Элиас: Росси до сих пор не простил меня за Эшторил-2006

ГП Португалии 2006 года — событие, которое исключило всякую возможность дружбы между Валентино Росси и Тони Элиасом. Такую мысль испанец высказал в интервью DAZN.

В сверхплотной гонке на Эшториле 14 лет назад Элиас добился единственной победы в MotoGP. Его #24 Gresini Honda проехала под клетчатым флагом вместе с #46 Camel Yamaha, сразу за ними был чемпион 2000 года Кенни Робертс. Использовав фотофиниш, дирекция гонки увидела, что Элиас всё же был впереди. Он победил Росси с преимуществом 0,002 секунды. До победы Джека Миллера в Ассене-2016 Тони оставался последним независимым пилотом, выигравшим MotoGP.

В 2006-м Доктор приближался к 6 титулу MotoGP подряд. Однако тот ушел от него в следующей финальной гонке в Валенсии. Итальянец допустил падение и закончил 13-м, главный конкурент Ники Хэйден из Repsol Honda приземлился на 3 месте и забрал назад первую строчку зачёта. Хэйден опередил Росси на 5 очков (252 — 247).

Эти 5 очков, которые Доктор упустил в Португалии, сильно пригодились бы в Валенсии. В таком случае даже при падении он выигрывал титул при равенстве очков за счёт преимущества по числу побед (5 — 2).

Битва в Эшториле стала украшением карьеры Элиаса, который позже становился чемпионом Мото2 (2010) и MotoAmerica Superbike (2017). Это один из плотнейших финишей в истории MotoGP, безусловная классика. Для Росси тот проигрыш стал одной из причин, почему он проиграл впервые за 6 лет.

Впоследствии Доктор завоюет еще 2 титула MotoGP и много новых побед. Однако тот проигрыш обладатель 9 гранприйных титулов и 115 побед до сих пор не выкинул из головы, сказал Элиас:

Еще более особенной её делает личность, с которой я бился — Валентино Росси. Я всего раз в жизни сумел его побить. В субботу «Мишлен» привёз нам новую шину к той гонке. Я смог улучшить свой темп на 0,7 и за побиться за победу.

Я был благодарен «Мишлен» за помощь, хотя был очень зол, когда выяснил, что ту резину со смягчённым каркасом лучшие гонщики использовали весь сезон, и что нам её дали только на предпоследней гонке сезона.

Когда я встречаю Валентино — мы каждый год с ним видимся в Остине, — вижу, у него она до сих пор в сердце, он меня не простил. Это ужасно. Это в прошлом, в прошлом, пора подружиться, но невозможно. Это так серьёзно, что он на этом зациклился, он никогда меня не простит [смеётся].

С той гонки много воды утекло. Тони еще 3 сезона выступал в MotoGP, выиграл чемпионат Мото2, вернулся в MotoGP, затем вновь оказался в Moto2, после чего эпизодически появлялся на решетке премьер-класса, а так же в WSBK. С 2016 года карьера испанца связана с американским Супербайком. В 2020 он должен провести в нём 5 сезон.

Тем временем в MotoGP появился гонщик, который превзойдёт Росси по достижениям, уверен Элиас. Марк Маркес проиграл всего 1 титул за 7 лет, в 2013-м чемпионат вошел в эру пилота #93. В прошлом году он выиграл 8 гранприйный титул — всего на 1 меньше, чем у Доктора:

Я считал его [Росси] лучшим в истории до недавнего времени, потому что прямо сейчас лучше всех Марк Маркес. И он его пройдёт, думаю. В целом, Маркес — это жестоко. Ему так удаётся поднимать байк [избегая падения], что я такого ни у кого не видел.

Маркес — головная боль для всех заводских пилотов MotoGP, не говоря о независимых. Но даже без него частный сектор обречён быть на вторых ролях, замечает Элиас. Незаводские команды не выигрывали MotoGP, и не выиграют, потому что им не позволят.

Даже сильнейший независимый ездок последних лет Кэл Крачлоу из LCR Honda в свой лучший сезон (2016) не добыл больше 2 побед и не забрался выше 7 зачётного места. И это не случайно:

Спутнику ни за что в жизни не выиграть чемпионат мира. Это политика, это невозможно, для заводских спонсоров в этом ничего хорошего. Хотя заводы подписывают договоры на официальный материал, такого никогда не произойдёт. Я через это проходил.

Когда-нибудь Крачлоу уйдёт на пенсию и сможет заговорить, как я сейчас, и он сможет объяснить это. Хотя так и говорят, у Крачлоу никогда не будет мотоцикла Маркеса.