotoGP. За последние 5 сезонов команда итальянского новатора придумала несколько вещей, над которыми соперники поначалу смеялись, но всё-таки копировали: антикрылья на обтекателе и маятнике, «салатница» под блок электроники, холшотка для поджима подвески на старте/разгоне.

К сожалению для Ducati, эти ухищрения не делают из Desmosedici самый побеждающий байк MotoGP. На этом поле завод из Болоньи не может тягаться с Honda, которая с 2013 года располагает сверхоружием, причём из плоти и крови, а не нулей и единиц. Марк Маркес выиграл 6 титулов MotoGP на байке, который представляет вчерашний день по сравнению с Desmosedici. Единственным триумфом Ducati остаётся 2007 год с Кейси Стоунером.

На поле пилотов итальянцам некого противопоставить японцам. Однако в битве технологий Ducati обгоняет весь MotoGP, и работает над новыми идеями. Если на вершину чемпионата не добраться за счёт превосходящего всех ездока, остаётся пытаться за счёт превосходящего всех прототипа. Об этой теме болонские инженеры рассказывали группе журналистов в видео-конференции Lenovo — технологического партнёра из Китая, чья специализация — компьютеры и прочая электроника.

Слово держали Давиде Барана (технический директор Ducati Corse), Эдуардо Леночи (директор отдела аэродинамики), Габриеле Конти (директор отдела электроники). В беседе участвовал и гонщик заводской команды Данило Петруччи.

Итак, в каком направлении сейчас копает Ducati? В недалёком будущем прототипы станут эдакими «терминаторами», как в знаменитом фильме Джеймса Кэмерона, где боевые роботы корпорации SkyNet самостоятельно запустили конвейерное производство себе подобных.

Искусственный интеллект (ИИ), по мнению Конти, можно научить такой творческой работе, как эволюция мотоцикла. Ныне эта цепочка начинается начинается с гонщика, который тестирует мотоцикл и рассказывает инженерам свои ощущения и передаёт просьбы. Следующая фаза — перенести отзывы и данные телеметрии в изготовление новой детали/написание новой картографии двигателя. ИИ сможет ускорить и обогатить процесс:

Дело уже не в сборе данных — их надо и глубоко анализировать тоже. Следующая вещь — искусственный интеллект.

За этим будущее, я думаю, потому что нам нужно что-то побыстрее человека, и ИИ на это способен. Мы уже пользуемся самообучаемыми машинами, мы уже пользуемся параметрами, которые рассчитаны обучаемыми машинами. Они способны управляться с неимоверными объёмами данных, а мы — нет. Они делают верные вычисления и выдают параметры в реальном времени.

На этот счёт у нас очень хорошее предчувствие. Следующий шаг, и мы над этим уже работаем — помогать инженерам на треке и заводским инженерам с разработкой нового байка. Наверное, это будущее.

Сейчас компьютерный разум в недрах Ducati начнёт играть еще более важную роль, когда коронавирусная волна оставила большую рану на MotoGP. Одной из мер экономии в год срыва гонок, обвала продаж и оттока спонсоров стала «заморозка» прототипов на период 2020 — 2021.

Комиссия Гран-При запрещает в этом и следующем сезонах вносить изменения в омологированные двигатели. С аэродинамикой поступили чуть проще — аэрокорпусы (обтекатель + переднее крыло + маятник) в следующий раз можно будет доработать в течение сезона 2021.

Технические ограничения вместе с уменьшенной программой тестов повышают цену ошибки — что если обновление будет неудачным? В течение многих Гран-При это добавит ездокам лишних трудностей. Лучше выявить все недочёты заранее в цифровом виде, объясняет Конти:

Мы — главные новаторы, все об этом знают. Когда затраты уменьшают, так труднее. Ты знаешь: надо всё перепробовать заранее, потому что на треке у тебя всего 1 шанс. Когда данных больше, мы можем действовать с большей уверенностью.

Технический директор Барана — правая рука техногуру Даллинья. Хотя Ducati в союзе производителей MSMA сама голосовала за введение заморозки 2020 — 2021 годов, эта мера больнее всего бьёт именно по красным. Чем больше изобретений на очереди, тем сильнее им мешают подобные кризисы:

Да, задело [больше всех]. Нам труднее. «Дукати» доказала, что самая новаторская. Иногда, если вы более творческий, чем другие, в свободном мире новаторствовать проще, но в ограниченном мире лучше видно уже достигнутое. Больше всего разочаровывает, когда ты новатор, а это запрещено.

У шефа-аэродинамика Леночи теперь не так много работы. На самую крупную воздушную область мотоцикла (обтекатель) повесили замок, на области поменьше тоже — переднее крыло и маятник, куда Ducati в прошлом году внедрила спойлер-охладитель шины. Однако хороший специалист всегда найдёт, к чему приложить руку:

Еще есть вещи, которые на 2020-й не омологированы. Область переднего колеса довольно свободная, мы уделим ей время. И еще хвосту байка.

Благодаря более простой конструкции мотогонки всегда были более «человечным» видом спорта, чем автомобили. От мастерства ездока зависело и зависит больше, чем от водителя. Это сближает пелотон, уплотняет соперничество техники получше и похуже. Единственная схожая область и 2- и 4-колёсных машин — двигатель и управляющая электроники, остальное за этими пределами отличается как день и ночь — управляемость, торможение, аэродинамика, износ шин…

Тем не менее, самым совершенным в мире гоночным мотоциклам не скрыться от прогресса. Петруччи напомнил, что в MotoGP давно перестал быть просто «железным» чемпионатом. Работа над электроникой, телеметрией — нудная, долгая, но всё же необходимая часть процесса. Пройден тот рубеж, когда бригада механиков могла настроить мотоцикл только на основании отзывов пилота:

К сожалению, больше надо данные просматривать, а не байк водить. Это способ понять, как лучше на нём поехать. 80% конфигурации байка основаны на данных.

На каждом Гран-При я получаю от своего шеф-механика [Даниэле Романьоли] э-мейл с 7 страницами данных. И так с 2015-го. Они у меня до сих пор все хранятся.