Джарвис: Ducati, Aprilia и КТМ могут получить нечестное преимущество

Когда коронавирус начал срывать сезон MotoGP, у европейских заводов были основания подозревать японских соперников в нечестном преимуществе. С середины марта примерно до начала мая Ducati, Aprilia и КТМ сворачивали активность, подчиняясь правительственным требованиям о приостановке «несущественного» бизнеса.

Тем временем в Японии, которую коронавирусная проблема затронула по касательной, Honda, Yamaha и Suzuki особых перемен не ощущали. Карантин касался лишь въезда-выезда из страны и таких аспектов, как строгое соблюдение личной гигиены. Гоночные треки не закрывались, поэтому заводы теоретически могли продолжать тестовое межсезонье. Хотя в этом не было нужды — прототипы были омологированы к 25 марта, и «заморожены» на 2020 — 2021 годы.

Сейчас мяч вернулся на европейскую половину поля. Новый 13-этапный календарь оказался полностью европейским, он начинает сезон 19 июля в Хересе и завершает 15 ноября в Рикардо Тормо. Для Ducati, Aprilia и КТМ это просто календарь мечты, ведь всю активность — гонки, тесты, — можно вести у себя дома. КТМ в конце мая провел первые с февраля тесты на Ред Булл Ринге, Aprilia несколько дней назад устроила себе частный прогон в Мизано.

Honda, Suzuki и Yamaha тоже хотят возобновить тесты на территории Европы, но не могут. Японская часть их персонала по-прежнему заперта дома, в распоряжении этих команд пока лишь те, кто проживает в Евросоюзе.

Это не может не беспокоить, ведь европейские производители со своим 100-процентным персоналом получают фору в преддверии июльского старта чемпионата. Через неделю в Мизано состоятся частные тесты при участии Ducati, Aprilia, и КТМ. Судя по всему, Honda и Yamaha — ими этот итальянский трек тоже заявлен как испытательный, — там можно не ждать.

Эту проблему директор Yamaha Motor Racing Лин Джарвис комментировал для Speedweek. Англичанин проживает в Пьемонте (Италия), примерно в 2 часах езды от базы команды в Лесмо под Монцей. Межрегиональные и межгосударственные границы в Союзе открыты, возрождено авиасообщение, отменён 14-дневный карантин для приезжих. Увы, к «иностранцам» это еще не относится:

Да, несколько недель назад я весьма волновался. Я скорее пессимистично смотрел [на старт в июле], но вроде как положение улучшается. Во многих странах меры ослабили. Конкретно Австрия — очень хороший пример. Первое ослабление мер там ввели уже после Пасхи.

У нас в Италии теперь тоже большая свобода передвижений между областями и регионами. Границы теперь снова открыты, путешественникам больше не надо сталкиваться с карантинными ограничениями.

У нас в Италии еще есть несколько районов, где распространение вируса пока не до конца сдержали, но мы надеемся, что за следующие 4 недели до старта в Хересе положение еще улучшится, чтобы люди вне ЕС могли снова наслаждаться свободой передвижений. В ЕС, да и в Испании это заработает с 1 июля.

В уменьшенном паддоке будут установлены ограничения для численности команд. Заводские проекты MotoGP должны будут полагаться на силы не более 45 человек, тогда как нормальная численность — это 50 — 60. Сюда укладывается весь нужный персонал — ключевые управленцы, инженеры, механики, телеметристы. Спонсорам и гостям команд придётся пока смотреть гонки дома по телевизору.

Проблема появляется, если речь о японских командах. Из 55 человек Yamaha — они обслуживают технику Маверика Виньялеса и Валентино Росси, — десяток инженеров застрял в Японии, и без них очень тяжело обойтись. Honda, Suzuki, и NTS — единственный японский производитель шасси Мото2, — в таком же положении. В Японии, Австралии, Новой Зеландии и ряде других стран много специалистов и гонщиков, которым пока никак не въехать в Европу:

Нас больше всего смущает свобода передвижения японской группы. В нашем случае сюда включены и австралийцы. На момент они не могут прилететь в Европу даже с отрицательным тестом на COVID-19.

В Австралии у них сейчас введена система, которая допускает исключения по важным рабочим обязательствам. Теперь у нас есть официальный календарь, так что можно начинать осматриваться. У нас есть дата, проект, расписание, и теперь мы можем чётко объяснять причины [властям], почему нам нужен на гонках тот или иной человек.

Мы сейчас начинаем работать по таким запросам с австралийцами. Затем надо будет уточнить, позволит ли Япония похожие исключения в следующие несколько недель, и вернут ли свободу передвижения, хоть в особых случаях. Мы думаем, скоро так и будет.

И потом, у нас есть специальные запреты на передвижение от самой «Ямахи». Но если получим разрешение правительства, «Ямаха» разрешит своим инженерам летать на гонки в Европе.

Yamaha предупредила Dorna: она присоединится к чемпионату, только если соберёт на месте весь необходимый персонал. Вероятно, без японской группы заводская команда сможет функционировать и так, но это обрубит всю техническую связь между командой в Италии и заводом в Японии, затруднит подготовку мотоциклов Виньялеса и Росси. О тестах на европейских трассах тоже можно забыть.

Европейские заводы тем временем будут пополнять на Гран-При базы данных, прокладывая путь для эволюции прототипов (двигатели и аэродинамика «заморожены», но шасси и электроника — нет). Это будет нечестно:

Мы чётко дали понять: сможем участвовать в гонках MotoGP, только если сумеем найти решение. Конкретно наши японские инженеры должны присутствовать на Гран-При. Если не смогут приехать, нам будет тяжело проводить гонки. Если японцам не дадут приехать, Honda и Suzuki это тоже затронет.

Так получится ситуация, при которой европейские производители MotoGP будут наслаждаться нечестным преимуществом, потому что они смогут соревноваться в полную силу. Мы боимся, это сильно повлияет на наше участие в чемпионате. Таким образом, очень важно решить эту проблему.

Если Япония не поможет своим специалистам MotoGP, разъезжая с гоночным караваном по Европе, они рискуют нарваться на шенгенские ограничения за нарушение длительности проживания. Наказания разнятся от денежного штрафа и административного ареста до депортации из страны и обнуления визы с последующим временным запретом на повторное получение.

Чтобы этого избежать, придётся возвращаться обратно в Японию. Но тогда люди застрянут в 14-дневном карантине и не успеют вернуться на следующую гонку — они в сжатом календаре кое-где идут по 3 подряд. Пока положение безвыходное, замечает Джарвис:

Но даже если японские власти выдадут нам исключения для наших японских инженеров, мы сталкиваемся с другой проблемой. Наши японские техники не смогут летать обратно в Японию между гонками, потому что в Японии до сих пор действуют карантинные ограничения для путешественников.

Инженерам надо будет подолгу оставаться в Европе. Однако Шенгенское соглашение говорит, что иностранцам можно оставаться в Шенгенской зоне не более чем на 90 дней подряд за 180-дневный период. Такая же проблема и у других азиатов, у австралийцев, новозеландцев и так далее. Такая же проблема и у пилотов с других частей света, даже у участников Asian Talent Cup.

Мы подыскиваем решение этой проблемы. В календаре у нас сейчас зафиксированы 13 гонок за 5 месяцев, но даже если ваши инженеры покинут Шенгенскую зону, этого не хватит для предварительного финала в Валенсии в середине ноября. Так что надо искать решения для всех, кого касается. «Дорна» поддерживает нас в этих проектах.

Никто, если он не из государства-члена ЕС, не может проводить в Шенгенской зоне более 90 дней за 6 месяцев. Если вы здесь 92 дня, это незаконо. Вероятно, это условие и касается отдельно взятых людей, но «Ямахе» как глобальной компании нужно блюсти законы. Следовательно, в этой области мы никаких рисков брать не будем.

Высший приоритет нашей корпоративной политики — соответствовать закону. Таким образом, компания вроде «Ямахи» не хочет, да и не станет делать то, что не подпадает под закон. Точка.