Видео: какой прок Росси от грунт-трекового моторанчо?

Большую часть гоночной карьеры Валентино Росси был типичным представителем европейской мотогоночной школы. Доктор с юных лет был привязан к асфальту. Его первым моторным увлечением был картинг, затем мини-байк, затем полноценные мотогонки, которыми 14-летний Валентино занялся в 1993-м в итальянском чемпионате Sport Production 125.

Так и продолжалось до 2010 года, к тому моменту пилот #46 собрал в Гран-При 9 титулов. Однако славы непобедимого гонщика больше не было. В 2006 — 2007 годах он проиграл чемпионат Ники Хэйдену и затем Кейси Стоунеру — американцу и австралийцу, которые выросли на грунт-треке.

Американо-австралийская тренировочная школа обгоняла европейскую и раньше. Прогрессивный контроль над кольцевым мотоциклом, подкреплённый сотнями часов на грунте разной степени паршивости, позволял выигрывать пилотам титул за титулом.

С 1978 по 2000 годы в престижном 500-кубовом MotoGP такие прирождённые грунтовики, как Кенни Робертс и его сын Кенни-младший, Фредди Спенсер, Эдди Лоусон, Уэйн Гарднер, Уэйн Рейни и Мик Дуэн выиграли 20 титулов из 23 возможных. Остальные 3 ухватили итальянцы Франко Унчини и Марко Луччинелли, и испанец Алекс Кривье. Им было не суждено сломить неевропейскую гегемонию в Гран-При.

Успехи Росси и его заклятого соперника Макса Бьяджи в нулевых напомнили: асфальтовые тренировки на мини-байках, спортбайках и мотардах тоже приносят плоды. Затем маятник качнулся обратно. Стили езды Хэйдена и Стоунер были построены на «рулении» байком открытием дросселя. Этот навык можно отточить только на грунте — поверхности, где об идеальном сцеплении и не слышали. И раз это приносило титулы, стоило к этому присмотреться.

Большая травма плеча на зимней мотокроссовой тренировке зимой 2010-го долго мучила Росси. Для отработки «грязных» навыков требовалось что-то безопаснее. Обсудив вопрос со своими близкими друзьями-гонщиками Марко Симончелли и Маттиа Пазини, был принят идеальный план — построить моторанчо для дёрт-трека.

С этого всё и началось. В 2011-м на собственном участке рядом с родной Тавуллией началось сооружение The Ranch. Изначально было построено большое и малое кольцо, затем добавлена часть конфигурации, которую Росси придумал с Симончелли (он погиб в аварии на ГП Малайзии 2011) и Пазини — 2,4-километровый извилистый трек с 13 поворотами. Вся конфигурация основывалась на бетонном основании, засыпанном известняком и песком. Позже появился и мотокроссовый маршрут. Правда, редко используемый.

Так Росси стал заядлым грунт-трекером, которым отродясь не являлся. И образованная в 2012-м пилотская Академия VR46 последовала тем же путём — отработками навыков скольжения кроссовым мотоциклом, обутым в дождевые покрышки.

Впрочем, чем больше дисциплин охватывают тренировки, тем лучше. Росси и его ученики — среди них чемпионы Мото2 Франко Морбиделли и Франческо Баньяйя, и брат Лука Марини, — стараются сочетать всё подряд: грунт-трек, мотокросс, мини-байки и спортбайки. Доктор собрал всё лучшее из европейской и американо-австралийской мотошкол.

В этом видео Monster Energy Росси и его ученики рассказывают о моторанчо —  своём втором доме.

Валентино Росси:

В первую очередь, тренировки на асфальте труднее устраивать. Иногда мы ездим в Мизано, иногда ездим в Муджелло, но вы же понимаете, это нельзя организовывать каждую неделю.

В общем, Ранчо с этого и началось. Мы создали овал с другим овалом внутри, то есть можно делать и левые, и правые повороты тоже. Мы построили остальной трек, больше похожий на кольцо ТТ. Есть быстрые повороты, шпилька. Конфигурация очень весёлая.

Замысел Ранчо вот в чём: мы захотели создать трек для своих тренировок, особенно зимних тренировок. Нам нужно было что-то такое, что подарит нам навыки контроля байка, когда байк скользит.

Когда под тобой грунт, держака намного меньше, нужно двигаться в седле, чтобы улучшать тягу. Все эти вещи важны для улучшения навыков на асфальте.

Марко Беццекки:

По-моему, труднейшая часть — это овал, потому что у ТТ одна траектория. Если её берёшь, можешь быстро ехать, но на овале у тебя 20 возможных траекторий.

У трека очень скользкая поверхность, условия могут сильно меняться, так что надо быть очень точным.

Лука Марини:

Самый хитрый поворот здесь — второй поворот, Погреб. Он на спуске, но затем идёт сжатие, и потом подъём. Я каждый год стараюсь сфокусироваться на том повороте, но это не просто.

Здесь мы много тренируем чувствительность переднего колеса, и задней шины тоже, как она буксует.

Селестино Ветти:

В случае дождя важна хорошая связь, ведь держак ниже.