Петруччи: Как и Робертс, Маркес изменил пилотаж MotoGP

7 лет и 6 титулов назад у Марка Маркеса не было титула MotoGP. Но в 2013-м свежий чемпион Moto2 20 лет от роду, проведя дебютную кампанию MotoGP, набрал 16 призов, включая 6 победных, и с 4-очковым преимуществом опередил Хорхе Лоренсо, действующего чемпиона старшей категории Гран-При. Муравей попал в мишень с первой попытки.

В 2019-м количество титулов пилота Repsol Honda выросло до 6 за 7 попыток. Байк #93 Honda заметно доминировал над соперниками, и еще значительнее выделялся среди союзников. Впервые за 7 лет в MotoGP феномен из каталонского городка Сервера стал единственным пилотом Honda, выигрывающим гонки. В 2013 — 2017 годах на таком же RC213V добивался успехов его напарник Дани Педроса, в 2016 и 2018 годах было 3 триумфа у независимого ездока LCR Honda Кэла Крачлоу. В минувшем сезоне союзники почти не помогали: Крачлоу, Хорхе Лоренсо и Такааки Накагами принесли Honda 0 побед.

Если кратко, сезон 2019 стал битвой Маркеса и 2 пилотов Ducati, рассказал Данило Петруччи в разговоре с crash.net. Ездок Ducati Team пытался помочь напарнику Андреа Довициозо остановить испанца, вместе они выиграли заезды в Лосаиле, Муджелло и Ред Булл Ринге. Однако пытался недостаточно: Маркес ответил на это 12 победами и новой Тройной короной для Honda — личным, марочным и командным титулом. Ducati не досталось и одного:

Есть один ключ к прочтению чемпионата этого года: Маркес в одиночку бился со мной и Андреа [за командный титул].

Когда Марк примерил корону MotoGP с первой попытки, это был хороший повод вспомнить другого пилота, которому тоже удалось. 35 годами ранее, в 1978-м американец Кенни Робертс-старший сделался чемпионом 2-тактного 500-кубового MotoGP в дебютную кампанию. Как и Маркес стал локомотивом Honda, Робертс был лидером Yamaha. Он принёс «камертонам» титулы 1978 — 1980 годах, и за 6 лет в чемпионате всего раз (в 1982-м, когда был травмирован на ГП Великобритании и был бит Грэмом Кросби — гонщиком команды 15-кратного чемпиона Джакомо Агостини) не смог стать лучшей Yamaha.

Шин и Робертс (Сильверстоун, 1979)

Барри Шин и Кенни Робертс (Сильверстоун, 1979)

Публика и райдеры запомнили Робертса не только за успехи, но и за новаторство. Американец был первым гонщиком в GP500, которым стал касаться коленями асфальта, ради чего приклеивал на колени липкой лентой куски автомобильных покрышек — прародителей современных коленных слайдеров. Техника, которую Робертс подсмотрел на тренировке талантливого финского гранприйца Ярно Сааринена, стала для всех неотъемлемой частью пилотажа прототипов, а позднее — и спортбайков помедленнее.

Петруччи заметил, Маркес и здесь похож на Короля Кенни. Правда, его посадку на мотоцикле до сих пор никто не скопировал во всех деталях. Испанец остаётся единственным, который в поворотах умеет зависать под мотоциклом в таком положении, при котором внутренний локоть и колено становятся точками опоры в случае, если переднее колесо начинает терять контакт с асфальтом и валить байк на бок.

В 2019 году чемпион Repsol Honda упал 14 раз, и вероятно, благодаря уникальной посадке в седле предотвратил такое же количество аварий. Это больше никому не под силам:

Марк всегда двигает предел вперёд. Я горжусь, что гонял не только с ним, но и с Хорхе [Лоренсо], Валентино [Росси], Дани [Педросой], Кейси [Стоунером] — людьми, которых я видел по телевизору. Иногда я мог их побить, но у меня всегда оставалось такое ощущение, что они — правда большие чемпионы.

Марк… Конечно же, мы еще не до конца осознали, что он меняет эпоху мотоциклов. Я много разного читал про Кенни Робертса, который первым коснулся земли коленом, старался создать другой способ ездить на байке. А Марк такой же, он правда изменил способ езды.

Посадка, которую изобрёл Муравей, спасала его не только от аварий на тренировках, но и в гонках, и за 7 сезонов сэкономила уйму очков. Это один из факторов, который привёл его к 6 титулам MotoGP. Другие пилоты с традиционной «вертикальной» посадкой, к которым себя относит Данило, не в состоянии сымитировать чудо-технику —  в поворотах они слишком далеки от асфальта. Когда рефлекс заставляет их оттопыривать локти и колени, байк почти прилёг на бок и авария неизбежна:

Конечно же, его тело всегда ближе к земле по сравнению с другими ездоками. Я видел много-много кадров, как он старается отловить байк, и он способен на это только потому что когда начинает наклонять байк, он правда становится единым «куском» с байком. Если посмотреть кадры спереди, он всегда первым по сравнению с другими ездоками касается земли локтем и коленом.

Я из тех ездоков, у которых тело дальше от мотоцикла, но он всегда готов поднять байк, когда есть риск разбиться. Можно попробовать делать [как он], но это неестественно. Когда реально напираешь на свой предел, иногда чуешь, что байк падает, и нельзя ничего поделать, потому что к моменту, когда касаешься локтем, рулевое уже ушло.

Но он всегда на 10-15 см ближе к земле, так что он живее реагирует, но особенно он дотрагивается до земли локтем каждый раз на случай, если надо отловить байк, и особенно чтобы быть быстрее в середине поворота. В этом году мы видели много-много отловов, и думаю, вот по этой причине. Представьте, сколько раз бы он разбился, если б не ловил байк? Может, он бы не выиграл титул. Он делает столько отловов, что это невероятно.

С 2012 года Петруччи провёл 8 сезонов и 137 гонок MotoGP. Триумф в Муджелло-2019 стал его единственным золотом за этот период, но им можно гордиться в любом случае. Итальянец на итальянском мотоцикле на последнем круге вышел победителем из схватки на живописном итальянском треке, одолев Довициозо (победителя Муджелло-2017) и Маркеса (победителя Муджелло-2014).

На не самом удобном для себя треке Марк был как всегда силён, но Данило был чуть сильнее и проехал под флагом на 0,043 секунды раньше. За 19 попыток это была единственная, когда Маркес приехал на финиш после Петруччи. За остальные 15 раз, когда оба финишировали, впереди была #93 Honda.

Теперь Данило знает цену победе в MotoGP, однако к битве за чемпионат это не приблизило. 29-летнего итальянца нельзя отнести к элите MotoGP, которая решает судьбу чемпионатов. С его позиции можно лишь догадываться, что значит провести на высочайшем уровне не просто 40-минутный заезд, а 9-месячный сезон. Гонщик, который относится к себе довольно критически, не забывает об этой разнице:

Даже если ты правда-правда быстр, а у него, может, проблемы, он всегда старается тебя побить! И в этом году я иногда чувствовал… Не то что бы не везло, а грустно, потому что я ставил быстрейшее время круга, а он потом бил меня! Но таковы гонки.

Я из тех немногих ездоков, которые в этом году смогли побить его и победить, да и хорошо делить трек с чемпионом, который изменил эру мотоциклов, как и Валентино, например. Но я прожил большую часть эры Валентино только смотря телевизор, потому что когда я присоединился к MotoGP в 2012-м, у него были большие затруднения [в Ducati], так что когда я был на треке, ни разу не видел, как он выигрывает чемпионат.

Я всегда с большим уважением отношусь к ребятам вроде Валентино, Марка, Кейси, Дани, Андреа и Хорхе, потому что понимаю, насколько трудно ездить на байках MotoGP, насколько трудно выиграть гонку. И я могу только догадываться, насколько трудно выиграть чемпионат. Я по-крупному уважаю всех райдеров.