Шеф-механик Довициозо о работе гаража MotoGP

Наблюдая за событиями с трассы, зрители MotoGP видят только верхушку айсберга. За пятничными сессиями СП-1 и СП-2, субботними СП-3, СП-4, К-1 и К-2, воскресной разминкой и гонкой стоит многочасовая работа в гаражах команд. В их поле зрения уйма тонкостей, которые ведут к одному — наилучшему сочетанию шин, настроек подвески и настроек электроники с предпочтениями ездока.

Гоночный уик-энд формально начинается утром пятницы и заканчивается днём воскресенья. На самом деле, чётких границ нет. Каждый этап даёт информацию о том, что делать с мотоциклом на следующем. Гонщики и шеф-механики начинают с обсуждения рабочего плана в четверг, и продолжают обсуждать задумки, когда Гран-При закончился. Нет ничего необычного, если ценная настроечная идея родилась на выходных в переписке по WhatsApp.

С течением гоночного уик-энда напряжение растёт. Пятничные СП-1 и СП-2 не являются критическими фазами, но могут ими стать, если прогноз погоды обещает дождь в субботу. На второй день в гаражах начинается аврал. Утренняя СП-3 — последняя сессия, идущая в предквалификационный зачёт. По её итогам быстрейшая десятка получает пропуск в К-2, а кто не успел, будет биться за 2 высшие позиции К-1, чтобы попасть в К-2.

15-минутных квалификаций хватает только на 2-3 выезда, первый из которых пристрелочный. В этот момент ездоку надо собрать всё своё мастерство и выжать из мотоцикла всё до последней тысячной. Квалификационная позиция решит, получит ли он в гонке шанс задавать темп, или будет бессмысленно тратить резину в попытке вырваться с 10 места. Воскресная разминка — последний шанс проверить правку настроек, которые были опробованы на «гоночной» СП-4.

Шеф-механик Альберто Гирибуола на примере своего гонщика Андреа Довициозо рассказал moto.it, как этот процесс выглядит изнутри. Гирибуола заведует всей настроечной работой #04 Ducati, у него в подчинении инженер-электронщик, старший механик, и 4 обычных механика. Частью бригады Довициозо так же являются техник-шинник Michelin и техник-подвесочник Ohlins. Стандартный набор заводской команды MotoGP.

По внутренней классификации Ducati Гирибуола именуется «трек-инженером», тогда как шеф-механик в бригаде #04 — это Микеле Перуджини.

Четверг: первая летучка бригады

За несколько дней мы получаем от «Мишлен» список шин, а техник «Мишлен» в нашем гараже объясняет типы шин, характеристики, составы, как они себя ведут при разной температуре. Я объясняю Довициозо, что [будем делать] с байком в плане настройки, основанной на прошлых данных, различиях. Это общие объяснения.

Надо понять, как распланировать уик-энд, какие шины использовать, какие, как нам кажется, будут лучшими для гонки. Надо определиться со стратегией на весь уик-энд, и заранее сообщить [в «Мишлен»], какие шины монтировать на обода. Инженер-электронщик объясняет Андреа, с каких настроек лучше начать, какую картографию использовать.

Пятница: 2 тренировки

После СП-1 у нас уже есть идеи о проблемах. Мы стараемся исправлять их настройкой и электроникой. Мы с Андреа очень скрупулёзно готовим перерыв [между тренировками]. Мы стараемся закрепить основу, и снова используем её на СП-2, чтобы понять, изменилось ли что-то от перепада температуры.

И тогда мы пробуем второй байк. Это если только большое изменение на пробу, иначе продолжаем с тем же байком.

Как только СП-2 всё, надо решаться с шинами на следующий день. Нужны чёткие идеи, какой состав использовать. Это основывается и на связи пилота тоже. Смотрим, что произошло за день, на внесённые изменения, сравниваем с другими пилотами «Дукати». Я ему объясняю, что нам нужно на СП-3.

Суббота: 2 тренировки, 2 квалификации

СП-3 правда важна, надо убедиться во внесённых изменениях. Правда, можно вернуться назад, но это трата времени. После СП-3 наступает встряска: надо понять, что менять к СП-4, какую шину назначить гоночной. Если внести правда большое изменение, опробовать его на квалификации некогда, если окажется, что оно отрицательное. Надо быть осторожным.

Затем принимается стратегия на квалификацию. Стратегия меняется, только если есть траффик.

После квалификации стресс спадает, немного расслабляемся. Затем мы с Андреа подытоживаем положение. Перед этим проходит техническая летучка со всеми шеф-механиками «Дукати».

Воскресенье: разминка и гонка

Основываясь на том, что мы поняли в субботу, мы иначе пользуемся разминкой, но обычно она проводится в один выезд. Пилот должен проехать как можно больше. Затем переходим к выбору шины, что почти всегда делается в последнюю минуту.

И готовим байк к гонке, прикидываем, сколько бензина залить в бак. По регламенту бензин может быть на 15° C холоднее температуры воздуха. Готовится второй байк. Он может отличаться от первого в зависимости от погодных условий.

Он выезжает на решетку. Пока Дови настраивается, я стараюсь смотреть, какие шины используют другие пилоты. Электронщик напоминает Андреа, какими картами пользоваться, а я беру последние 30-60 секунд, чтобы напомнить пилоту 2-3 момента, которые я считаю фундаментальными. Он на них фокусируется, особенно на нескольких первых кругах.

Между пилотом и шеф-мехом должно быть большое доверие, нам надо быть искренними и открытыми. У нас одна цель — ехать как можно быстрее.

После гонки важно послушать «горячие» комментарии пилота. Он объясняет всё, что случилось в гонке. Суть — в понимании, что предпринять на следующих Гран-При.