Довициозо о будущем после MotoGP и «странном» выборе Маркеса

23 марта Андреа Довициозо стал на год старше. Теперь лидеру Ducati Team, 3-кратному вице-чемпиону MotoGP 34 года. Символичное число, ведь с 2002 по 2007 годы он гонял под #34 в честь героя детства, Кевина Шванца. Это не критичный возраст для гранприйца королевского класса. Довициозо еще чувствует в себе силы продолжать биться за мечту — покорение MotoGP.

Вместе с тем, чем старше гонщик, тем сильнее он ощущает, как поджимает время. Стартовая решетка молодеет. Если бы в MotoGP не было ни Довициозо, ни 41-летнего Валентино Росси, ни 34-летнего Кэла Крачлоу, в нём не осталось бы ездоков за 30. 27-летний Марк Маркес давно перестал выглядеть юниором на фоне коллег постарше. Вместе с ним гоняют 25-летний Маверик Виньялес, 24-летний Алекс Ринс, и совсем 20-летние Фабио Квартараро и Икер Лекуона.

Возрастные пилоты задаются вопросом, который не волнует молодых: что дальше? Иногда себя спрашивает и Довициозо, за плечами которого 18 лет в Гран-При, включая 12 сезонов MotoGP. Позволить себе еще 2 года, или перестать идти на жертвы и позаниматься спортом для души?

Пауза в сезоне 2020 из-за коронавирусного хаоса — скверная новость для всего MotoGP. Неопределённость поселилась и на пилотском рынке MotoGP в этот год переходов (вероятных и не очень). Своё будущее устроили Марк Маркес, Маверик Виньялес и Фабио Квартараро, на 2021-й есть договор и у Тито Рабата. Остальным гонщикам вирус COVID-19 спутал все карты. Переговоры с командами встали, и когда возобновятся, не ясно.

34-летнего Дови этот факт, вероятно, гложет чуть больше остальных. Времени в MotoGP у него всё меньше, а цель стать чемпионом так и не достигнута. Отказаться от попыток или стараться дальше? В интервью с журналистами Sky Sport Гвидо Меда и Мауро Санкини итальянец сказал, что пока не определился:

У меня нет чётких планов на будущее. Это будет зависеть от многих факторов.

В 2019 году ряды мирового Супербайка пополнил Альваро Баутиста. Испанец был в MotoGP с 2010 года, пока не остался без места, и ушел в лагерь WSBK. Там он произвёл сенсацию с 11 победами подряд (и сенсационно проигранным титулом).

Довициозо для себя такого пути не видит. Пилот Ducati считает себя истинным гранприйцем, соревнования серийных супербайков его не интересуют. После MotoGP Дови предпочёл бы отдаться главной страсти — мотокроссу. Сейчас его потолок — тренировки и любительские благототворительные гонки в Италии. Заядлый грунтовик с любовью ко всему, что касается мотокросса и суперкросса, давно думает о чём-то большем:

Супербайк на повестке не стоит. Я не знаю, сколько еще буду гонять в MotoGP. Например, у меня еще нет договора на следующий год, но я вырос в Мондиале, я привык гонять на прототипах. SBK — прекрасный чемпионат, но он другой. Когда ты в хорошем положении в MotoGP, ты разыгрываешь чемпионат. Трудно представить, как я ухожу в этом направлении. У меня в мыслях несколько проектов, но я больше ориентируюсь на мотокросс, потому что сейчас не могу гонять в той дисциплине.

Мотогонщик, который продолжает карьеру как автогонщик — редкое, но не исключительное явление. Джон Сёртиз остаётся единственным мировым чемпионом в истории с титулами МотоГран-При и Формулы-1. В Формуле-1 гонял и друг Сёртиза, Майк «Байк» Хэйлвуд. 15-кратный гранприйный чемпион Джакомо Агостини в конце 70-х провёл несколько внечемпионатных гонок Формулы-1, а так же пару сезонов в британской Формуле-1.

Из пилотов современного поколения стоит назвать Кейси Стоунера — дважды чемпион MotoGP в 2013 году соревновался в младшей категории австралийской серии V8 Supercars, — и Валентино Росси, рекордсмена по победам Monza Rally Show и призёра марафона Gulf 12 Hours 2019. В этом декабрьском марафоне в разные годы участвовали Хорхе Лоренсо и Лорис Капиросси.

Довициозо тоже пробовал себя в разных гоночных автомобилях, от Гран-Туризмо (Lamborghini) до ралли-кросса (Audi). Последний опыт — выступление на мизанском этапе кузовной серии DTM летом 2019-го за рулём Audi RS5 DTM. Андреа не хочет на этом останавливаться. Переход в профессиональный автоспорт — один из вариантов:

Я бы хотел получить 4-колёсный опыт. У этих автомобилей уровень адреналина близок к мотоциклам — я про ралли или ралликросс. В прошлом году я гонял DTM в Мизано. Было тяжко, но я повеселился.

Затем разговор переключился на соперников. Маркес, главная проблема Довициозо последние 3 сезона, зимой подписал новый умопомрачительный договор с Honda. Он охватывает целых 4 сезона, с 2021 по 2024. Компания из Токио сделала 6-кратному чемпиону MotoGP беспрецендентное предложение, с которым невозможно было сравняться. Итальянец ждал от испанца смены мотоцикла. Маркес не изменял Honda со своего дебюта в 2013-м:

Меня сильно удивил 4-летний контракт, я такого не ожидал. Вообще-то у меня была совсем другая мысль. Я думал, он примет вызов на другом байке. Это какой-то странный выбор. За кулисами точно что-то произошло, чего мы не знаем.

Дови завершил прошлый сезон с личным рекордом MotoGP — впервые у него 269 очков. К сожалению для Ducati, рядом с 420 очками Маркеса это удручающе низкий показатель. В 2019-м не было подлинной битвы за титул, но в 2020-м это не обязательно должно было повториться:

В прошлом году Марк никому и шанса не оставил на попытку. Но красота мотоциклизма в том, что все сезоны разные, много чего может случиться. Я жду еще более плотной битвы.

В 2019-м до середины сезона мы с Марком и Ринсом бились за чемпионат, затем появились «Ямахи». В этом году они бы изначально конкурировали. То есть было бы минимум 4 пилота, претендующих на победы в гонках и чемпионат.

Довициозо уверен, он снова был способен начать сезон с победы, как в 2018 и 2019 годах. И не он один нацеливался на выигрыш ГП Катара. На предсезонных тестах крайне шустрыми смотрелись пилоты Yamaha Маверик Виньялес и Фабио Квартараро. Алекс Ринс и Жоан Мир верхом на Suzuki почти не уступали им ни по горячему кругу, ни по гоночному. Плюс, Марк Маркес на Honda — претендент на выигрыш любого Гран-При независимо от качества мотоцикла:

В Катаре мы бы разыгрывали, но если послушать интервью, было бы 6-7 победителей [улыбается]. Как всегда, важна только гонка. Я не знаю, долго ли мы разыгрывали бы. Уровень вырос, много пилотов и много байков могут побеждать. Значение приобретают мелочи.

Мы хорошо поработали, несмотря на то, что за 6 дней тестов не смогли много сделать. Всегда есть материал на пробу, да и тесты надо проводить в нужный момент. Вдобавок, Лосаил — очень особенный трек.

Нормальная жизнь закончилась не так давно, хотя кажется, прошла вечность. В феврале Довициозо провёл с остальным MotoGP тесты в Малайзии и Сепанге, в марте продолжал тренироваться и надеяться, что срыв ГП Катара будет единственной потерей этого сезона. Когда Италия 11 марта ввела национальный сверхкарантин, пора было трезво посмотреть на ситуацию. Андреа уже скучает по тому, что было считанные недели назад:

Я сильно ностальгирую по байку, хотя есть другие, настоящие проблемы. Я скучаю по усталости после полного мотокроссового дня. Теперь это невозможно. Эта долгая, вынужденная остановка вынуждает о многом задуматься.

После ряда отложений старт сезона MotoGP (и второй этап Moto2/Moto3) переехал на ГП Франции 17 мая. Коронавирусная волна явно не стихла, она похоронит под собой еще не одно мировое спортивное событие. Довициозо и остальной MotoGP вряд ли вернутся к гонкам раньше июля-августа.